Курсовая работа на тему «Влияние семьи на подготовку ребенка к школе»
План Введение. 1. Семья и ребенок. 2. Подготовка ребенка к школе. 3. Трудовое воспитание ребенка Заключение Список литературы Введение В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. Иесли у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то ушестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый годшкольного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиесяу них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы“психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логикажизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показателипсихологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироватьсялишь на физический или паспортный возраст детей. Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно подруководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работынеоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранениедетям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастногоэтапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьномувозрасту. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферыжизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектовэтой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этогоаспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные наформирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике ипсихологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с болеераннего возраста. В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеютзначительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительнуюгруппу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школеНИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организациивоспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данноговозраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшитьподготовку к школьному обучению. Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпываетсяформированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. всеусваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с ихвозрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе неявляется стержневой для проблемы психологической готовности. 1. Семья и ребенок Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечитьлишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучениюособенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвященытеоретические исследования данного параграфа. Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возрастанаправляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции,какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова поотношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Подруководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни вобществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи наформирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимостьразвития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от пониманияродителями важности правильного воспитания в семье. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительноевремя и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзянедооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, котороеповседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальнойжизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи поудовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых,расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, какудовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется егодеятельность, какая речевая среда в семье и др. Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семенахарактера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этомнапоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем всуете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение еюдорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудноевхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результатродительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, техжизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суетыи разнобоя в предъявляемых ему требованиях. Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, чтоон должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить,а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно,и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, чтокруг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надовыполнять. Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством иобоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к нимскладывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и натребования, предъявляемые школой. Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самыхпервых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, нои о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученномуделу. Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителейчитать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь жеревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка. Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладатьопределенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развитияребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, какразвивается их малыш и делают все возможное, чтобы способствовать этому. Как же должны поступать родители, чтобы их ребенок правильноразвивался, получал необходимое количество информации? Все дети оченьлюбознательны, их интересует все новое, наши дети постоянные “почемучки”.Как важно родителям не погасить эту искорку интереса к окружающему,неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому родителиобязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читатькниги, объяснять различные явления природы, которые привлекают вниманиедетей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуютрасширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересовсвоего ребенка. Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется,чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовкак школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства. Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но длятех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могутрешаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни,день за днем, в обычном общении с ребенком. Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуетсядополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписываетсяв бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасныерезультаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом,мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общенияс детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослымичленами семьи и детьми. Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенкане будет достигнут. часто родители, уделяя большое внимание приобретениюмалышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формированиепсихологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития.В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеютречью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать,считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник,то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. Уодного не выработана познавательная потребность, в результате интерес кучению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретениязнаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьегоне сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свойтруд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять вниманиепри выполнении различных заданий. Четвертый не знает зачем он учится. Всеэти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослыхвсе в готовом виде. 2. Подготовка ребенка к школе Рассмотрим причины, по которым ребенок может быть неподготовлен кшколе. Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родителине уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего этопроисходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей.Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят ихк школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса кчтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают надпроизношением, не прививают интереса, не воспитывают у детейпсихологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьиначинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем егоодноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение кучению. Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы.Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам ввоспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничиваютсамостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды ипереоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями(музыкой, языками, чтением). У таких детей тенденция к “взрослению”, у нихнет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так,наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, ониболее приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, укоторых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать внем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам стоварищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков,долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание кдетям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них невозникала переоценка собственных сил и возможностей. У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны снеумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиямвзрослых и интересам своих товарищей. По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о егохарактере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители идругие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность вобщении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится одолжном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенкасопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности,щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других ина основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобыоно соответствовало действительности, иначе, если это представление будетподвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжелоотразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение вдетский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активностьребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес ких поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочьсвоим детям найти важные ориентиры в жизни. Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыкамии привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми,не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам.Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания иличной гигиены. Научится всему этому помогают строгий режим дня ивыполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах удетей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимоезанятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участиявзрослых. Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этомпозаботиться. Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определеннуюкоррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобыспособствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьногообучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннееразвитие познания, деятельности и личности в целом. Лишь на этом фундаментемогут развиваться специальные способности. Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы ичитать, но обстановка развития познавательных интересов, внимание к егоумственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд должнабыть создана в каждой семье. Учебная работа требует от ребенка поиска новыхрешений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственногонапряжения, умения самостоятельно мыслить. Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной ипсихолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требуетверного педагогического руководства, специально организованных занятий сребенком в семье. Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашниеуроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной.Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, домаже с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть еговозможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним ивзрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенкас матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональномувзаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии. Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад неходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видамдеятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление,но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательномуобучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенноевремя, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность.Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не толькообучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательноезначение. Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и егоподготовку к учебному труду? Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другимичленами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводитсяк словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми,ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает,—необходимое условие полноценной подготовке к школе. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка уребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не можетнормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение ктрудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей всеполучается сразу. В школе ребенку нередко приходится переделывать одно итоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолееттрудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить доконца. Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многиепонимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому онирассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях,которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создаетположительное отношение к школе. Когда у ребенка появится стойкое желание учится, нужно его подготовитьк неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудностипреодолимы помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможнымв начале занятий в школе. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннегоразвития ребенка (физического, умственного, нравственного) — переживаниеуспеха. Чтобы дошкольник хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будьто спорт, рисование, конструирование, игра или учеба, она должна приноситьему удовлетворение. То же самое касается и сферы поведения, выполнениянравственных норм. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых онобязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала— заслуженной. Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащениеэмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться всвоем поведении на окружающих. Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту он нетолько усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать всоответствии с этими нормами. Существенно изменяется поведение ребенка осамом себе, о своем “я”, он начинает более правильно представлять своивозможности, понимать, как относятся к нему окружающие и чем вызвано этоотношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том,как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь нато, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателейпсихологической готовности к школьному обучению. На основе правильнойсамооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение. К 6 годам у ребенка возникают и нравственные чувства (стыд, гордость),именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в общении.Существенно меняется не только содержание деятельности, но и мотивы,побуждающие к ней ребенка, они становятся более осмысленными и болеепостоянными. Ребенок уже не только действует, но и узнает почему и для чегоон эти действия совершает. Нравственное воспитание становится основой для подготовки ребенка кжизни в коллективе сверстников. Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности иэмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольникамиопределенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитиевосприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способамиполучения знаний и ориентации деятельности, от направленности егоинтересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий. При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять,делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательнослушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать своимысли, грамотно строить предложения. Родители должны помнить, что пока у ребенка есть потребность в том,чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, этупотребность надо удовлетворять. Дети, не овладевшие техникой чтения хужепонимают содержание книги, если они читают сами. Выразительное чтениевзрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше,чем чтение по слогам. Дети, если они самостоятельно научились читать,должны упражняться только в чтении коротких стихов. Лучше читать ребенкупонемногу ежедневно, несколько раз возвращаясь к прочитанному. Дети любятслушать знакомые произведения, каждый раз переживая поступки героев и этооставляет глубокий след в их сознании. Книгу для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы иразвитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержаниетекста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. (тамже) После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательноэто делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком опрочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного,воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной,последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Родители не должны забывать о том, что чем совершеннее речь ребенка,тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании культуры речи детейпример родителей имеет большое значение. В результате общения с родителямик 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основномовладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходитинтенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретенияребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамокего личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Родителидолжны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется толькомеханическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл новогослова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общениис окружающими. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенокучиться правильно говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематическийслух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлятьзвукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом вшколе. Помимо сформированности предпосылок к овладению чисто школьныминавыками, у ребенка должен быть достаточно высокий уровень владенияпредметно-специфическими знаниями. По мнению выдающихся психологов,занимающихся довольно долго изучением вопросов готовности детей ксистематическому обучению (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,А. В. Запорожец, Е. Кравцова, А. А. Люблинская и др.), под готовностьюподразумевается сложное образование, включающее компоненты, влияющие науспешность обучения. Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов:развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой,изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всехвнутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческихвозможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработкунравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должнобыть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е.обучение, которое организовывают в семье мамы и папы. Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобыобеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно бытьразвивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития,на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видовдеятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большоезначение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических ипознавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбордидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственногоопыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература,кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыминеобходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а вопределенной системе. Сейчас существует большое количество литературы,помогающей родителям в этом вопросе (И. И. Будницкая “Ребенок идет вшколу/Библиотека для родителей”, см. список литературы). Кроме того,родители всегда могут обратится за советом, помощью к воспитателю детскогосада, учителю младших классов. В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще ненаступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующиераскрытию этих способностей. А современные требования к детям, поступающим в школу подразумеваютналичие у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений,навыков. Прежде всего у ребенка должен быть определенный запас сведений обокружающем мире, о явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и ихприроде, о нормах поведения. Развитие образного мышления помогает ребенкувыделять существенные закономерности в различных сферах жизни. Высшая формаэтого мышления у старших дошкольников позволяет перейти от элементарныхпредставлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научныхзнаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько иной характер иотличаются от разрозненных представлений о разных сторонахдействительности, которые обычно получает ребенок-дошкольник, не совпадаютс его небольшим “житейским” опытом. И именно родители должны подготовитьребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения. У ребенка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровнеэстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесьпервостепенная роль принадлежит семье. Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у негорадость, чувство уверенности, укрепляет уважение и привязанность кродителям, заставляет гордится ими, способствует созданию равных отношенийв семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенкак явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. В развитииэстетического вкуса, восприимчивости большое значение имеет совет,пояснение старших. Они помогают ребенку разобраться в том, что заслуживаетположительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны бытьочень осторожны, так как даже мимолетное замечание становится решающим вформировании вкусов и наклонностей. 3. Трудовое воспитание ребенка. Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению являетсявоспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многомбудет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли унего личностные качества, позволяющие ему результативно справляться сучебными заданиями. Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребеноквоспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитаниеобязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще иобщается со взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесногоописания производимых действий, отчет о проделанной работе. При этомобогащается речь ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовыедействия становятся доступными осмыслению и анализу. Таким образом, родители должны понимать, что основное значение вподготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры,рисование, конструирование, собственный опыт — вот основа развития личностиребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводитсятолько к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должныруководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка. Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажетсянеспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надотак, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное,даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написанонемало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родителиплохо представляют себе: что же именно они должны делать? И дети под давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд,заучивают наизусть длинные стихотворения и многое другое. Но что это даетдля их психического развития? Так чему же должны учить ребенка родители, чтобы он правильноразвивался и был готов к школе? Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту,правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а незнаниям о предметах быта. Нужно учить играть, сначала просто оперируя игрушками, подражаяреальным действиям, их логике, их последовательности. Только потом, когдаребенок умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты,отражающие отношение между людьми, тогда действия могут стать чистосимволическими, а реальные предметы заменены другими, с помощью которыхможно изобразить действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающимдействие. Пройдя весь этот игровой путь ребенок приобретает очень многое,значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются,осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми,окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этихвзаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторонавзаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое ихорошее. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления иречи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится вшколе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится планировать своидействия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебнойдеятельности. Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать,конструировать. Делая это ребенок переживает радость творчества, отражаетсвои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребенкавидеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет,форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение.Одновременно это дает возможность научить ребенка действоватьпоследовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем,что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными вшколе. Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они даютвозможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, отдостижения намеченного результата; учат настойчивости, в общем, развиваютсяте качества, которые так необходимы в школе. Очень многое могут сделать родители, чтобы подготовит ребенка кшкольному обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдетуспешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном детстве. Ссамого раннего возраста малыша надо учить. Лучше всего это ребеноквоспринимает в игровой форме. Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, какперешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и какследует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее этоделают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, темгармоничнее он развивается. Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу:перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбратьаналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образомродители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь нанепосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материалеэлементы логического мышления. Без развития умения классифицировать предметы и явления невозможно иформирование понятий. Группировка по образцу становится предпосылкойвозникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всегошкольного обучения. Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной оченьсерьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое,навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, втом числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие ирадость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно былосамому взрослому. Однако, жизнь в школе значительно отличается от жизни дошкольника.Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности ребенка к ней.Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки — этосовсем не похоже на то, как раньше “учился” ребенок. Все эти особенностижизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называютпсихологической готовностью к учению. И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляютсяэлементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладетьзнаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошоподготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым длянего школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, иобязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологическойготовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоениеопределенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые прежде всегообеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное ихпреодоление. Заключение Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе наступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием иразвитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школев семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школеогромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняютфункции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители воторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечитьполную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению,усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад,показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили вдетский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможностьпосоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс посвоему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольныеучреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет напрактике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детскогосада и семьи, то результат значительно улучшится. Список литературы 1. Популярная психология для родителей // Под Ред. А.А. Бодалева, М., Педагогика 1988г.2. Кулик Л.А., БерестовО.А. Семейное воспитание М.,Просвящение 1990г.3. Платонов К. К. Обобщение характеристик как метод социально- психологического изучения личности. М., 1988.4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М., 1990.5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л., 1988.6. Басов М.Я.. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М. 1975.7. Валлон А.. Психическое развитие ребенека, М., 1968.8. Запорожец А.В.. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 1986 г.