АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Влияние государства на рыночное равновесие

 

ПЛАН

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

 

 

Глава 2.  Экономические функции государства и его влияние на рыночное равновесие…………………………………… 12

2.1 Финансовая, и денежно-кредитная политика государства……………12

2.2 Социальная политика государства…………………………………….. 17

 

Глава 3. Специфика регулирования государства в переходнЫЙ ПЕРИОД…………………………………………………………22

3.1 Государство и рыночная экономика……………………………………22

 3.2 Государственное регулирование рыночной экономики в

      переходный период………………………………………………………28

 

 

 

Заключение…………………………………………………………………….31

 

Список использованной литературы……………………………….32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в  экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование рыночных отношений имеет  важное значение  для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена в разных экономических системах  и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм — основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

 

 

Глава 2.  Экономические функции государства и его

влияние на рыночное равновесие

 

2.1.  Финансовая, денежно-кредитная политика государства

 

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы — оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • воздействие на размещение ресурсов;
  • деятельность в сфере распределения доходов;
  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики — это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

   Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

   Главные инструменты в решении этой задачи — фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство, так или иначе, проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.

Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне.

Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке ценных казначейских бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) ценные государственные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка — это процент, под который  Национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем  Национальный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает  Национальный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия.

Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. Вследствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, — к уменьшению ВНП.

В монетарной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде центральный банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается. .

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий — конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства — везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

 

2.2 Социальная политика государства.

 

При рассмотрении факторов объективно необходимости государственного регулирования экономики особое внимание уделялось социальной сфере, поскольку вопросы развития ее отраслей не могут решаться  в «рамках» рыночных отношений и требуют осуществления специальной политики государства в соответствии с положениями Конституции РК. Применительно к данной сфере суть этих положений сводится к тому, что каждый гражданин РК на свободу  и условия труда, социальную защиту, неприкосновенность жилища, гарантированную бесплатную медицинскую помощь, гарантированное бесплатное среднее образование, участие в управлении делами государства и т.д.

Однако на практике не всегда и не везде создаются условия, чтобы граждане могли пользоваться вышеуказанными правами. Поскольку решения по проблемам социальной поддержки соответствующих слоев населения, принимаемые в центре, отличаются большой динамичностью, и разнохарактерностью, мы здесь более подробно остановимся на вопросах развития таких важнейших отраслей социальной сферы как здравоохранение и образование.

 

2.2.1 Социальная политика государства здравоохранения населения в Республики Казахстан.

 

 В программе действий Правительства РК по углублению реформ на 1996-1999гг. подчеркнуто, что оно будет поощрять «становления и развития» — она внедрялась методом административного нажима «сверху» без учета состояния развития экономики республики и ее регионов. Между тем опыт многих стран мира показывает, что внедряемая система медицинского страхования может получить «обороты» только в случае стабильного экономического роста страны. В противном случае (т.е. если экономика находится в кризисной ситуации) внедрение данной системы может привести к разрушению единого механизма гарантированного медицинского обслуживания населения, и следовательно, к росту коэффициента заболеваемости при снижении количества больных коек, профилактических и лечебных медицинских учреждений, врачебных должностей и т.д. Это в основном происходит из-за двух главных причин: в расчете на развитие негосударственного сектора медицины сокращается ее бюджетное финансирование, и в то же время не наполняются фонды медицинского страхования  из-за кризиса в производственной сфере. Это в свою очередь ведет к не своевременной выплате зарплаты медицинских работников, снижению уровня медобслуживания населения, индекса его здоровья. О том, что вышеперечисленные негативные последствия ускоренно-административного реформирования здравоохранения имеют место именно в Казахстане, красноречиво «говорят» нижеследующие данные.

Из-за приведенных в таблице данных видно, что за последние 7-8 лет непрерывно идет снижение показателей по численности медработников среднего и высшего звена, число больничных учреждений, больничных коек и т.д. Это послужило главной причиной того, что постепенно растет уровень заболеваемости населения. (см. таб. 1)

 

Основные показатели развития здравоохранения в

Казахстане за 1997-2003 гг.

 

 

Годы:

% 2003

в 1997

1997

2001

2003

1. Численность врачей всех специальностей, тыс. чел.

68,9

63,3

59,6

86,5

2. численность среднего медицинского персонала, тыс. чел.

207,2

175,4

148,4

71,6

3. Число больничных учреждений

1788

1651

1244

69,6

4. Число больных коек, тыс.

227,8

205,7

164,4

72,2

5. Число коек для беременных и рожениц, тыс.

19,3

17,8

13,8

71,5

 

Только за последние 4 года зарегистрированных заболеваний с впервые установленным диагнозом по инфекционным и паразитным болезням увеличилось на 105 %, по болезням эндокринной системы и нарушениям обмена веществ и иммунитета – 123,5, болезням крови и кроветворных органов на 115,2, нервной системы и органов чувств – на 103, по осложнениям беременности, родов и послеродового периода – на 101,3 %. Если к концу 80-х годов в стране не было  особых проблем с лечением больных туберкулезом, то сейчас эта болезнь приобрела характер эпидемии и практически становится бесконтрольной.

