содержание
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Значение отношений собственности для функционирования экономических систем…………………..5
ГЛАВА 2. Преобразование форм собственности как необходимое условие многоукладности современной экономики……………………………………………………………………8
ГЛАВА 3. Процесс преобразования отношений собственности в Казахстане………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность — это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. Однако, по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представления о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.
Идеологу мелкобуржуазного социализма П.Ж.Прудону (1809-1865) принадлежит знаменитая фраза: «Собственность — это кража».[1] Здесь, как видим, есть одна ценная деталь. Если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь. Значит, не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности. А, например, в кодексе Наполеона говорилось, что «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом». Как видим, отношения собственности здесь представлены в форме юридических отношений, где субъекты наделены правом пользования материальными ценностями.
Из вышесказанного следует, что собственность в юридическом смысле устанавливает имущественные отношения. Собственность же в экономическом смысле — это сложные хозяйственные отношения между людьми, которые существуют в производстве и имеют в нем глубокие корни.
В связи с этим отношение собственности касаются:
а) присвоения;
б) хозяйского использования материальных средств;
в) экономической реализации собственности.”[2]
Известный американский экономист Роберт Пиндайк пишет, что «присвоение решающих материальных средств созидательной деятельности –это сердцевина каждого общественного производства. От него зависит несущая конструкция экономики: в какой общественной форме соединяются в технологическом процессе работники и вещественные условия их труда».[3]
Можно без преувеличения сказать, что экономические эпохи различаются по типам собственности. Поэтому, зная, какая собственность утвердилась в производстве, мы можем составить правильное представление об экономическом строе общества в целом.
В связи с этим считаю возможным раскрытие темы курсовой работы по следующему плану. Сначала необходимо понять экономическое и юридическое содержание собственности (понятия которых тесно взаимосвязаны) и ее значение для функционирования экономической системы. Перейдя к классификации форм собственности, теоретически раскрыть необходимость изменения форм собственности в условиях рыночной экономики. И, наконец, показать, как происходит смена формы собственности путем приватизации и разгосударствления, а также путем создания предприятий с иностранным участием как направлением инвестиционной деятельности страны. В Казахстане этот процесс уникален.
Актуальность темы курсовой работы проявляется в том, что существует необходимость проанализировать итоги разгосударствления в нашей стране. Н.Назарбаев отметил, что «приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться».[4] Следующий шаг -формирование фондового рынка (рынка ценных бумаг) в Казахстане согласно мировым стандартам и создание благоприятного инвестиционного климата со всесторонним учетом внешнего долга страны.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Экономическую систему образуют единство и взаимодействие технико-экономических (по поводу использования природных ресурсов) и социально-экономических (производственных — между людьми) отношений. Производственные отношения определяются собственностью на факторы производства.
Собственность — это исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ (средств и предметов труда) в процессе их производства. Обмена и потребления. Присвоение средств труда или предметов труда определенным лицом означает, что никто другой не может использовать их в процессе производства (в потреблении), не вступая с первым лицом в производственные отношения. Отношения собственности допускают возможность перехода предмета (средства) труда в собственность одного лица (присвоение) и его отчуждение от другого. Отчуждение означает лишение определенного лица возможности использовать предмет (средство) труда в производстве, потреблении, что также предполагает производственное отношение между двумя лицами (например, продажу). Следовательно, отношения собственности — это прежде всего отношения присвоения и отчуждения. Между ними скрыта система отношений пользования и распоряжения. Отношения пользования позволяют использовать средства или предметы труда с определенной выгодой. Отношения распоряжения дают возможность управлять процессом использования собственности.
Таким образом, экономическое содержание собственности (присвоение — отчуждение) — это система производственных отношений между людьми. Экономические содержание собственности раскрывается через ее функционирование: владение, управление, контроль. Главным в функциональной характеристике собственности является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности. Субъектами собственности могут выступать люди, предприятия, государство. Объектами собственности являются экономические ресурсы и готовая продукция.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Так, рыночное хозяйство возникает лишь при условии, что участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Дело в том, что в рыночном хозяйстве обмен результатами экономической деятельности между ее субъектами осуществляется на эквивалентно-возмездной основе. Это означает, что каждый участник обмена участвует в нем лишь потому, что в продукте (работе, услуге), на которые он обменивает свой продукт (работу, услугу), видит эквивалент последнего. В противном случае обмен не состоится. Вместе с тем эквивалент-но-возмездный обмен возможен только при условии, что его участники признают друг в друге равноправных обособленных собственников обмениваемых ими продуктов (работ, услуг). Вот та основная мысль: наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства.
