АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ПРАГМАТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА[:]

[:ru]

Согласно статистике каждый второй житель Казахстана – это представитель молодежи в возрасте до 30 лет. Представители новой генерации страны, являющиеся, по сути, ровесниками Независимости, отличаются видением перспектив собственного будущего, стремлением к получению качественного образования и уже с подросткового возраста имеют четкую жизненную стратегию.

Современная казахстанская молодежь готова конкурировать в сфере образования в международном масштабе. Наши школьники завоевывают золотые медали на международных предметных олимпиадах и конкурсах, тысячи талантливых студентов обучаются в лучших университетах мира.  К примеру, в 2017 году 11-классник из Павлодара Амир Мохаммед-Али стал победителем 58-й Международной математической олимпиады, проходившей в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Его конкурентами стали 620 юных математиков из 111 стран мира. Примерно 140 тысяч казахстанцев получили высшее образование в престижных зарубежных вузах, начиная с момента приобретения Независимости.

Конкурентоспособность и прагматизм, обозначенные в программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», рассмотрены в двух уровнях – индивидуальном и национальном. «Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность»[1]. В контексте этой идеи, молодежь Казахстана демонстрирует высокие адаптивные способности и прагматизм, которые выражаются в точном знании своего потенциала, его экономного расходования и умении планировать свое будущее. Конкурентоспособность страны интерпретируется социально-экономическими факторами, включающими в себя показатели качества человеческих ресурсов, эффективности финансовых вложений и степени развития инфраструктуры.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в 2017-2018 учебном году в Казахстане обучалось 496,21 тыс. студентов. Согласно данным UNESCO, количество казахстанских студентов за рубежом составляет 89,66 тыс. в 2017 году. По сравнению с 2007 годом (32,14 тысяч человек) фиксируется резкий

Рис. 1. Количество казахстанских студентов, обучающихся за рубежом[2].

 

рост числа казахстанцев, обучающихся за рубежом.

Рисунок 2. Структура расходов населения на образование, %

 

Кроме того, по состоянию на 1 июня 2018 г. за 25 лет реализации программы «Болашак» присуждено 12 898 стипендий. Из них в первые десять лет с 1994 по 2004 годы – присуждено 785 стипендий, с 2005 по 2017 г. – 12 046 стипендий. По результатам заседания Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом от 24 мая 2018 г. стипендия «Болашак» присуждена 67 претендентам. Из общего числа выпускников 53% завершили обучение по гуманитарным специальностям, 37,8% – инженерно-технические,   7,4% – медицинские и 1,8% – творческие специальности. На данный момент на обучении находятся 1 255 стипендиатов, из них 14 человек – по программе бакалавриата, 1 067 – магистратуры,120 – докторантуры, 1 – аспирантуры, 53 человека проходят стажировку. Распределение стипендиатов по странам: в Великобритании и Ирландии – 48,8%, США и Канады – 37,1%, странах континентальной Европы – 4,7%, Азии и Океании – 4,8%, Российской Федерации – 4,6%. 

В докладе ПРООН за 2017 год «Человеческое развитие для всех и каждого» внимание фокусируется на новых навыках человека, актуальных в XXI веке. «К 2020 году изменятся более 1/3 знаний и навыков важных для трудовой деятельности. Овладение навыками должно стать частью процесса образования в течение жизни, нацеленного на четыре критерия: критическое мышление, коллаборативность, креативность и коммуникативность»[3]. Таким образом, в Повестке дня устойчивого развития до 2030 года концепция человеческого развития получила новый контекст.

Необходимость инвестировать в качественное образование отчетливо понимают и родители казахстанских школьников и студентов. В общей структуре расходов на образование, согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК в 2016 году население больше всего потратило средств на высшее образование – 1/5 часть всех затрат[4]. (см. Рисунок 2).

Государство также уделяет большое внимание развитию системы образования. К примеру, для совместных образовательных и исследовательских программ в вузы РК, начиная с  2010 года было привлечено свыше 8 тысяч зарубежных ученых и преподавателей ведущих вузов Европы, США, Российской Федерации, Юго-Восточной Азии и др. Согласно Национальному докладу о состоянии и развитии системы образования РК, показатели образования Казахстана демонстрируют прогресс в ведущих международных рейтингах: Индекс развития образования (ИРО), Индекс человеческого развития (ИЧР), Индекс человеческого капитала (ИЧК), Индекс развития ИКТ (ИРИКТ), Индекс глобальной конкурентоспособности (ГИК) и IMD.  

Новые навыки и компетенции человеческого капитала напрямую связаны с развитием современного общества. Глобальный Интернет и электронные библиотеки, информационные базы данных и автоматизация рабочих мест требуют IT-компетенций населения. И это тоже является элементом национальной конкурентоспособности. Мировая практика свидетельствует о значительном цифровом разрыве стран. По индексу развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) Казахстан занимает 52-е место из 176 стран в мире и третье в СНГ[5]. Первые три места в рейтинге занимают Исландия (8,98), Республика Корея (8,85) и Швейцария (8,74). В регионе СНГ Казахстан входит в тройку лидеров после Белоруссии (32-е место) и России (45-е место). К примеру, в прошлом году казахстанские студенты вошли в ТОП-10, заняв 8 место среди команд 163 стран мира на международной олимпиаде по робототехнике First Global, ключевой темой которого стало обеспечение доступа к чистой воде.

В целом, можно говорить о том, что современная казахстанская молодежь достаточно прагматична и конкурентоспособна. С одной стороны, это обусловлено требованиями самого времени, с другой – внутренняя модернизация казахстанцев, «перезагрузка» сознания с учетом глобальных и индивидуальных потребностей формирует нацию сильных и ответственных людей. Поэтому вполне очевидно, что в быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать человеческий капитал, потенциал которого в большей степени сосредоточен в молодежи.

 

Мадина Нургалиева,

заместитель директора

Казахстанского института

стратегических исследований

при Президенте Республики Казахстан

[1] Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года. См. http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya. Дата доступа: 26.06.2018 г.

[2] Данные ЮНЕСКО. http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow. Дата обращения: 26.06.2018 г.

[3] Доклад о человеческом развитии. Human Development Report, 2016. http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf. Дата доступа: 26.06.2018 г.

[4] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан за 2017 год. http://iac.kz/sites/default/files/nacdok-2017_ot_kgk_final_09.08.2017_10.00-ilovepdf-compressed.pdf. Дата доступа: 26.06.2018 г.

[5] Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникативных технологий. http://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info. Дата обращения: 26.06.2018 г.

[:]