АЛТЫНОРДА
Новости мира

Кревская уния – день единения белорусов и поляков

ЛитвиныНа этой неделе литвины (нынешние белорусы) и поляки вспоминают день единения своих народов – день подписания Кревской унии.
Состоялось это событие 14 августа 1385 года и означало, по сути, новый этап развития одного из сильных государств того времени, простирающегося от Балтийского до Черного морей, – Великого княжества Литовского (*), жители которого назывались литвинами, а позже получившие в царской России название – белорусы.

Предыстория такова, что, во-первых, польские, литвинские и московские земли, опустошаемые немецкими крестоносцами под флагом католического миссионерства, вынуждены были объединить усилия в борьбе с общим врагом, расширяющим свои прибалтийские владения все далее на восток. Тевтонская угроза содействовала польско-литовской унии, но отнюдь не была ее основной причиной.

Кроме того, знать Великого княжества Литовского (ВКЛ) стремилась, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить свои владения. Польская шляхта же, в свою очередь, надеялась инкорпорировать в состав Польши само ВКЛ вместе с ее восточными землями. Необходимо было обеспечить спокойствие польских границ: поляки жестоко страдали от набегов литвинов, которые только за один поход в 1376 году вывели из Польши 23 тысячи пленных.

Сближение ВКЛ с Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект. Великое княжество оставалась последним в Европе языческим государством, где языческое меньшинство доминировало над христианским большинством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Такая ситуация ставила ВКЛ в изолированное и весьма уязвимое положение. Христианизация страны была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литвинской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор, выбор этнокультурной ориентации.

В начале лета 1385 года три больших посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси). И 14 августа стороны подписали условия объединения двух государств. Ягайло получил право вступить в брак с польской королевой Ядвигой и стать «королем Польши, верховным князем Литовским и дедичем Русским». Однако Великий князь должен был выполнить и ряд обязательств: Ягайло обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского». Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.

Войска, законодательство и судебная система, а также казна (включая денежную эмиссию) оставались раздельными, сохранялась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов.

Литвин

Однако на практике инкорпорировать такое сильное государство, как Великое Княжество Литовское, было невозможно. Благодаря политической активности недовольных унией общественных кругов ВКЛ этот план так и не стал реальностью. Уже в 1386 году восстал князь Андрей Полоцкий, считавший, что после принятия католичества Ягайло не имеет права быть главой Великого княжества.

В тоже время, несмотря на все противоречия такого объединения, условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, окончательно объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию.

Таким образом, 14 августа 1385 года является важным политическим событием в истории белорусского государства, стоявшей перед выбором восточной или западной этнокультурной ориентации. Уния не принесла ожидаемого мира и процветания на литвинскую землю. Наоборот, она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном Кейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими жертвами и материальными разрушениями. Также до 1385 года в развитии Великого княжества доминировало преимущественно литвинское (белорусское) начало, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе старобелорусского языка. Им пользовались не только простой народ, но и канцелярия, и великокняжеский двор. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII века к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.

 

* не путать с современным государством Лиетува (Lietuvos Respublika), где проживают лиетувцы, потомки так называемых малых народов – жамойтов и аукштайтов – населявших некогда северо-западные земли ВКЛ.

 

Автор: Денис Гайшун