[:ru]
В ходе президентской гонки во Франции российские государственные СМИ использовали сомнительные результаты социологических исследований, пытаясь продвинуть кандидатуру Франсуа Фийона, в то время как согласно другим опросам он находился всего лишь на третьем месте.
Сообщается, что незадолго до первого тура выборов Избирательная комиссия Франции опубликовала предупреждение о том, что опрос информационного агентства Sputnik, согласно которому Франсуа Фийон лидирует в предвыборной гонке, противоречит общественному мнению и не считается «социологическим исследованием» согласно французскому законодательству.
«Этот опрос для Sputnik проводила компания Brand Analytics, которая ранее участвовала в совместных проектах с государственной организацией Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Главным клиентом ВЦИОМ выступает Кремль, и он же решает, какие данные ВЦИОМ может публиковать, а какие нет. Компания Brand Analytics принадлежитроссийскому предприятию PalitrumLab, большей частью акций которого, в свою очередь, владеет системный интегратор «Ай-Теко». Заказчиками интегратора являются Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел и Министерство обороны Российской Федерации», — говорится в статье.
Авторы также заявляют о наличии доказательств того, что российские государственные СМИ регулярно публикуют не соответствующие действительности результаты опросов. Одним из примеров может послужить подтасовка результатов, касающихся общественного мнения по поводу присоединения Крыма к России. В марте, в годовщину референдума о статусе Крымского полуострова, Sputnik опубликовал результаты опроса, согласно которым «многие европейцы и американцы считают Крым частью России». Информационное агентство проводило аналогичное исследование в 2016 году. Оно также обнародовало результаты проведенного ВЦИОМ опроса под заголовком «Почти 80% россиян считают, что воссоединение Крыма с Россией принесло стране пользу».
Bellingcat подчеркивает, что российский телеканал RT, получающий финансирование из государственного бюджета, также был уличен в публикации сомнительных данных, связанных с опросами общественного мнения. В статье, выпущенной RT в марте, указано, что согласно проведенному в Нидерландах в ходе предвыборной гонки опросу «большинство голландцев не хотят оставаться в Евросоюзе». Опрос был выполнен исследовательским центром Bruges Group. Газета The Times сообщила, что директор Bruges Group ездил в «Донецкую Народную Республику» и брал интервью у «министра иностранных дел» сепаратистов. По словам RT, «большинство голландцев — 56% — находят привлекательной идею нексита (термин образован по аналогии с брекситом)». При этом исследование не содержало прямого вопроса о том, следует ли Нидерландам выйти из состава Евросоюза, и цифра 56% приведена без учета тех респондентов, которые воздержались, дав ответ «Не знаю».
[:]