Анализ показывает, что в основе складывающейся в здравоохранении республики тревожной ситуации лежат такие причины, как: переход к частной и страховой медицине без заблаговременного создания необходимой для этого законодательно-правовой базы  и механизма стандартизации, сертификации и лицензирования; внезапный переход от принципа «ближе к месту жительства людей» к принципу «оптимизации сетей» медучреждений, т.е. к сокращению врачебных должностей и больничных коек; высокие цены на услуги и низкое качество последних в частном секторе неопытных специалистов; дефицитность фонда медицинского страхования, государственного и местных бюджетов; не конкурентоспособность отечественной фармацевтической промышленности из-за высокого уровня ее цен и др.

В этих условиях осуществление государственных мер по повышению индекса здоровья населения должно исходить из интересов сочетания развития обоих (государственного и частного) секторов его медицинского обслуживания. При этом вряд ли  оправдает себя одновременный отход от нормативного метода определения этих мер, ибо расчет необходимого количества медучреждений должен основываться не на принципе «оптимизации их сети», а на двух важных показателях: численности населения и прогнозных нормативах больничных коек в расчете на 10 тыс. человек. Нормативный метод, применяемый и при определении общих потребностей в больничных койках и врачебных должностях, особенно необходим в условиях, когда индекс здоровья населения падает и возрастает количество людей, нуждающихся в медицинской помощи.

Предъявление единых требований к деятельности учреждений как государственной, так и  частной медицины с целью улучшения и повышения качества медицинских услуг не возможно без предварительного определения уровня показателей, разносторонне характеризующих эту деятельность. В расчете на долгосрочный период система этих показателей должна найти отражение в стратегических планах развития здравоохранения в целом и в соответствующих программах развития страховой частной медицины. Для развития последней не достаточно ограничиваться разработкой ее концепции, которая составляет лишь важный элемент  методологии государственного регулирования рассматриваемого сектора здравоохранения.

Если при регулировании развития государственного сектора отрасли важнейшим механизмом вытекает текущее и перспективное планирование, включая объемы бюджетного финансирования, то деятельность государства по обеспечению адекватного негосударственного ее сектора проводится в следующих основных направлениях:

  • льготное кредитование особенно трех учреждений, деятельность которых направлена на борьбу с наиболее опасными группами болезней;
  • льготное налогообложение в целях стимулирования повышения качества медицинского обслуживания населения и профилактической деятельности субъектов негосударственной медицины;
  • создание законодательных основ и системы подзаконных документов по обязательному медицинскому страхованию и содействию выполнению доходной части страхового фонда;
  • регулирование предельных уровней тарифов и оказываемую населению медицинскую помощь с учетом динамики среднедушевого дохода;
  • государственный контроль за качеством медицинского обслуживания населения и широкое использование для этого механизма лицензирования медучреждений;
  • широкое привлечение учреждений негосударственного сектора к работе по разработке планов и программ, предусматривающих гарантируемый объем медицинской помощи населению и т.д.

Для практического осуществления деятельности по указанным направлениям государством используется соответствующий комплекс механизмов, меняющихся в зависимости от характера и приоритетности решаемых задач.

При рассмотрении здравоохранения в целом важную роль играют такие механизмы его государственного регулирования, как разработка специальных программ по отдельным группам опасных (особенно инфекционных) болезней, а также создание организационно-правовых условий для стимулирования иностранных научно-технических и денежных инвестиций для преодоления негативных последствий для преодоления негативных последствий распространения этих болезней. В настоящее время для Казахстана большой проблемой борьба с туберкулезом и другими инфекционными болезнями.

 

2.2.2 Социальная политика государства в сфере общественного  образования.

 

Жизнь показывает, что довольно тревожная ситуация складывается тогда, когда нежелательные демографические изменение и падение индекса физического здоровья населения сопровождаются  снижением его духовного «здоровья». Постепенное падение интеллектуального уровня общества, особенно молодежи, стало обычным фактом. Пресловутый принцип оптимизации сети учреждений образования, очагов культуры привел на практике к тому, что за последние 5-6 лет были закрыты тысячи дошкольных учреждений, школ, библиотек, клубов, дворцов культуры, резко сократился контингент обучающихся в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Обеспеченность детей постоянными дошкольными учреждениями за этот период снизился  с 51% до 30%. Закрытие сельских общеобразовательных школ, революционная ломка общественно-производственных отношений на селе и долговременные задержки в оплате труда сельчан (занятых даже в бюджетных организациях) стали главной причиной того, что в начале 1997/1998 учебного года около 27 тысяч детей не могли посещать занятия в школах. Это характерно порою и для городской местности. К тому же недавно было признано что более 60 % населения Казахстана оказалась за чертой бедности. Это означает, что в данной среде трудно рассчитывать в большинстве случаев на полное обеспечение физического, интеллектуального и духовного воспитания детей. 

