АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Влияние технического уровня производства на качество продкции предприятия

ПЛАН

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

 

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ на предприятии……………………………………………………………………..5

  • Сущность и показатели качества продукции……………………………5
  • Управление качеством продукции напредприятии……………………..9

 

ГЛАВА 2. Влияние ТЕХНИЧЕСКого УРОВНя производства
на КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….……………20

2.1  Классификация основных видов технического контроля……………. 20

2.2  Показатели технологичности продукции……………………………… 22

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости   от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.

Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.

Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Интерес представляет анализ конкретных шагов  и действий, которые предпринимают производственные и технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок в “борьбе за лидерство”.

По существу ставится задача объединить в рамках хозяйственных комплексов нового  типа мелкость и адаптивность мелкосерийного производства низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно — сбытовой цепочки при постоянном внедрении   в  серийное производство  новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.

В даннойработе раскрывается сушность качества продукции как экономической категории и  и управление техническим уровнем. Подробно рассматривается система показателей качества продукции. Дается характеристика показателей назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации продукции.

Кроме того, дана характеристика действующего механизма управления техническим уровнем и качеством продукции и подробно рассмотрены его наиболее важные звенья и элементы.

 

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

на предприятии

 

  • Сущность и показатели качества продукции

 

Качество выпускаемой продукции по праву относится к важ­нейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно по­вышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение производства высококачественных изделий казахстан­скими предприятиями в конечном итоге должно привести к ин­тенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности казахстанских товаров на внут­реннем и мировом рынках. Современным предприятиям необхо­димо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 “Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения”. Согласно этому документу под качеством пони­мается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее при­годность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обуслов­ленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).

С понятием качества тесно связаны такие понятия, как техни­ческий уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля качества, показатели качества.

Технический уровень продукции может быть определен как от­носительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответст­вующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения ориги­нальных конструктивных решений, использования новых мате­риалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.

Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:

  • маркетинг, поиск и изучение рынка;
  • проектирование и разработка технических требований;
  • разработка продукции;
  • материально-техническое снабжение;
  • подготовка и разработка производственных процессов;
  • производство;
  • контроль, испытания и обследования;
  • упаковка и хранение;
  • реализация и распределение продукции;
  • монтаж и эксплуатация;
  • техническая помощь и обслуживание;
  • утилизация.

В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, а также величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.

Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Они используются в работе конструкторов и технологов при создании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и в других целях.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

  • количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
  • отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
  • стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
  • методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
  • характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
  • способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами, и размерные).

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

  • показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область ее применения;
  • показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования;
  • показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
  • показатели стандартизации и унификации, характеризуюшие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;
  • эргономические показатели, характеризующие систему “человек — изделие — среда” и учитывающие комплекс гигиенических, психологйческих, антропометрических, физиологических, психо-физиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;
  • эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю и т. п.;
  • патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
  • экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (или потребление) продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации.

В настоящее время кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качества продукции используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели однородности продукции.

 

  • Управление качеством продукции

 

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:

  • наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;
  • Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;
  • наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
  • Наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Механизм управления, согласно общей теории управления, выглядит так, как он представлен на схеме (1).

Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько  предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

СХЕМА (1)

Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций,  производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить. Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством удовлетворяется. Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении. Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и  морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело. Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

  • Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
  • Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
  • Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;
  • Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

 
   

Универсальная схема управления качеством продукции.

 

                                                                                             СХЕМА (2)

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

  • станки, машины, другое производственное оборудование;
  • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов  условия обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся:

  • характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
  • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
  • интерьер и производственный дизайн;
  • характер материальных и моральных стимулов;
  • морально–психологический климат в производственном коллективе;
  • формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
  • состояние социально материальной среды работающих.

Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической  документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.

В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.

Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а следовательно сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:

Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность,  технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и  данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:

1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования,  условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее не качественности;

3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;

4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного  сочетания – один из самых творческих моментов  в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

Средства управления – включают оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. в состав средств управления качеством продукции также включаются:

  • банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
  • метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
  • государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
  • государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).

Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связями от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством определяется производственной структурой предприятия и структурой действующей системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности , активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и материальных стимулах.

Отношения координации характеризуются горизонтальными связями между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения.

При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.

На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит а том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.

В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий  за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

Анализ развития форм и методов организации работ по качеству, выявление возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схем механизма управления качеством, определение характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка как исходного элемента управления качеством продукции, критическое рассмотрение определений основополагающих терминов  свидетельствуют о следующем:

  1. Современную организацию работ по качеству теоретически допустимо, а практически целесообразно и эффективно строить не на всеобщем глобальном контроле, а на принципах общей теории управления на основе схем механизмов управления качеством продукции;
  2. Современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений;
  3. Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой – разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка;
  4. Принципиальная схема механизма управления качеством органически взаимодействует с маркетинговыми исследованиями и включает в свой состав блок разработки политики в области качества.

 

 

 

ГЛАВА 2. Влияние ТЕХНИЧЕСКого УРОВНя производства
на КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Классификация основных видов технического контроля продукции

 

Укрупненная классификация основных видов технического контроля может быть проведена по следующим признакам:

  • объекты контроля;
  • субъекты контроля;
  • контролируемые этапы жизненного цикла продукции;
  • иерархические уровни контроля;
  • место контроля качества в процессе производства;
  • характер контролируемых свойств и параметров продукцим;
  • способ определения контролируемых свойств и параметров продукции;
  • степень охвата контролируемой продукции;
  • уровень использования технических средств контроля;
  • техническая оснащенность процессов контроля;
  • характер воздействия на контролируемую продукцию;
  • характер воздействия на процесс формирования качества продукции и возникновение дефектов.

