АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Керимсал Жубатканов, руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жангыру» КРМУ: Казахстан. Вчера и Сегодня.[:]

[:ru]

В своей статье о духовном возрождении, наш Президент говорит о важности формирования эволюционного взгляда на развитие общества и государства. Вся история человечества показывает, что здесь есть две противоположных формы общественно-исторического развития – это эволюционная и революционная. Эволюция – это есть постепенное количественное и качественное изменение в социальном и историческом развитии конкретного народа, страны или всего человечества. Процесс развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества в новое.
Революция – это есть противовес эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к новому качеству через весьма кадинальные и не всегда полностью позитивные изменения.  Обычно эволюционное развитие характерно для внутриэтапного развития, революционное же развитие — для перехода от одного этапа к другому.  С точки зрения формационного и технократического подходов, революции в истории — благо, через них осуществляется общественный прогресс, общество быстро достигает желаемых целей. Цивилизационный подход отрицает необходимость революционной формы перехода к высшим ступеням общественного развития, поскольку революции обычно связаны с жертвами, со смертью людей, а это античеловечно.
 Эволюционное развитие в конечном итоге приводит к тем же результатам, но более гуманно — оно сохраняет человеческие жизни. В теории культурно-исторических типов данные проблемы не поднимаются. Таким образом, можно выделить два способа (механизма) развития общества:  

  • через борьбу, революцию и конфронтацию различных социальных групп;
  • через их согласие или эволюцию, консолидацию усилий, уравнивание условий существования и развития.

Что дала казахам революция

7 ноября прошлого года исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции или как сейчас именуют октябрьскому перевороту. Несомненно, что это было событием мирового порядка и эпохальным событием, которое определило ход мировой истории, а также народов бывшей Российской империи, бывшего СССР, сегодняшнего СНГ на весь 20 век и некоторым образом влияет на мир и страны СНГ по сегодняшний день.

В России идет процесс осмысления и вынесения выводов, которые будут влиять на последующую историю, политику, жизнь и развитие этой великой страны. Хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу этого исторического события для нашей страны — Республики Казахстан.

Несомненно, что Казахстан как одна из окраин царской России была малоподготовленна как экономически, так и политически к приходу новой социалистической власти в лице Советского правительства, которое возглавил лидер большевистской партии В.И.Ленин.

Казахский народ был в течение ряда веков из-за колониальной политики царизма в самом наихудшем состоянии: т.е. был согнан из пригодных для кочевания пастбищных земель в самые худшие для кочевания и ведения кочевого скотводства пустынные и полупустынные земли Казахстана (по существу, казахов ждала постепенная и незаметная деградация по всем пунктам существования как народа), шел процесс русификации, который интенсивно продолжился и в советское время, любые попытки защиты своего естественного права на нормальное  и полноценное существование как народа  царизм не признавал и жестоко подавлял любые виды и формы сопротивления местного населения, но наряду с этим шел процесс появления первых промышленных объектов, хотя это и были предприятия по добыче и первичной переработке сырья, но не конечной готовой продукции, тоже самое будет в бытность СССР, железных дорог.

В тоже время именно тогда начался процесс формирования будущего межнационального согласия и совместного дружеского проживания между простыми людьми коренной и других национальностей, Казахстан становился сырьевым придатком царизма как в сельскохозяйственном, так и промышленном отношениии. Эта тенденция продолжится и укрепится в советское время.

Понятно, что местное население в целом и в основном поддерживало, появившееся в 1917 году, национально-демократическое движение Алаш во главе с Букейхановым. И выступало за провозглашение казахской национальной государственности. Но ни царизм, ни большевики этого не приняли и были врагами Алашу. Нужно отметить, что в 1917 -начало 1930 гг. большевики привлекли на свою сторону деятелей движения Алаш, хотя это было и временно, и использовалось большевиками для увеличения своего авторитета и влияния на местное коренное население. Затем уже в сталинское время все участники Алашского движения оказались т.н. врагами народа, буржуазными деятелями, агентами иностранных разведок и т.д. Было сделано все, чтобы о них не помнили или вспоминали лишь как каких-то врагов и вообще моральных ничтожеств. Чтобы к ним никогда ни у какого не возникало никакого человеческого интереса.

Утеря языка

И такие репрессии шли постоянно, но после смерти Сталина, они приобрели скрытую форму. Когда казахский язык стал быстрыми темпами терять свое главное значение в республике и его знание давало гарантию лишь быть востребованным в сельском хозяйстве Казахстана, а именно в его животноводческой отрасли.