Результаты вышеуказанных негативных явлений уже на лицо – растет количество детей, бросающих школы: кривая детской и подростковой преступности идет в верх, увеличивается социальная баз наркомании, антиобщественных и криминальных поступков и др.

Опыт разделения образования на два сектора – государственный и негосударственный – также свидетельствует о наличии многих ошибок организационного порядка, допущенных в этой сфере. Теперь приходится уделять много внимания, времени и ресурсов на исправление этих ошибок.

Таким образом, следует особо подчеркнуть, что образовательный процесс (особенно довузовский) должен постоянно находится в центре внимания государства. Он является главной сферой его регулирующей деятельности. Ибо мировая практика и опыт передовых стран неопровержимо свидетельствует о том,  что высокие темпы социально-экономического роста можно и нужно обеспечивать на базе обогащения интеллектуальных ресурсов общества.

Речь идет прежде всего о средне образовании, гарантируемом Конституцией РК. Здесь государство должно возвратится от принципа «оптимизации» сети общеобразовательных школ к принципу их размещения «ближе к местам проживания населения». Только этот принцип обеспечивает возможность того, чтобы в основе всех главных показателей развития среднего образования (количество классов-комплектов, школ, общая потребность преподавательских кадрах, фонд зарплаты и т.д.) лежал контингент учащихся по группам классов, определяемый в основном методом «передвижки из класса в класс».

Несколько другой принцип может быть использован при решении проблем первоначального профессионально-технического и среднего специального образования. Здесь можно исходить из принципа размещения соответствующих учреждений «ближе к производству». В данном случае главным показателем, уровень которого оказывает прямое влияние на систему других показателей развитие рассматриваемой образовательной сферы, являются дополнительные потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах средней квалификации. При определении этих потребностей необходимо учитывать уровень двух главных показателей: объемы производства, (производственная программа) и целевые установки по росту производительности труда.

Не односложной проблемой является определение параметров развития высшего образования и после вузовской подготовке кадров. Здесь главное внимание государства должно быть уделено научному обоснования и прогнозированию потребностей в специалистах высшей квалификации. Уровень этих потребностей и служит основным фактором формирования контингентов первокурсников вузов и после вузовских подразделений.

Главным инструментом регулирования государственного сектора образования является текущее и перспективное планирование его развития. В этих планах находят отражение показатели укрепления материально-технической базы вузов и бюджетного финансирования их развития. При этом государством поощряется деятельность вузов по самофинансированию за счет заработанных ими средств.

Очень важна роль государства и в обеспечении качественного развития негосударственного сектора (особенно высшего) образования. Здесь на передний план выходит контрольная функция государственных органов, осуществляемая через рычаг лицензирования соответствующих образовательных учреждений. На ряду с этим развитие данного сектора должно быть ориентированно на поддержку государства с точки зрения материально-технической базы и учебно-методического обеспечения учебного процесса. В целом государственное регулирование образования базируется на законодательно-правовых и подзаконных актах РК.

Особенную сферу общественной жизни составляют культура, искусство и средства массовой информации, развитие которых является одной из центральных функций государства, и она не может быть переведена на «рельсы» коммерциализации. В этой сфере роль государства заключается в том, чтобы:

  • сохранить и развивать национальные корни и традиционные особенности культуры и искусства;
  • ограждать духовно-культурное «пространство» от проникновения так называемых массовых, низкопробных проявлений западных культур, от которых зачастую отказывается сам Запад;
  • разрабатывать новые концепции и основные направления государственной деятельности по повышению духовности и уровня культуры общественных и личностных отношений людей, по обеспечению удачного симбиоза интеллектуального и духовно-культурного потенциала страны. Естественно такой подход к данной сфере требует, чтобы она развивалась в условиях полного государственного обеспечения.

 

 

Глава 3. Специфика регулирования государства в

переходнЫЙ ПЕРИОД

 

3.1 Государство и рыночная экономика

 

В условиях смешанной экономики роль рынка и госу­дарства существенно отличается от чисто свободного пред­принимательства. Со времен А. Смита хозяйственный мир человека кардинально изменился. «Незримая рука» спроса и предложения стала испытывать влияние зримой руки госу­дарства, корпораций, профессиональных союзов, других неправительственных общественных организаций.

