[:ru]
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынова
Одним из лидеров национально-освободительного движения в Казахстане начала XX века, был государственный деятель, основатель казахского языкознания и литературоведения, реформатор казахской письменности в начале ХХ века, просветитель Ахмет Байтурсынов.
Тюрколог, публицист, педагог, переводчик, общественный деятель Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в селе Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области.
В возрасте девяти лет, окончив русско-казахскую школу, Ахмет поступил в Оренбургскую четырехлетнюю школу для подготовки учителей. В 1895 году по решению педагогического совета он стал учителем начальной школы.
В 1895 году началась трудовая деятельность молодого Ахмета. До 1909 года он преподавал в русско-казахских школах в Актюбинской, Костанайской и Каркаралинской областях, работал учителем в Каркаралинском училище, затем в Омске, а потом в Тургайском областном народном училище.
Политический путь Ахмета Байтурсынова начался в 33 года. Ахмет Байтурсынов, один из соавторов петиции Каркаралы, написанной в 1905 году на Кояндинской ярмарке. Ее подписали 14 500 человек.
В ней требовали отмены царской цензуры, реформирование царской судебной системы в Казахстане с учетом интересов казахского населения, развитие народного образования в соответствии с интересами казахского народа, свободы совести, свободы религии, публикации казахских газет, открытие казахских издательств и отмены переселения крестьянства из европейской части Российской империи в казахскую степь.
С этого времени Байтурсынов был взят под контроль царской охранки. В 1908 году он был заключен в каркаралинскую тюрьму за свои политические взгляды и через два года был выслан в Оренбург. Он был также подвергнут тюремному заключению, когда находился в Семипалатинске. Ахмет Байтурсынов за публикацию статей, описывающих социальное положение казахского населения и колониальную политику царизма в отношении его подвергнут тюремному заключению.
Говоря о жизни Байтурсынова в Оренбурге, необходимо заметить, что она была самой плодотворной в его общественной и политической деятельности. Он был соавтором первой национальной газеты «Казах», основанной им совместно Алиханом Бокейхановым и Миржакыпом Дулатовым, в ней они поддерживали нарождающуюся казахскую национальную интеллигенцию.
В 1917 году, после падения царской власти в России, многие казахи, включая Байтурсынова, вздохнули с облегчением, ведь Февральская революция дала надежду на самоуправление и избавление от гнета. Воспользовавшись моментом, Ахмет со своими сподвижниками создал партию «Алаш», которая стала во главе новой автономии Алаш-Орда.
Это государство просуществовало до 1920 года, пока не было вынуждено перейти под контроль СССР. После этого Алаш-Орду ликвидировали как государственное образование. Всех родоначальников автономии амнистировали, однако к концу 1930-х мало кто из них остался в живых.
Ахмет Байтурсынов был членом рабочей группы по подготовке программы партии Алаш, а на 2-ом Всеказахском съезде Алаш-Орды по его инициативе был создан Комитет по образованию, Байтурсынов единогласно был избран на пост председателя Алаш-Орды.
В марте 1919 года Ахмет Байтурсынов поехал в Москву для переговоров с советским правительством от имени правительства Алашорды; Ахмет Байтурсынов был назначен заместителем председателя Совета народных комиссаров и Казахского военно-революционного комитета.
Под влиянием Байтурсынова советское правительство принесло извинения руководителям и членам Алаш-Орды. В 1920 году он направил письмо правительству Ленина с резкой критикой первого шага в управлении Казахстаном. В качестве члена Казревкома Байтурсынов активно участвует в процессе определения казахстанско-российской границы.
После официального протеста Байтурсынова против решения о присоединении Костанайского области к Челябинской области, советское правительство приняло решение о возвращении Костанайской области в состав Казахской АССР.
Ахмет Байтурсынов был членом правительства Казахской АССР, созданного в августе 1920 года, а в 1920-1921 годах занимал должность Уполномоченного по национальному образованию Казахской АССР.
В 1922 году работал в Академическом центре при Народном комиссариате просвещения Казахской АССР, в Научно-литературной комиссии при Народном комиссариате торговли в 1922-1925 годах и председателем Исследовательского общества Казахской АССР.
Ахмет Байтурсынов принимал активное участие в политической борьбе за свободу и равенство казахского народа под руководством Алихана Бокейханова. Принимал самое прямое участие в создании национально-патриотической политической партии «Алаш». Алихан Бокейханов был одним из лидеров казахского народа и партии «Алаш».
Ахмет Байтурсынов внес большой вклад в сбор и издание казахских народных сказок. Байтурсынов также переводил на казахский стихи Пушкина, Лермонтова, Вольтера и др. Ахмет Байтурсынов написал учебники по казахскому алфавиту и казахскому языку.
Алфавит Ахмета Байтурсынова, изданный в типографиях Уфы и Оренбурга в 1911–1912 годах, был переиздан 7 раз и широко использовался в учебном процессе в казахских школах в 1920 – середина 1930-х годов.
2 июня 1929 года Ахмет Байтурсынов был арестован в Алматы вместе с 43 активистами движения «Алаш» и до конца этого года был отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве для расследования. В следующем году он был приговорен к смертной казни по решению «тройки» ОГПУ при Совете народных комиссаров СССР.
Но это решение много раз менялось. В январе 1931 года он был осужден на десять лет лагерей, а в ноябре 1932 года был отправлен в ссылку в Архангельск. В 1934 году с помощью жены Горького Е. П. Пешковой Байтурсынов был досрочно освобожден и вместе со своей семьей вернулся в Алматы.
К сожалению, письмо Сталина в редакцию журнала «Ак жол» от 29 мая 1925 года послужило основой для нового политического преследования Ахмета Байтурсынова и его последователей как «казахских националистов». В декабре 1937 года новая волна сталинских репрессий обрушилась на Ахмета Байтурсынова. Его около года держали в тюремных казематах.
На одном из бесконечных допросов на вопрос чекиста о приверженности власти Байтурсынов ответил: «Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддержит мои начинания!»
В начале зимы 1938 года его расстреляли.
[:]