Присвоение — экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Противоположным присвоению являются отношения отчуждения. Они возникают, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, оставляя других людей без источников существования. Следует заметить, что нередко собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью. Он предоставляет другим лицам право владеть его вещами на определенных условиях. Тогда между собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного использования имущества. Примером может служить аренда -договор о предоставлении имущества какого-то человека во временное пользование другому лицу за определенную плату. Итак, собственность экономически реализуется, когда приносит доход ее владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению средств производства. (Это могут быть, скажем, прибыль, налоги, различного рода платежи). Как видно, отношения собственности — от начала и до конца — охватывают весь хозяйственный процесс и, естественно, пронизывают все отношения по производству, распределению, обмену и потреблению полезных благ.
Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: через владение (физическое обладание фактором производства), использование (извлечение пользы), распоряжение (юридическое оформление своей деятельности).
Понятие собственности соединяет в себе экономическое и юридическое содержание. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание получает экономическую форму реализации.
В последние десятилетия широкое распространение получила экономическая теория прав собственности Р.Коуза[5], которая посвящена проблеме влияния прав собственности на развитие хозяйственной системы. Необходимость четкого определения прав собственности, разработка юридических норм и их соблюдение рассматриваются этой теорией в качестве важнейшего условия функционирования экономической системы, так как позволяют сокращать издержки ведения экономической системы (трансакционные издержки), увеличивать объем торговли, объем продукции, способствует рациональному распределению ресурсов. Распределение прав собственности влияет на структуру и эффективность производства. А поскольку право собственности есть проявление отношений собственности, то и отношения собственности значительны для функционирования экономических систем.
ГЛАВА 2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ МНОГОУКЛАДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Рыночная экономика представляет такой тип организации экономики, в которой проблемы организации хозяйства решаются посредством рынка. Стихийно-рыночные связи (отношения купли-продажи) — определяющая и всеобщая форма хозяйствования в рыночной экономике.
Для самовыражения человека в рыночной экономике, реализации его экономической свободы необходимо многообразие видов форм собственности.
Истории известны самые разнообразные типы и виды собственности на средства производства. Многие ученые предлагают различать прежде всего два таких типа, которые обладают противоположными качествами: общую и частную собственность.
Общая собственность существует тогда, когда все объединенные в коллективы люди относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к нераздельным, совместно им принадлежащим. В этом случае устанавливается равенство совместных собственников в отношении к главным хозяйственным условиям их жизнеобеспечения. Такой тип присвоения имеет различные исторические виды и формы. Это прежде всего первобытная собственность в период родовой общины и семейная собственность. Совместной собственностью являются и такие ее формы, как государственная собственность, собственность коллектива предприятия, общенародное достояние (земля и ее недра, воды, растительный и животный мир). В связи с этим экономический закон общего присвоения выражает главную экономическую зависимость: совместная собственность на средства производства порождает коллективное присвоение всеми работниками результатов труда.
Частная собственность же имеет место, когда отдельные лица относятся к вещественным условиям и результатам производства как лично к своим. Этот тип присвоения выступает в двух видах: трудовой частной собственности и нетрудовой, которые по ряду существенных признаков являются противоположными.[6] В соответствии с экономическим законом частнособственнического присвоения при единоличной собственности на средства производства работнику достаются все плоды его хозяйствования. Система частной собственности обладает определенными свойствами, которые делают ее адекватной рыночной экономике. Исключительность частного собственника на доход приводит к тому, что только он ощущает положительные и отрицательные последствия своих действий. Это во-первых, создает стимул при принятии решений максимально учитывать возможные последствия и, во-вторых, задает критерий рациональности экономического поведения -максимальная выгода и минимальные издержки. Исключительность право отчуждения приводит к тому, что всякое благо в процессе обмена передается тому, кто предложит за нее высшую цену. В результате обеспечивается эффективное распределение ресурсов между их пользователями. Следовательно, чтобы рыночная система приобрела ведущий характер в обществе, должна господствовать система отношений частной собственности. При этом не обязательно, чтобы в частной собственности оказалась большая доля ресурсов общества. В частной собственности должен находиться самый редкий ресурс, т.е. тот, который обладает в данный момент наибольшей производительностью.
Частная собственность придает необходимую в условиях рыночного хозяйства с его стихийной динамикой устойчивость экономической среды вокруг отдельного субъекта, что приводит к формированию стабильных ожиданий от его действий. Частная собственность обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя.
Второй вид частной собственности — основа обогащения за счет чужого труда. Это означает следующее. Когда основная масса средств производства попадает в руки неимущих лиц, это означает отчуждение остальной части общества от этих благ. Тогда возникает коренное имущественное неравенство: общество раскалывается на классы (общественные группы людей), одним из которых безраздельно присваивают средства производства, а другие лишены их. В силу закона нетрудового частнособственнического присвоения все плоды трудовой деятельности неимущих и зависимых работников, применяющих чужие средства производства, попадают к их частным собственникам. Нетрудовое частное присвоение имеет, в свою очередь, исторические разновидности: рабовладельческую, феодальную и единоличную буржуазную собственность.