Сочетание рыночных и нерыночных сил, взаимодействие рынка и государства становятся общей закономерностью для абсолютного большинства стран мира. Казахстан не является исключением. В то же время республика имеет особенности, определяющие масштабность государственного регулирования экономики. К ним относятся своеобразный менталитет народа, наличие острых социально-экономических проблем, которые в ряде случаев приближаются к экстремальным (здоровье народа, состояние экологии, безработица, гипертрофированная поляризация населения по доходам), и их невозможно решить только рыночными механизмами. Эти обстоятельства диктуют необходимость сочетания рыночных регуляторов с существен­ным вмешательством государства. Данный вывод разделяет целый ряд отечественных исследователей (Я. А. Аубакиров, С. Б. Байзаков, Г. А. Калиев, А. К. Кошанов, Р. Ю. Куватов, Н. К. Мамыров, К. Н. Нарибаев, К. А. Сагадиев, А. А Сатубал-дин, С. С. Сатубалдин, Г. С. Сейткасимов. Э. А. Туркебаев и др.). Многие экономисты интенсивно разрабатывают различные аспекты системы «рынок-государство» (К. Б. Бердалиев, А. Е. Есентугелев, О. К. Ескараев, Ж. О. Ихданов, У. М. Ис-каков, Д. К. Кабдиев, Р. А. Камшибаев, М. Б. Кенжегузин, Ж. А. Кулекеев, В. Д. Ли, А. Ш. Нурсеит, К. О. Окаев, П. Е. Па-саченко, Н. В. Радостовец, Р. К. Сатова, О. Т. Тулемисов, Е. А. Утембаев, А. Д. Челикпай, Б. П. Чумеченко, У. К. Шеде-нов и др.). Уже имеется большой спектр мнений по конкретным механизмам государственного регулирования. Рынок и госу­дарство одинаково важны. Обе стороны равно зависимы друг от друга и неотделимы. Суть в том, чтобы найти равновесие между ними, чтобы стихия рынка не разбушевалась, а госу­дарство не стало тотально управлять им, чтобы в рыночные механизмы правильно «вставить» регуляторы.

Государство должно решать три задачи: создать условия для цивилизованного развития рыночных отношений, удов­летворять общественные потребности и социально защищать нуждающееся население. Исходя из этого, оно выполняет свои законодательную, стабилизационную, перераспределитель­ную, монетарную, бюджетно-фискальную, правоохранитель­ную и другие функции. Методы и формы государственного регулирования зависят от функций решаемых задач на данном этапе.

Государственное вмешательство в эти процессы за 1993-1999 гг. претерпело серьезные изменения. С известной условностью следует выделить два этапа:

  1. Преобладание либеральной стратегии и резкое ослабление государственного регулирования 1992-1994 гг.
  2. Относительное ослабление либеральной стратегии и укрепление государственного вмешательства 1995-1999 гг.

Первый этап. Начавшиеся в период перестройки в совет­ское время демократические перемены (разгосударствление, передача государственной собственности трудовым коллек­тивам и развитие кооперативов) в Казахстане продолжались. Среди правящей элиты и большинства людей господство­вал дух «экономического романтизма», принятия сценария «шоковой терапии». С 1 января 1992 г. в стране синхронно с Российской Федерацией осуществлена либерализация абсо­лютного большинства цен на средства производства, потре­бительские товары и услуги. Эта крупномасштабная и ради­кальная акция была проведена без какой-либо концептуаль­ной и практической подготовки. Цены резко возросли. Усилился спад производства. Возникшая еще в Совет­ском Союзе ползучая инфляция уже в 1992 г. быстро пере­росла в гиперинфляцию. Ее темпы в 1992 г. составили 3060,8, в 1993 г.-2265, в 1994г.- 1258,3 %. Страна впервые в своей истории испытала, что означает гиперинфляция. Принятая стратегия либерализации воплощалась также в жизнь посред­ством разгосударствления и приватизации в основном объек­тов торговли и услуг, передачи государственной собственно­сти трудовым коллективам (хотя последняя не вписывалась в идеологию либерализма). Органы управления были су­щественно сокращены, урезаны их функции, особенно по руководству предприятиями. Приобрели значительные масштабы «серый» и «черный» рынки, неконтролируемое индивидуальное предпринимательство с уходом от налого­обложения. Неплатежи и невозвраты кредитов получили боль­шое распространение. Усилились темпы роста безработицы и бедности. Началась нерегулируемая и быстро протекающая социальная стратификация.

Получив экономическую свободу, многие директора заводов и колхозов не лучшим образом распорядились иму­ществом, материальными и денежными ресурсами. Произо­шел отток капитала из страны. Возникла угроза экономичес­кой безопасности государства.

В обстановке глубокой депрессии экономики государство существенно ослабило свою роль в той сфере, где этого не должно было происходить, в частности в финансовом секто­ре. Уровень государственного управления опустился ниже допустимой границы. Последствия резкой либерализации сказались в дальнейшем. Контроль над денежной массой, курсом национальной валюты был восстановлен в 1995 г.[1]1 Из хаоса (в известной степени) начал выкристаллизовывать­ся экономический порядок. На смену романтизму пришел ре­ализм. Получила официальное признание концепция о дли­тельности переходного периода, о необходимости развития собственной модели.

Второй этап. Он характеризуется государственным вмешательством в рыночные отношения, поскольку стало очевидно, что рыночные силы не смогут вывести страну из кризиса без регулирования. Параллельно с процессом массо­вой приватизации по индивидуальным проектам и привати­зации агропромышленного комплекса, предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта правительство и Национальный банк усилили меры по финансовой стаби­лизации, проведению антимонопольной политики — было введено индикативное планирование, установлен контроль за выплатой заработной платы, пенсий, пособий, началась борь­ба с коррупцией и экономическими преступлениями и др.