В зависимости от объектов контроля различают контроль качества: предметов труда, средств труда, условий труда, труда и результатов труда.

В зависимости от субъектов контроля качества выделяют контроль: общегосударственный, ведомственный, межведомственный, общественный.

Признак контролируемых этапов жизненного цикла продукции позволяет выделить контроль качества: разработки новой продукции, в процессе производства продукции, в сфере обращения продукции, в процессе эксплуатации (потребления) продукции, ремонта (восстановления) продукции.

В зависимости от иерархических уровней контроля различают контроль качества: федеральными органами исполнительной власти, отраслевой, на предприятиях и в организациях, в производствен-ных единицах, цеховой, на производственных участках, бригадный, индивидуальный.

По занимаемому месту в процессе производства выделяют входной контроль качества продукции, получаемой по кооперации, межоперационный контроль деталей, узлов, заготовок и т. п., приемочный контроль готовой продукции, инспекционный контроль.

В зависимости от характера контролируемых свойств и параметров продукции различают контроль физических свойств продукции, химических и механических свойств, а также контроль геометрических и функциональных параметров.

Способ определения контролируемых свойств и параметров продукции позволяет выделить из общей совокупности различных видов технического контроля такие его виды, как контактный, бесконтактный, непрерывный, периодический, летучий, контроль качества при непосредственной оценке, контроль качества методом сравнения.

По такому признаку классификации, как степень охвата контролируемой продукции, выделяют, как правило, контроль: сплошной, простой выборочный и статистический выборочный.

По уровню использования технических средств контроля различают контроль: органолептический, регистрационный, измерительный, а также контроль качества по образцу (эталону).

По степени технической оснащенности процессов контроля различают контроль качества продукции: немеханизированный, меха-низированный, автоматизированный, активный.

По характеру воздействия на контролируемую продукцию выделяют неразрушающий и разрушающий контроль.

В зависимости от характера воздействия контроля на процесс формирования качества продукции и возникновение дефектов различают профилактический и последующий (фиксирующий) контроль.

 

2.2 Показатели технологичности продукции

 

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструктив-но-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Различные вопросы технологичности изделий отражены в действующих государственных стандартах и других нормативно-методических документах.

Классификация общей совокупности показателей технологичности продукции может быть проведена по следующим признакам:

  • количеству свойств технологичности (единичные, комплексные);
  • стадии определения (проектные, производственные, эксплуата-ционные);
  • области анализа (технические, технико-экономические);
  • системе оценки (базовые, разрабатываемой конструкции, относительные);
  • значимости (основные, дополнительные).

К основным показателям технологичности относятся:

  • трудоемкость изготовления (определяется суммарной трудо-емкостью технологических процессов изготовления продукции, для промышленной продукции выражается в нормо-часах);
  • технологическая себестоимость (определяется суммой затрат на изготовление единицы продукции (без учета покупных изделий));
  • уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления (определяется отношением трудоемкости изготовления рассмат-риваемого изделия к базовому показателю трудоемкости);
  • уровень технологичности конструкции по себестоимости изго-товления (определяется отношением себестоимости изготовления рассма-триваемого изделия к базовому показателю себестоимости).

К основным показателям технологичности промышленной продукции относят:

  • коэффициент сборности (блочности) изделия;
  • коэффициент использования рациональных материалов;
  • удельную трудоемкость;
  • удельную материалоемкость и др.

Коэффициент сборности (блочности) выражает простоту монтажа изделия. Он представляет собой долю конструктивных элементов, входящих в специфицируемые блоки, в общем числе элементов, входящих непосредственно в состав изделия.

Коэффициент использования рациональных материалов определяется в тех случаях, когда в конструкции изделия с технической и экономической точек зрения целесообразно максимально использовать отдельные виды материалов.

Удельная материалоемкоспгь изделия может быть определена по формуле

где Q — масса единицы продукции, кг.

Кроме рассмотренных показателей в качестве дополнительных технико-экономических критериев технологичности продукции могут использоваться:

  • относительная и удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию;
  • относительная и удельная трудоемкость профилактического обслуживания изделия;
  • относительная и удельная трудоемкость ремонта изделия;
  • относительная и удельная себестоимость подготовки изделия к функционированию;
  • относительная и удельная себестоимость профилактического обслуживания изделия;
  • относительная и удельная себестоимость ремонта изделия.

 

 

Заключение

 

Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости   от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.

 Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.

Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Интерес представляет анализ конкретных шагов  и действий, которые предпринимают производственные и технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок в “борьбе за лидерство”.

Это прежде всего относится к обеспечению стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества  новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность — выше. На ближайшие 10-15 лет многие крупные компании уже выбрали ту “волшебную палочку”, которая, по их мнению, позволит в кратчайшие сроки обеспечить условия для резкого  повышения уровня конкурентоспособности. Для решения этой задачи предполагается осуществить целый комплекс технических, и организационно управленческих мероприятий. Их реализация и должна определять весь курс действий в обозримом периоде.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонов Г.А. Стандартизация и качество промышленной про­дукции: Учеб. пособие.Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979.
  2. Аристов О.В., Мишин В.М. Качество продукции: Учеб. пособие. — М.: Изд-во стандартов, 1982.
  3. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учеб­ник. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. — М.: Прогресс, 1996.
  5. Лапуста М.Г. Качество продукции: механизм управления. — М.: Экономика,1980.
  6. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1998.
  7. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие.-СПб.:Изд-во СПбУЭФ,1993
  8. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ,1992.
  9. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика,1989
  10. Основы рыночной экономики. Учеб. пособие/Под ред. Войтовского Н.В. и Клебанера В.Я. СПб. СЗПИ. 1992.