Исторически частная собственность эволюционирует, ее формы меняются. Первоначально возникла индивидуальная частная собственность, т.е. личное (частное) владение все предприятием. Индивидуальные собственники сами трудятся, но могут привлекать и наемный труд.
В современных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность, где личное владение капиталом заменяется коллективным совладением, хотя краеугольным камнем остается индивидуальная частная собственность на акции (пай). При акционерной собственности результаты коммерческой деятельности предприятия не подчиняются интересам одного лица, а направлены на удовлетворение интересов предприятия в целом и каждого акционера в отдельности (соответственно размеру пая — акции).
В современной экономике еще существуют государственная, кооперативная и смешанная собственность.
В смешанной собственности в разных вариантах сочетаются общее и частное присвоение. К ней мы можем отнести, скажем, собственность акционерных обществ, кооперативов, хозяйственных объединений и товариществ, совместных предприятий, где имущество образовано за счет денежных и других имущественных взносов различных собственников. Таким образом, в приведенной классификации собственности первые ее типы четко разграничены различными, иногда противоположными признаками. Между тем, в действительном развитии общества могут сочетаться разные типы и формы собственности, а также временно существовать переходные виды собственности, т.е. экономика в целом становится смешанной.
Автор В.Н. Богачев в своей работе «О рыночной экономике и эффективности капитала» пишет следующее: «Вряд ли сейчас можно найти в мире государство, где в чистом классическом виде был бы только один тип присвоения. В экономике западных стран можно обнаружить все три типа собственности. Особенно большое разнообразие такого рода наблюдается в развивающихся странах».[7]
Тот или иной вид присвоения возникает, укрепляется и сходит с исторической арены не по произвольному выбору людей. Собственность как экономическое отношение между людьми порождается объективно (независимо от их воли и желания) определенной исторической ступенью развития производства. А это означает, что механизм закономерной смены одной формы присвоения другой нужно искать в развитии производительных сил общества.
«Прогрессивное развитие рыночных отношений объективно приводит к формированию рыночной экономики. Рыночная экономика — это качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и стадиях общественного воспроизводства и регулирующих функциях государственных структур.»[8]
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
В СССР были такие отношения собственности, которые во многом не соответствовали достигнутому уровню и характеру производительных сил, а в дальнейшем превратились в главный тормоз их роста и совершенствования. «Это объясняется прежде всего тем, — пишет Т.Калманов в статье, — что в общественном сознании утвердилась следующая теоретическая догма. Создаваемый, мол, в стране социализм передает в руки государства собственность на средства производства, поскольку она стала соответствовать коллективной организации труда, общественному характеру производства. Все народное хозяйство изображалось в виде единой громадной фабрики, где каждый труженик — всего лишь «винтик», занимающий надлежащее место в государственном хозяйственном механизме.»[9]
В итоге полное огосударствление экономики выразилось в следующих, на мой взгляд, очень решающих моментах:
а) собственность народа на основные средства производства была превращена в монопольную собственность государства;
б) государственный аппарат монополизировал управление народным хозяйством;
в) государство в максимальной степени централизовало в своих руках основную массу выпускаемой всеми предприятиями продукции и финансовые средства. Трудящиеся же оказались у государства наемными работниками, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством (они имели лишь право совещательного голоса при принятии хозяйственных решений), и превратились в простых исполнителей распоряжений вышестоящих органов. Они стали относиться к государственной собственности как к «ничейной» (и мы это хорошо помним и знаем!) и не были материально заинтересованы в улучшении ее экономической реализации (т.е. увеличении дохода). Стало быть, тотальное огосударствление экономически породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства и абсолютным господством государственной собственности, а тем самым — противоречие между коренными интересами трудящихся и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.
Сейчас, как видим, это противоречие разрешается путем коренной перестройки всей системы отношений собственности. Имеется в виду, с одной стороны, преодоление государственной монополии собственности на основные средства производства, с другой стороны, значительное расширение экономической свободы и демократии граждан. Поставленная цель достигается, если сами работники присваивают условия и результаты своего труда и распоряжаются ими по своему усмотрению.
Таким образом, плюрализм форм собственности означает, что в постсоветских странах (и в Казахстане, безусловно) образуется смешанная экономика, где взаимодействуют хозяйства, базирующиеся на различных типах и формах собственности. Какая из них лучше и приносит больший экономический и социальный эффект? Как происходило преобразование форм собственности у нас в стране — об этом ниже.