В смешанной экономике государство выполняет три функ­ции: собственника, распорядителя общественных благ и орга­на власти и управления. Для осуществления своей первой функции оно претерпело существенные изменения в резуль­тате крупномасштабной приватизации, о чем было сказано выше. Как распорядитель государство свою позицию сохра­няет, оптимизируя объемы и структуру общественных благ и услуг. Как орган власти и управления в смешанной эконо­мике реализует ряд экономических функций: законодатель­ное обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, контроль за исполнением экономических законов, макроэко­номическую стабилизацию, перераспределение доходов и ре­сурсов, проведение налогово-бюджетной политики, органи­зацию денежного обращения, ограничение монополизма и защиту предпринимательства, борьбу с теневым бизнесом и коррупцией. Эти функции образуют нижний порог государ­ственного вмешательства в рыночные отношения. Реализу­ются они с помощью большого набора регуляторов, исполь­зование которых определяется особенностями экономи­ческой ситуации. Их следует разделить на две группы: пря­мые регуляторы и косвенные регуляторы. К первым следует отнести различные лицензии на предпринимательскую дея­тельность, ограничение цен монополистов, объемы и струк­туру продукции на государственных предприятиях, государ­ственные заказы и множество других. Что же касается кос­венных регуляторов, то их перечень ограничивается денеж­но-кредитными механизмами, валютным курсом, налогами и преференциями, платежами, пошлинами, штрафами и др. Последние часто используются на макроэкономическом уровне и являются весьма эффективными. Порою косвенные регуляторы имеют предпочтение перед прямыми, хотя дале­ко не всегда они могут быть альтернативными.

Роль государства изменяется в зависимости от сферы экономических отношений: в сфере производства государ­ственное вмешательство очень ограничено и касается в основном только вопросов налогообложения, соблюдения экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, в сфере обмена его фактически не должно быть, в сфере распределения оно велико. Определенное место занимает государство в сфере финансов, денежного обра­щения. В исключительном его ведении находятся введение национальной валюты и ее эмиссия.

В рыночной экономике, особенно смешанного типа, мно­гие процессы (прежде всего в сфере производства и распре­деления) регулируются также при участии профессиональ­ных союзов, различных общественных ассоциаций. Эти неры­ночные силы корректируют рыночные отношения с точки зрения справедливого распределения доходов, исключения трудовой дискриминации. В системе свободного предпри­нимательства, тем более в смешанной экономике, субъекты рынка (продавцы и покупатели) вынуждены делить свою эко­номическую свободу с государством, профсоюзами. Напри­мер, американские экономисты отмечают, что власти в США вправе вынуждать граждан продавать свою собственность в общественное владение, решать, кто может торговать элект­роэнергией в регионе, запрещать экспорт ряда важнейших товаров в отдельные страны (торговое эмбарго Кубы, на­пример) и др. Различные торговые барьеры устанавливает большинство стран в отношении наркотиков, оружия, крити­ческих технологий и др.

В условиях глобализации экономики ограничительные меры, принимаемые национальными правительствами, будут сокращаться, хотя вряд ли полностью сняты. Действия го­сударства по регулированию рынка не могут быть безграничными. Между тотальным огосударствлением, с одной стороны, и либеральным ограничением регулирования — с дру­гой, как между противоположными полюсами, находится рациональный уровень государственного вмешательства. Он не поддается непосредственному измерению. Но косвенно его можно определить по макроэкономическим параметрам, та­ким как ВВП на душу населения, уровень безработицы, тем­пы инфляции, а также по социальным результатам (продол­жительность жизни, возможность получения образования и совершенствования знаний). В частности, индекс человечес­кого развития в 1991-1995 гг. уменьшился с 0,800 до 0,680, а в 1995-1997 гг. несколько увеличился до 0,700 (округленно). Применяя представленные индексы как приблизительные оценки уровня рыночной эффективности государственного регулирования экономики, можно констатировать, что они корреспондируют с характером этапа либерализации и этапа восстановления управляемости экономикой[2].

Другой вывод состоит в том, что улучшение управляе­мости происходит медленно, с многочисленными проблемами. Важнейшая из них заключается в резком ослаблении функ­ций контроля. Это означает, что экономическая система как таковая не завершена, слабо структурирована. В ней обрат­ные связи находятся в «эмбриональном», неразвитом состоя­нии. Это можно проиллюстрировать такими явлениями, как безотчетность руководителей областей и районов перед населением своих территорий, директоров — перед коллекти­вами. В обстановке всеобщей бесконтрольности возникает нетребовательность к качеству труда, исполнительской дисциплине. Она не способствует профессионализму, росту экономической культуры, зато создает благоприятную почву для закононепослушания, коррупции и теневого бизнеса. Не будет, видимо, преувеличением заметить, что ограниченность контрольной функции государства составляет самое слабое звено в его экономической политике в современных условиях. К примеру, из-за слабого валютного контроля, особенно в 1992-1994 гг., в государстве допущены крупномасштабное перетекание капитала из страны, существенные не поступления валютных выручек в страну от экспорта товаров, парал­лельное хождение иностранной валюты как средства плате­жа, обвальное падение курса тенге в 1994 г.