Целинная кампания усилила такую тенденцию и полностью низвела казахский язык как второстепеный и не имевший важную функцию в общественно-политической, социально-экономической и научно-культурной областях жизнедеятельности Казахской ССР. Целина привлекала большое количество случайных лю­дей, приехавших за длинным рублем. Из 650 тысяч человек, приехавших в Северный Казахстан за пер­вые два года, действитель­но нужных людей было всего 130 тысяч. Освоение целины способ­ствовало притоку населения из других республик, снижению роли национальных обычаев и традиций, сокращению количества школ на казахском языке. Уменьшилось издание национальной лите­ратуры и периодической печати. В северных областях обостри­лись языковые и демографические проблемы. (1) Всякие попытки робкого протеста жестко и резко подавлялись. Примеров политического преследования немало было и в Казахстане. Например, судьба учителя русского языка из Восточно-Казахстанской области М. Еликбаева, фронтовика, специалиста с высшим образованием. Он написал письмо на имя Н. Хрущева, который осенью 1953 года был назначен Первым секретарем ЦК КПСС, где Еликбаев высказался о нарушениях прав личности, некоторых искажениях в области национальной политики, в частности, о сокращении школ с казахским языком обучения и других недостатках проводимой властями политики. После предпринятых Комитетом государственной безопасности и Курчумским райкомом партии Восточно-Казахстанской области воспитательных мер его исключили из рядов КПСС. Далее непокорного учителя загнали в психбольницу, а когда тот объявил голодовку, то насильно кормили через зонд. Всего же, по данным работников Минздрава СССР, карательным санкциям через психиатрию подверглось более 90 тысяч «инакомыслящих» в стране.(2)

 

Декабрь 1986 года

Другой яркий пример репрессивной политики государства, которая возникла, благодаря революционным событиям 1917 года – это события декабря 1986 года в Алматы. 17-18 декабря 1986 года молодежь Алма-Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, не желающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция и советские законы.

Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. По некоторым источникам, в ходе трагических событий 17-18 декабря погибло более 150 демонстрантов, в лечебные учреждения Алматы попали 540 человек, более 200 были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1700 человек. При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек — из комсомола и 52 человека — из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений — более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию.

В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма». Нарушением конституционных принципов равенства граждан независимо от национальности стала практика процентного квотирования рабочих мест и приема в вузы, введенная в 1987 году. Демагогические заявления Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, поиском «националистов» и «коррупционеров».

Тем не менее, нужно подчеркнуть, что Декабрьские события 1986 г. в Алматы стали катализатором демократизации политической жизни всего Советского Союза и имели важное историческое значение как для народов СССР, так и всего мир. Кроме того, это было первое демократическое выступление против существующей политической системы на территории бывшего СССР, которое открыло путь в стремлении казахского народа к независимости суверенитету.

Национальный вопрос в независимом Казахстане

Необходимо отметить, что независимый Казахстан во главе с его Президентом Н.А.Назарбаевым, начиная с 1991 года и по современное время, всегда уделяли самое высокое и серьезное внимание национальному вопросу или межнациональным отношениям в республике. Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются: — учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики; — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; — запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; — сохранение исторически сложившейся целостности республики; — гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан; — содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан; — своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; — запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; — защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права. Все эти принципы в настоящее время воплощаются в жизнь. Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий. Благодаря этому в Казахстане на протяжении уже 30 лет не произошло ни одного политического массового столкновения на этнической или религиозной почве. Можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая равенство прав и свобод всех, независимо от этнической или религиозной принад­лежности. Опыт межэтнической политики, осуществляемой Казахстаном, получил высокие оценки со стороны мирового сообщества и вызвал интерес стран со схожим полиэтническим составом населе­ния.

Современный Казахстан

В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внут­реннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляю­щих единый народ Казахстана — народ, который активно строит современное и конкурентоспособ­ное светское государство. Казахстан заинтересован в расширении и углублении так называемого диа­лога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить с международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства.

В советское время нас учили, что через Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года в СССР строилось общество социальной справедливости и однородности. На этом и базировалась марксистско-ленинская идеология и внешняя и внутренная политика Советского государства. Через диктатуру пролетариата — к социальному равенству и однородности. Однако на практике все попытки перейти от противостояния буржуазии и пролетариата к социально-однородному обществу всегда заканчивались неудачей. В советском обществе всегда имелось противостояние — между теми, кто у власти, у распределения материальных и прочих благ, и теми, кто лишен этого. Положение человека в советском обществе зависело не от его конкретных способностей, трудолюбия, а от близости к системе власти в Советском государстве, что характерно для всех неразвитых обществ. Это постепенно привело к незаинтересованности людей в труде и к краху советского общества.  Согласно второму способу, через эволюционное развитие строится общество равных возможностей на базе частной и других видов собственности, политического и идейного плюрализма. Главное в строительстве такого общества — добиться, чтобы каждый имел равные возможности в достижении желаемого социального статуса. Сам же социальный статус тех или иных занятий находится в постоянном развитии. Если возникающие здесь противоречия не решаются, то в обществе возникает напряженность, которая должна сниматься разумными действиями, не доводящими дело до социальных конфликтов, тем более до революций.  Как показывает современная практика и современная мировая история, такая модель развития наиболее экономически эффективна и наиболее отражает общий интерес.  Сегодня к такой модели человеческого, государственного, общественного и исторического развития стремятся все страны в мире, включая и Республику Казахстан и другие страны СНГ.

  1. Казахстан в начале 50-х – середине 60-х гг. (http://megamozg.kz/index.php?id=623&page=view_mat&partition=other&subpartition=articles_historykaz)
  2. Общественно-политическая жизнь в республике в 1950-е годы. (http://bibliotekar.kz/istoriki-kazahstana-za-9-klass-nachalo-x/2-obschestvenno-politicheskaja-zhizn-v-r.html)

[:]