Современная отечественная экономика находится в процессе постепенного перехода к рыночным отношениям. Этот переход происходит не от традиционной экономики, а от плановой. В этом состоит главная трудность перехода, так как экономика должна очиститься от последствий командно-бюрократических методов регулирования, чтобы вернуться на путь эффективного развития. Она должна преодолеть недостатки централизованного планового хозяйства и развивать рыночные отношения со всеми их атрибутами. Развитие рыночного механизма должно осуществляться в формах, свойственных его современному состоянию.
Особенность перехода Казахстана к рынку состоит и в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поэтому для развития нашей страны характерно переплетение локальных и глобальных, общечеловеческих тенденций.
Следовательно, переход к рыночным отношениям в нашей стране является не естественно-эволюционным, а реформаторско-эволюционным процессом, связанным с определенной направленность. Главным направлением в этом процессе является преобразование системы социально-экономических отношений.
В Казахстане переход к рынку начался с 1992 г. с либерализации цен. По-видимому, рост цен должен был привести в определенное соотношение спрос и предложение. Предполагалось, что цены будут формировать производство продукции. Однако такую роль цены выполняют в развитой рыночной экономике, когда имеется рыночная среда. В то время у нас не было развитого рынка. Произошло то, что выбор Правительства классической либеральной и неоклассической модели рыночного саморегулирования — свободного рынка — оказался ошибочным. Экономика Казахстана вошла в глубокий экономический кризис. Экономика потеряла свое управление:
— почти полный паралич производства;
— гиперинфляция;
— падение курса национальной валюты;
— продолжение разрыва хозяйственных связей;
— рост неплатежей;
— рост бартерных сделок.
Руководство республики было вынуждено провести ряд организационных мер и по существу менять программу реформ. В июне-августе 1994 г. была принята программа 15-ти месяцев «стабилизации экономики и выхода из экономического кризиса». Ставилась тактическая цель: обеспечить в 1995 г. макроэкономическую стабилизацию, создать основные предпосылки и условия для создания системы рынков: товарного и финансового.
Проводимые экономические реформы в Казахстане условно разделяют на три этапа.
1 этап — 1991-1993 гг. — «романтический» этап — веры в могущество рынка.
2 этап — 1993-1995 гг. — стабилизация экономики, сокращение инфляции, полный расчет с иностранными долгами.
3 этап — 1996-1998 гг. — продолжение жесткой финансово-кредитной политики, структурная перестройка экономики.
Надо отметить, что усилению проблем при переходе к рынку в Казахстане привели объективные причины. Начало перехода проходило в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом торгово-экономических связей, отсутствием координации в проведении единой финансово-кредитной политики, ускоренным демонтажем старой системы производственных отношений. Экономика Казахстана, сориентированная в основном на производство сырьевой продукции, имела высокую степень интегрирования в рамках единой экономической системы бывшего государства.
Распад СССР, нарушивший традиционные хозяйственные связи, отработанную систему взаимных поставок, показавший конкурентоспособность многих казахстанских товаров, особенно товаров народного потребления, либерализация внешней торговли привели к падению производства, остановке многих предприятий, безработице, снижению жизненного уровня населения. Так, в 1992 г. по сравнению с уровнем 1990 г. падение производства составило 14,6%, в 1993 г.-28, 1994 г.-48, 1995 г. — 57%. Очень трудным оказался 1994 г., когда объем промышленного производства упал на 28,5%, сельскохозяйственного — на 21,2%. И соответственно в таблице индекса человеческого развития Казахстан к 1997 г. передвинулся на 92 место.[10]
Значительно устарели основные производственные фонды большинства казахстанских предприятий. Сегодня они требуют обновления или полной замены, без чего в условиях конкуренции предприятия просто не выживут.
Поэтому важное место в стабилизации экономики в Казахстане заняла приватизация, т.е. передача в частную собственность государственных предприятий.
Приватизация с экономической точки зрения представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с государственной на частную. Государственные предприятия — это народное богатство, созданное в течение многих лет. Как разделить и каким способом осуществить передачу общей «ничейной» государственной собственности в частные руки? Процесс приватизации регулируется системой правовых актов. Она включает в себя закон «О приватизации» от 23.12.1995 г., национальную программу разгосударствления и приватизации в РК на 1993-1995 гг. (II этап), новую программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в РК на 1996-1998 гг., принятую 27.02.1996 г., а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых правительством Казахстана и другими органами.
Процесс приватизации осуществлялся двумя уполномоченными правительством органами государственного управления — Государственным комитетом Республики Казахстан по управлению государственным имуществом, выступающим управляющим госсобственностью, и государственным Комитетом РК по приватизации, являющимся продавцом госсобственности.