Достаточно даже бегло посмотреть на историю валютно­го регулирования в США, Англии, Германии, Японии, Китае и в других странах, чтобы оценить огромную важность конт­роля за иностранными валютами. Где хорошо поставлены валютное регулирование и контроль, там во многом добива­лись экономической стабилизации и роста. Все остальные меры мало чего стоят, если отсутствует валютный контроль.

В США, к примеру, валютный контроль и контроль за из­менением курса валюты включены в список важных целей экономической политики. Видимо, они учитывают, как аме­риканцы остро реагируют на даже незначительное измене­ние курса доллара. «Сколько слез было пролито и сломано копий по поводу имевшего место … рекордно низкого об­менного курса доллара»[3].

В США в регулировании экономики стали уделять боль­шое внимание наряду с содействием экспорту товаров воп­росам контроля. В печати сообщалось, что Управление по вопросам доступа на рынки имеет в своем составе Центр по контролю за соблюдением торговых соглашений. Он был не­давно создан и выполняет задачу — обеспечить максимальные выгоды американским экспортерам от заключенных торго­вых соглашений. Центр стремится развивать обратную связь с бизнесом: открыта «горячая линия», по которой можно со­общать информацию о недобросовестной торговой практике зарубежных партнеров и об их действиях, противоречащих положениям торговых соглашений[4].

Это только один эпизод. При развитой рыночной системе правительство США стремится выступить партнером амери­канского бизнеса, помогая ему протекционистскими мерами. В то же время оно осуществляет свою контрольную функ­цию. Власти исходят из того, что ослабление их роли в эко­номике обернется утратой лидирующей позиции в конкурен­ции с Японией, Китаем, ЕС.

В смешанной экономике могут присутствовать хозяйству­ющие субъекты, использующие внутренние регулирующие механизмы. Интересен опыт японских компаний, значитель­но ограничивающих действия рыночных сил, где до 40 % всей производимой продукции являлось объектом тех или иных ограничений и тому подобного особого регулирования.

Однако вмешательство государства в рыночные отно­шения имеет свои верхние пределы. Переступив их, можно прийти к тому, от чего начали уходить, — к тотальному огосу­дарствлению. Тогда государство будет служить тормозом для экономического роста.

Экономическая политика государства в переходном перио­де должна характеризоваться, главным образом, стимулиро­ванием деловой активности граждан и поддержкой отече­ственных товаропроизводителей в промышленной, аграрной, инфраструктурной, социальной, малой предпринимательской, региональной и экологической сферах, защитой специалистов страны в случае ущемления их прав и интересов со стороны работодателей, включая иностранных[5]2. Каждая из этих сфер имеет свои конкретные проблемы, которые трудно или не­возможно решить только рыночными механизмами. Круг таких проблем весьма широк. На каждый период устанавли­ваются приоритеты и механизмы их реализации. По нашему мнению, правы М. Б. Кенжегузин, М. Г. Исаева, предложив­шие идею избирательного регулирования территориального развития посредством системы экономических рычагов и методов, специфичных для:

а) индустриально развитых регионов, призванных стать опорными в стабилизации экономики и технико-технологи­ческом прорыве всей республики, играющих первостепенную роль в продвижении рыночных реформ;

б) регионов с экспортоориентированной структурой хозяйства;

в) регионов, специализирующихся на отраслях ПК;

г) депрессивных и экологически кризисных[6].

В условиях отсутствия полнокровной страты крупных собственников в странах СНГ реальная экономическая власть тесно переплетена с политической.

Стратификационная структура транзитного общества характеризуется формированием новой экономической и правящей элиты (бюрократии). Экономическая сущность бю­рократии как правящей страты представляется двойственной. С одной стороны, чиновники являются наемными работ­никами, которые не владеют экономическими ресурсами, но распоряжаются ими или же косвенно их контролируют. С дру­гой стороны, из-за неразвитости страты крупных собствен­ников чиновники имеют реальную возможность формирова­ния организационно-экономического механизма регулирова­ния национальной экономики или ее отдельных частей.

К экономической (во многом и политической) элите сле­дует отнести крупных хозяйственных руководителей, бизнес­менов, банкиров, финансистов, других «технократов».

Высшая страта, владеющая суммарно крупным капи­талом, при участии интеллектуалов общества в настоящее время должна стать движущей силой экономического разви­тия страны. За ней последует средний класс, который еще находится в стадии формирования, имеет аморфные кон­туры, «нулевой» экономический рост, занят исключительно проблемами самовыживания. Он не обладает сколько-нибудь значительным собственным капиталом для вложения в дело. Отсутствие инвестиционного потенциала остается его слож­ной проблемой. Средний класс сам нуждается в государствен­ной поддержке, требует помощи, хотя в развитой стране он выполняет функции наращивания человеческого капитала, обеспечения технологического и экономического прогресса, социальной стабильности, культурного роста. «Кристалли­зация» среднего класса из огромной массы бедных людей, преодоление люмпенизации, обнищания большинства насе­ления — процессы сложные, длительные, невозможные без опоры на инвестиции экономической элиты общества.

Крупный собственник объективно ориентирован на реа­лизацию стратегических, долгосрочных целей, приумножая капитал для себя и своих потомков, а государственный чи­новник как временный управляющий экономическими ресур­сами тяготеет к реализации краткосрочных целей и относи­тельно равнодушен к отдаленным последствиям производ­ственно-коммерческой деятельности, особенно в условиях нестабильного социально-экономического положения. Он заинтересован в четкой организации всего воспроизводствен­ного процесса в рамках национальной экономики, в стабиль­ных правилах «экономической игры». Его роль в функцио­нировании общества будет возрастать. При установлении цивилизованных рыночных отношений и внедрении ясных, стабильных, четко структурированных форм и методов взаимодействия свободных товаропроизводителей станет ненуж­ным громоздкий государственный аппарат. Это приведет к существенному сокращению страты государственных чинов­ников и ослаблению экономической власти бюрократии.

Крупные предприниматели, несмотря на конкуренцию, относительно монолитны, так как их представители имеют во многом общие долгосрочные экономические цели, а чи­новничество, особенно в странах СНГ, крайне разнородно и имеет тенденцию к формированию относительно замкнутых группировок, которые отстаивают групповые интересы, что, в свою очередь, ведет к частой смене лидеров в отдельных ведомствах и регионах.

Коренные экономические интересы крупных предприни­мателей связаны с устойчивым развитием национальной эко­номики, повышением конкурентоспособности прежде всего крупных национальных корпораций и концернов, произво­дящих конечную продукцию. С крупным собственником свя­зан процесс концентрации и централизации капитала, за счет чего будет сформирован «каркас» национальной экономики, состоящий из крупных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп и других форм организации крупного бизнеса.

Все более отчетливой становится руководящая роль фи­нансовой олигархии. Если в начале XX века в финансовую олигархию входили наиболее крупные промышленники, бан­киры, землевладельцы, то к началу XXI века к традицион­ным представителям олигархии присоединились крупнейшие представители страхового бизнеса, средств массовой ин­формации.

Таким образом, возможность устойчивого развития экономики в постсоциалистических условиях зависит от гармонизации рыночных и нерыночных механизмов регули­рования, уровня взаимодействия различных страт общества, своеобразная модель которых сложилась в стране.

 

3.2 Государственное регулирование рыночной экономики в переходный период

 

Рынок, как экономическая категория, развивается по своим экономическим законам и  правилам,  основным из которых является закон соответствия спроса и предложения, и так же свободная конкуренция, политика нередко вмешивается в рыночные отношения, преследуя свои цели – социальные, более весомого политического влияния или даже давления или другие. Государственное влияние на рынок в законодательном порядке осуществляется  при помощи таких инструментов, как издание законов, постановлений, которые  регулируют рыночные отношения  в законодательном порядке.

Государственное регулирование очень часто проявляется   в  импортно-экспортной политике путем регулирования цен, что бы поддержать  отечественного, собственного производителя продукции.

В частности, принят закон Республики Казахстан « О государственном контроле  при применении трансфертных цен. Трансфертная цена, цена, которая отличается от объективно сложившейся рыночной цены, при совершении сделок,  установлены льготы  настоящим законом.

Государственный контроль при  применении трансфертных цен в деловых международных операциях  осуществляется с целью установления фактически отклонения применяемых цен от рыночных по сделкам –

  • между взаимозависимыми или взаимосвязанными сторонами
  • по товарообменным – бартерным операциям
  • по сделкам, осуществляемым путем зачета взаимных требований
  • при совершении сделок с лицом, зарегистрированным в иностранном государстве.

        Государственный контроль осуществляют органы налоговой службы. И таможенные органы Республики Казахстан.

Одной из мер  регулирования  денежным рынком является поэтапный перевод  госучреждений на новую форму получения зарплаты —  по кредитным  карточкам Казначейство Министерства Финансов разработало такую систему, при которой полностью исключается не целевое использование денег   владельцев пластиковых карт. Благодаря  заслоны   импортерам иностранных  государств.

В настоящее время Казахстан  придерживается активной инвестиционной политики. Для реализации ее   необходима соответствующая нормативная база. К основным составляющим этой базы следует отнести законы государственной поддержки  инвестиций, легализации капиталов, формирования Банка развития и Национального Фонда развития.  Правительство  может  радикально влиять на рынок, регулируя отношения  в малом и среднем бизнесе, путем создания специальной  программы поддержки и развития.

Вмешательство государственного регулирования и контроля  осуществляется  в финансовом секторе экономики.  Преобразования должны касаться поэтапного  внедрения обязательного медицинского и других видов страхования. Очередным шагом должно стать предоставление доступа  на казахстанском рынке  иностранных страховых кампаний.

Одной из мер государственного регулирования рыночных отношений является вступление Казахстана  в ВТО, формирование правовой базы в Евразийском Союзе и других межгосударственных объединений. Активная политика государства  в экономических взаимоотношениях на  международном рынке способна привести к успешному развитию собственного рынка.