Первая Программа разгосударствления и приватизации от 22.06.1991 охватывала 1991-1992 гг. и концентрировалась в основном на продаже объектов торговли и сфере услуг, а также на передаче госсобственности трудовым коллективам предприятий.
В основном приватизация промышленного производства осуществлялась по второй национальной программе разгосударствления и приватизации в РК на 1993-1995 гг. (II этап).
Приватизация в РК осуществлялась по следующим направлениям[11]:
- малая приватизация;
- массовая приватизация;
- приватизация по индивидуальным проектам.
Малая приватизация — это процесс перехода малых предприятий — с числом работников менее 200 чел., из государственной собственности в частную. Малая приватизация охватывает предприятия и организации розничной и оптовой торговли, общественного питания, сферы бытового и сервисного обслуживания, других отраслей национальной экономики (с численностью работающих менее 200 чел.). Малая приватизация объектов госсобственности осуществляется путем их продажи на аукционах и коммерческих конкурсах. Продавцом госсобственности выступает Госкомитет РК по имуществу и его территориальные органы. Покупателями объектов малой приватизации могут быть физические и негосударственные юридические лица. Участие иностранцев регулируется законодательством РК. Объекты малой приватизации покупаются на 50% из денежных средств и на 50% из жилищных купонов.
Массовая приватизация — это процесс перехода крупных предприятий -с численностью работников от 200 до 5000 чел. — из государственной собственности частную. В рамках массовой приватизации в качестве платежных средств используются приватизационные инвестиционные купоны (ПИК). При этом госимущество реализуется путем продажи акций приватизируемых предприятий за ПИКи.
Приватизация по индивидуальным проектам предусмотрена национальной программой, которая определяет, что все предприятия, подлежащие приватизации по индивидуальным проектам, преобразовываются в акционерные общества открытого типа. Целевые задачи проектной приватизации:
- создание оптимальной организационной структуры базовых предприятий ключевых отраслей народного хозяйства;
- определение соотношения частного и государственного участия в управлении предприятиями;
- привлечение отечественных и иностранных инвесторов.
Методы реализации индивидуального проекта:
- Продажа акций определенному инвестору на оговоренных условиях -продажа акций объекта приватизации юридическим и физическим лицом при выполнении ими определенных продавцом условий.
- Аукцион — продажа объекта приватизации участнику аукциона, предложившему наибольшую цену, когда от покупателя не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации.
- Конкурсы:
- коммерческий (продажа объекта приватизации участнику конкурса, предложившему наибольшую цену при соблюдении определенных продавцом условий);
- инвестиционный (продажа объекта приватизации участнику конкурса, предложившему наилучший вариант инвестиционной программы в соответствии с критериями, определенными продавцом).
- Заключение контракта на управление — передача государством права пользования объектом (предприятием) юридическому или физическому лицу, когда приватизация объекта экономически нецелесообразна или преждевременна. Осуществляется на конкурсной основе.
Начиная с 1996 года, приватизация госсобственности осуществлялась на основе вышеуказанной Программы на 1996-1998 гг.
Сначала Госкомимуществом было запланировано подготовить к приватизации по индивидуальным проектам около 129 крупных предприятий, среди которых Павлодарский алюминиевый завод, Иртышский полиметаллический комбинат и др.[12] Однако осуществление проектов сдерживалось из-за отсутствия финансирования программ приватизации. И даже несмотря на международную финансовую помощь — Европейский банк реконструкции и развития согласился финансировать проекты приватизации шести крупных объединений; фирмы «Пеппер, Хамильтон и Шиц» осуществляли проект приватизации концерна «Павлодартрактор», фирма «Прайс Уотерхаус» участвовала в приватизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, ПО «Южказнефтегаз» и Акбайского ГОКа, — резких изменений не произошло. Из-за недостатка средств была сорвана реализация проектов договоров с консалтинговыми фирмами по 38 объектам. Не в состоянии были принять должное участие в этом процессе и коммерческие банки, поскольку сами находились на пути реструктурирования и не располагали достаточными средствами.
Выход из создавшейся ситуации виделся в привлечении финансовых средств и иностранного опыта менеджмента. Поэтому начиная с конца 1994 г. были заключены первые контракты с управляющими иностранными компаниями, зарегистрированными в Бельгии, Швейцарии, Японии, Южной Корее и Казахстане. С 1995 г. уже действовало 24 контракта, охватывающих 44 крупнейших предприятий по различным отраслям экономики. В дальнейшем этот процесс получил такое развитие, что даже в печати дальнего зарубежья заговорили о «казахстанской распродаже века». Сумма всех обязательств, возложенных тендерными условиями на покупателей объектов государственной собственности составила на начало ноября 1996 г. около 6,5 млрд. долл. США[13]. В основном в управление были переданы предприятия горно-металлургического и химического комплексов. За 1995 г. они выпустили товарной продукции более чем на 99 млрд. тенге, что составляет почти 50% от общего объема товарной продукции всех промышленных предприятий республики. В январе 1996 г. удельный вес произведенной ими товарной продукции уже равнялся почти 73%. Только предприятия черной металлургии, переданные в управление, произвели в 1995 г. товарной продукции на 6,6 млрд. тенге, что составляет 97,5% от общего объема отрасли. По сравнению с 1994 г. объем производства в этой отрасли возрос на 17,4%, в цветной металлургии — на 1,9%.
Вместе с тем рост объемных показателей на многих предприятиях сопровождался ростом издержек производства и снижением рентабельности. Это связано с тем, что на некоторых предприятиях управляющие фирм, во-первых, сменили традиционных поставщиков сырья, топлива, материалов, что повлекло за собой увеличение удельных расходов материалов на единицу продукции, во-вторых, возросла цена, оказавшая влияние на ухудшение финансовых показателей. Однако с ростом объемов производства проводится и положительная работа. В первую очередь многие управляющие фирмы, такие как АО «Алексей Постовалов и К°», «Самсунг», «Риддер-Инвест», «Уайтсвен Лтд», «Айведон Интернейшнл», погасили задолженности в соответствии с контарктами пред бюджетом, энергетиками, транспортниками и т.д. Вместе с тем возросла кредиторская задолженность по большинству предприятий. Например, только с января по февраль 1996 г. она увеличилась на 8,4%. Наибольший рост кредиторской задолженности на АО «Жезказганцветмет», Ле-ниногорском полиметаллическом комбинате, Ермаковском заводе ферросплавов, ПО «Фосфор», Актюбинском заводе ферросплавов, Павлодарском алюминиевом заводе.
Основными причинами роста кредиторской задолженности являются:
- несовершенство учета и отчетности (они включают текущую и просроченную задолженности);
- рост цен на электроэнергию, сырье, материалы;
- новые, невыявленные ранее долги в результате независимой аудиторской проверки управляющими фирмами;
- привлечение управляющими фирмами для развития производства долгосрочных кредитов и краткосрочных займов значительных размеров, увеличивающих общую сумму задолженности.
Вместе с тем, на ряде предприятий объем кредиторской задолженности снизился: на ССГПО — на 65%, на АО «Карагайлинский ГОК» — на 19%, на АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» — на 22%, на Донском ГОКе — на 23% и т.д.
В конечном итоге, передача предприятий в управление позволила стабилизировать их работу и приступить к наращиванию объемов производства. На этих предприятиях увеличиваются оборотные средства, налаживаются связи с поставщиками и потребителями, приобретаются новое оборудование и технология. Появилась возможность направлять часть средств на социальные нужды. Например, в связи с тем, что средняя заработная плата повысилась, по Соколовско-Сарбайскому горно-обогатительному производственному объединению выросла численность работающих с 20178 в 1994 г. до 21254 чел. в 1995 г. На всех предприятиях, взятых в управление, была проведена сквозная аттестация инженерно-технических работников и работников аппарата управления, перетарификация среди рабочих. Для приведения в соответствие системы управления с рыночными условиями была реформирована организационная структура предприятий. Большая работа проведена по выявлению дополнительных резервов в организации производства, формированию новой мотивации, современных подходов и методов к процессам управления.
Передача предприятий в управление иностранным фирмам преследует цель не только стабилизации производства за счет краткосрочных валютных операций, но и получения инвестиций на развитие производства. Для стимулирования этого процесса правительством было принято решение о продаже госпакетов акций управляющим фирмам. Это дает право иностранным фирмам дальнейшем принять участие в приватизации предприятия и претендовать на получение пакета акций. На такой основе проданы акции фирме «Уайтсвен Лимитед» 50% акций АО «Павлодарский алюминиевый завод»;
фирме «Nova Resources FG» (Швейцария) — 65% акций АО «Жезкентский ГОК»; фирме «Japan Chrome Corp.» — 52% акций АО «Соколовско-Сарбайское ГОПО»; Казахстанско-австрийскому совместному предприятию «РР Казахстан — торговля и финансирование» — госпакет акций 31% АО «Шымкентский свинцовый завод». Преимущества такого решения очевидны: у иностранных фирм появилась уверенность в завтрашнем дне, а для республики — это валютные средства в бюджет и инвестиции в развитие производства.