В осуществлении социальной программы государство регулирует правовые вопросы проблем занятости, по безработице и социальному обеспечению, вопрсы здравоохранения и образования. Эти меры предоставляют возможность развития рынка по этим направлениям, давая дорогу коммерческим структурам  конкурировать с традиционными, государственными  учреждениями.

Очень гибкой политика государства должно быть в поддержке сельскохозяйственного производства. Государственной организацией   Продкорпорация формируются государственные ресурсы для обеспечения сельскохозяйственных производителей семенным материалом, предоставляется льготные условия кредитования за счет государственных ресурсов и т.д. В 2004 году планируется выделить из бюджета более 5,4 мрд. тенге, которые будут  выдаваться фермерам два раза в год в марте под посев и в июне для сбора урожая. От  сельхозпроизводителей  лишь требуется банковская гарантия, залогом которой служит земля или техника и недвижимость владельца- агрария.

Правительство  утвердило государственную программу поддержки малого предпринимательства на  2002г.- 2003г.  Разработана она  Агентством по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и малого бизнеса. Для реализации программы предусмотрены такие перспективные задачи, как усиление роли неправительственных организаций,  приоритетное развитие производственного сектора, постепенный переход от  государственного регулирования отдельных  аспектов деятельности  малых предприятий к саморегулированию через  отраслевые и межотраслевые ассоциации, к созданию системы партнерских отношений  государство —  предприниматель. В настоящее время в сфере малого предпринимательства занято полтора миллиона  человек или 25 процентов всего занятого населения,  и меры,  принятые на поддержку такого значительного по размерам  сегмента рынка.

Среди очередных действий в рамках программы  указывается

  • развитие объектов инфраструктуры малых предприятий
  • повышение исполнительской дисциплины по выполнению действующего законодательства на местном уровне
  • обеспечения доступа к кредитным ресурсам на приобретение основных и оборотных средств.
  • упрощения процедуры получения производственных помещений предприятиям, занятым в реальной секторе экономике
  • разработка системы подготовки кадров и информационной поддержки малого бизнеса. Мероприятия программы будет осуществляться в основном на региональном уровне, в свою очередь местные администрации должны разработать свои региональные программы для выполнения плана мероприятий. Для этих целей предполагается ежегодное в течение двух   лет  выделение средств из республиканского бюджета  в объеме 50 млн. тг.

Предполагается так же финансирование местных бюджетов, банков, международных организаций в рамках технологической и консультационной помощи.

Все эти меры будут способствовать стабилизации а затем и укрепления  рыночных отношений и благоприятного социального  климата в суверенной Республике Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий — конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства — везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшнего Казахстана, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для  Казахстана  важен мировой опыт государственного регулирования экономики, Одним из важных  направлений государственного регулирования является  перераспределения ресурсов.  Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ,  в   предоставлении которых рынок не заинтересован по тем или иным причинам, создавая тем самым благоприятные условия  для развития общества.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Абенова Г. Становление и развитие экономической мысли в Казахстане, А., 1997
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.-М.: Юристъ,
  3. Государственное регулирование кредитно-бюджетной сферы в промышленно развитых странах ”, научно-аналитический обзор. 1993 г.
  4. Джеффи Сакс “ Рыночная экономика”. 1994 г. Изд. “ Экономика”.
  5. Добрынина Р. Международные экономические отношения, А., 1999
  6. Журавлева Г.П. “ Общая экономическая теория”. 1994г. Изд. “ РЭА им. Плеханова”.
  7. Ильясов А.А. Государственное регулирование экономики. А.,1999
  8. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Прогресс,
  9. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -Киров: АСА,
  10. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 1998.
  11. Нусупова А., Нусупова А. Закономерный провал. // Деловая неделя. — 26 марта 1999 г.
  12. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций» от 15 декабря 2003.
  13. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 1997 г.
  14. Ежемесячный финансовый журнал «Банки Казахстана» № 1 от 2003 года статья «Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2003-2005 годы», одобрено постановлением Правления НБРК от 16 ноября 2002 года№ 459.;
  15. Статистический данные РК за первое полугодие 2003 г. Агентство по статистике Республики Казахстан. Алматы 2003.
  16. Статистический бюллетень № 1 (45) декабрь 2003 год.

 

 

[1] См.- Сембаев Д Введение тенге — шаг к экономической не­зависимости Казахстана//Банки Казахстана. 1999 № 10. С 5.

[2] См.: Отчет о человеческом развитии. Казахстан. Алматы, 1998. С. 17.

[3] См.: Эдвин Дж.Долан. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Санкт-Петербург, 1994. С. 447.

[4] См.: Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 12. С. 60.

[5] На преодоление недооценки наших работников справедливо обращает внимание К. Окаев в статье «К вопросу разработки рычагов углубления экономической реформы Республики Казахстан» // Эконо­мика и статистика. 1999. № 3-4. С. 9.0 проблемах предпринимательства см.: О. С. Сабденов. Поддержка малого и среднего бизнеса // Смешанное общество: мировой опыт и Казахстан. Алматы: Гылым, 1998. С. 133.

[6] Региональная политика: экономический механизм реализации. Алматы. Гылым, 1998. С. 7.