В 1993-1994 гг. в республике шел интенсивный процесс корпоратизации крупных комплексов — преобразование их в акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежал холдинговым компаниям. Преимущества холдинга, как показал мировая практика, максимально раскрываются в условиях широко диверсифицированного объединения разнообразных акционерных компаний, когда холдинг активно ведет процесс купли-продажи контрольных пакетов акций отдельных компаний, осуществляет слияние компаний или обратный процесс дробления малорентабельных акционерных обществ, а также осуществляет перелив капитала из менее прибыльных в наиболее рентабельные производства. В эти годы в республике было создано свыше 40 холдинговых компаний, которые в условиях всеобщего спада производства, разрыва хозяйственных связей и кризисной ситуации в экономике, не сумели реализовать своих преимуществ. Поэтому Правительство постановлением отменило ряд решений 1993-1994 гг. о создании государственных холдингов, тем самым начав процесс дехолдингизации, освобождаясь от непосредственного управления собственностью.
Прав на владение, пользование и управление государственными пакетами акций лишены некоторые государственные холдинги и акционерные компании, переданные в управление иностранным фирмам, а также акционерные компании «Камкор-холдинг», «Жихаз», «Кызмет», «Дархан», «Разноимпорт», «Яссауи», «Казинтермед-оптика». Госпакеты акций АО, входящих в эти компании, реализованы после того, как определились правопреемники по правам и обязательствам холдингов.
С привлечением иностранных инвесторов осуществлялась программа «Золото Казахстана», была проведена приватизация Васильковского, Акбай-ского, Бакырчикского золотодобывающих предприятий.
Иностранных инвесторов в Казахстане привлекает только сырье, делать вложения в производство желающих нет. Исключение составляет энергетический комплекс. В конечном счете это при наличии средств высокоэффективные и быстроокупаемые предприятия, многие из которых привлекают иностранных инвесторов.
Тяжелым было и остается положение в легкой и химической промышленности. В таких важных секторах экономики, как нефтяная, газовая промышленность, энергетика, транспорт, связь, черная и цветная металлургия с 1996 г. проводятся диагностические и аналитические работы для формирования оптимальной структуры собственности, а также стратегии ее достижения, утверждаются секторные программы приватизации, а в случае необходимости реструктуризации собственности.
Программой приватизации было предусмотрено сохранить за государством не менее 1/3 голосующих акций в акционерных обществах электроэнергетики, нефтегазовой и нефтехимической промышленности, транспорта, коммунальной собственности. Временное сохранение государственного участия позволит снизить финансовый риск для предприятий ключевых отраслей в переходный период к рынку.
В августе 1997 г. завершена Программа малой приватизации. В процессе ее реализации за период с 1991 г. по 1997 г. на аукционах было продано более 11 тыс. единиц автотранспорта и 17070 объектов. По индивидуальным проектам на конкурсной основе реализовано госпакетов акций и имущественные комплексы 47 предприятий, в т.ч. по нефтегазовому комплексу — 21, электроэнергетике — 10, угольной промышленности — 4, горно-металлургическому комплексу — 6, машиностроению — 3, телекоммуникациям — 1. Общая сумма сделок по продаже госимущества составила 9,6 млрд. долл.[14]
Хотя процессы приватизации (малая, массовая приватизации, приватизация по индивидуальным проектам, приватизация в аграрном комплексе, платная приватизация) проходили болезненно и с перекосами, можно сказать, что есть как положительные, так и отрицательные результаты. Положительная — создана правовая база формирования рыночных отношений и развития бизнеса в республике (новые Гражданский и Налоговый кодексы, законы «О хозяйственных товариществах», «О государственном предприятии», «Об индивидуальном предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и многие другие). Отрицательная — то, что смена собственности во многих случаях не привела к значительному улучшению хозяйственной деятельности многих приватизированных предприятий. Они оказались не способны оплатить поставщикам сырье, материалы, электроэнергию и были вынуждены работать не в полном режиме, в результате чего сократили объем производства и ухудшили финансовые результаты работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рыночная экономика представлена многообразием видов собственности. Только при наличии многообразных видов собственности человеку гарантируется свобода выбора места приложения своих сил и способностей, которые в наибольшей степени отвечают его складу, характеру, потребностям: от сравнительно высокого дохода в акционерном предпринимательстве, но с большей степенью риска до менее оплачиваемого труда, но с большей социальной защищенностью в государственном учреждении; от самостоятельного частного предпринимательства до совместной деятельности в коллективных предприятиях.
Структура сегодняшней западной экономики является весьма сложной. Она отражает разную степень развития производительных сил и экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. Поэтому-то в США, Японии, Англии и других развитых капиталистических странах мы можем обнаружить большое разнообразие типов и форм частной собственности. Это, скажем, единоличная собственность фермеров, трудовая частная собственность (семейные магазины, аптеки, станции обслуживания автомашин и др.), индивидуальный капитал, акционерные общества, государственные предприятия и организации. Авторы учебника «Экономика» П.Самуэльсон и В.Нордхаус (США) констатируют: «Природа капитализма изменилась: частная собственность становится все менее частной, свободные предприятия становятся все менее свободными». Такое направление изменений в экономике объективно, так сказать, «запрограммированно»[15]. Оно вызывается природой современных производительных сил, решительно обновляющихся в ходе научно-технической революции. Этой революции присуща определяющая тенденция — все более полное превращение науки (воплощающей общечеловеческие знания) в непосредственную производительную силу и усложнение систем организационно-экономических отношений, скрепляющих общественные связи между всеми производителями. Независимо от воли и желания людей нарастает объективная необходимость (потребность) обобществления хозяйства не только в отдельных странах, но и во всемирном хозяйстве. Постепенно, замечают многие ведущие ученые — экономисты, выкристаллизовываются новое общественное устройство, требующее национальных и интернациональных форм и методов регулирования».
Создание многоукладное™ в экономике предусматривает приватизацию (передачу в частные руки) государственной собственности и свободу предпринимательства; завершение процесса приватизации.
Сегодня в казахстанской экономике сосуществуют и взаимодействуют отечественные и иностранные фирмы; мелкий, средний и крупный бизнес;
многообразие форм собственности и множество организационных структур предпринимательства; рыночная конкуренция, внутрифирменное планирование и государственное регулирование.
Я полностью согласен с мнением, что нельзя выделить ту или иную форму собственности как приоритетную. Если одни отрасли народного хозяйства целесообразно передать в частную собственность, как лучший вариант развития отрасли, то некоторые отрасли экономики государство просто обязано оставить под своим покровительством. Несложно представить последствия передачи в частную собственность монополизированные отрасли или предприятия военно-стратегического направления. Государство должно поддерживать все формы собственности, защищать интересы всех ее субъектов, создавая для них с помощью экономических, административных и юридических рычагов равные условия хозяйствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Богачев В.Н. О рыночной экономике и эффективности капитала. — М.: Дело,1995
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория Учебник. — М.: Юристъ, 1997.
- Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. — М.: Высшая школа,1993.
- Ермаков В.А. Казахстан в современном мире. — Алматы: Каржы-Каражат, 1998.
- Калдыбаев О., Темирбаев А. Экономика предприятия (фирмы). Учебное пособие. -Алматы: Санат, 1997.
- Калманов Т. Чья собственность предпочтительней? // Мысль. — 1996. — № 4.
- Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. — М,, 1994.
- Кенжегузин М.Б. и др. Крупные экономические структуры в условиях перехода Казахстана к рынку (организация и управление). — Алматы: Гылым, 1997.
- Назарбаев Н. А. Казахстан -2030. -Алматы: Бшм, 1998.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М. — 1992. ч.1.
- Реферат учебника П.Самуэльсона и В.Нордхауса «Экономикс» // Экономические науки. 1990. — № 1.
- Хайзер В. Как делать бизнес в Европе. — М., 1991.
- Экономика. Учебник. Под ред. А.С.Булатова. — М.: БЕК, 1997.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. -М.: Норма-Инфра-М, 1998.
- Данные Государственного комитета РК по приватизации. // Панорама. -№45.-22.11.96.
[1] Экономика. Учебник. Под ред. доц. А.С.Булатова. — М.: БЕК, 1997. — С. 39 2 Борисов Е.Ф., Волков Ф.М.
[2] Основы экономической теории. — М.: Высшая школа, 1993. — С. 25
3 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М., 1992. ч.1. гл.1. — С.
[4] Назарбаев Н.А. Казахстан — 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы: Билим, 1998. -С.55
[5] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузоа. — М.: Норма-Инфра-М., 1998. С.23-24.
[6] Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. — М.: Высш.шк., 1993. — с.27
[7] Богачев В.Н. О рыночной экономике и эффективности капитала. М.: Дело, 1995. — с.61
[8] Хайчер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1991. — с. 67
[9] Калманов Т. Чья собственность предпочтительней? // Мысль. — 1996. — № 4. — с.11.
[10] Ермаков В,А. Казахстан в современном мире. — Алматы: Каржы-Каражат, 1998. — С.З 1
[11] Калдыбаев О., Темирбаев А. Экономика предприятия (фирмы). Учебное пособие. — Алматы: Санат, 1997. С. 19-28.
[12] Кенжегузин М.Б. и др. Крупные экономические структуры в условиях перехода Казахстана к рынку (организация и управление). — Алматы: Гылым, 1997. — С. 12
[13] По данным Государственного комитета РК по приватизации. // Панорама. — № 45. — 22.11,96.
[14] Ермаков В.А. Казахстан в современном мире. — Алматы: Каржы-каражат, 1998. — С.35-37.
[15] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Учебник. М.: 1996. -с. 301