АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Воспитание эстетических чувств на уроке по познанию Мира. Методика преподавания

ПЛАН

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ МИРА И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………5

 

Глава 2. эстетические ОСНОВЫ МЕТОДИКИ предмета «познание мира», ЕЕ СВЯЗЬ  С  ЭСТЕТИКОЙ…………………………12

 

ГЛАВА 3. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов в процессе изучения предмета «познание мира»……………………………………………22

 

 

Заключение………………………………………………………………….28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29

 

 

 

 

 

Введение

 

Методика преподавания предмета «познание мира» относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения являет­ся процесс обучения учащихся начальных классов познанию природы, их воспитания и развития в ходе обучения.

Методика преподавания предмета «познание мира» опирается на прин­ципы дидактики — науки, раскрывающей общие закономернос­ти образования и воспитания детей. Содержание начального курса предмета «познание мира» обладает определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения данному предмету; сле­довательно, методика преподавания предмета «познание мира»  — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школь­ного предмета.

Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предмету «познания мира»  в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.

Прежде всего методика преподавания предмета «познание мира» от­вечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащим­ся младших классов? Следовательно, она исследует и разра­батывает цели обучения по начальному курсу предмета «познание мира» в школе в соответствии с уровнем развития общества на совре­менном этапе и его социальным заказом, а также цели воспи­тания и развития младших школьников с учетом особеннос­тей содержания предмета. Изучение предмета «познание мира» в началь­ной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаи­мосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности. Методика преподавания природоведения отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по предмета «познание мира» в школе, его идеи, прин­ципы отбора фактов и построения предмета.

Вместе с тем методика преподавания предмета «познание мира» от­вечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания млад­ших школьников через содержание природоведческого материа­ла? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета?

Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ МИРА И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Методика преподавания предмета «познание мира», как и всякая дру­гая наука, развивается по законам диалектики; поэтому глав­ной методологической основой ее является диалектический ма­териализм. Он дает возможность увидеть основные закономер­ности процесса обучения и воспитания школьников: неразрыв­ную взаимосвязь между процессом обучения, воспитания и раз­вития личности учащихся; внутренние противоречия между количеством и качеством применяемых методов, методических приемов и средств обучения; переход количественных измене­ний в качественные (накопление знаний, преобразование их в убеждения и нормы поведения учащихся и т. п.). Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооруже­ния учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ста­вит перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу предмета «познание мира», в содер­жании школьных- учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы и эстетическая деятельность человека и зависимости рационального использования природных бо­гатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов.

Методика преподавания предмета «познание мира»  функционирует в тесном содружестве с другими науками. Прежде всего, с биоло­гией и географией и изобразительным искусством, так как содержание школьного курса предмета «познание мира»  включает в себя элементы знаний, отражающие основы той и другой науки. Связь с изобразительным искусством и эстетикой играет особенно большую роль при разработке содержания этого предмета. Отличительной особенностью науки о живых организмах является изучение их в развитии, в связи с сезон­ными изменениями. В основе содержания и построения мате­риала курса предмета «познание мира»  лежит принцип сезонности, кото­рый в свою очередь определяет эстетическую специфику методики преподава­ния предмета. Учитель начальных классов должен хорошо знать основы эстетического воспитания, чтобы правильно с точки зрения современного искусства объяснить наблюдаемые учащимися факты и явления окружающей природы, уметь самому и научить уча­щихся правильно, распознавать ее объекты.

Связь с  эстетикой видна и в методах изуче­ния природы. Так, в изобразительном искусстве основными метода­ми исследования являются наблюдение и воспризведение. В про­цессе обучения предмета «познание мира»  учитель формирует у учащих­ся элементарные приемы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, живом уголке, воспризводить простейшие объекты. Ведущими методами при обучении в изобразительном искусстве является метод наблюдение. Элемен­ты этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с произведениями изобразительного искусства такими как пейзаж, анималистические картинки.

Методика преподавания предмета «познание мира»  является педагоги­ческой наукой, поэтому она неразрывно связана с педагогикой, особенно с ее основными разделами: дидактикой и теорией вос­питания,— и развивается в соответствии с их законами и за­кономерностями. Дидактика исследует общее в процессе обуче­ния любому предмету: принципы содержания, формы и методы. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Мето­дика преподавания предмета «познание мира», опираясь на общие законы и принципы дидактики и теории воспитания, практически раз­рабатывает содержание, формы, методы обучения и воспита­ния учащихся данному предмету. Связь методики преподава­ния предмета «познание мира»  с дидактикой и теорией воспитания дву­сторонняя: методика в своем развитии не только опирается на общие положения дидактики и теории воспитания, но и обо­гащает их, выявляя рациональные пути, методы и средства обучения и воспитания в процессе преподавания предмета «познание мира». Методика преподавания предмета «познание мира», исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, должна учитывать психо­логические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией. Психологическая на­ука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эф­фективные методы, средства обучения и воспитания учащихся. Например, выясняя эффективность тех или иных методов обучения. Методика преподавания предмета «познание мира»  отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по предмету «познание мира»   в школе, его идеи, прин­ципы отбора фактов и построения предмета.

Вместе с тем методика преподавания предмета «познание мира»  от­вечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания млад­ших школьников через содержание природоведческого материа­ла? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета? Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).

Предмет «познание мира» обладает определенными особенностями не только в содержании, но и в методике преподавания. Главная характерная особенность предмета Предмет «познание мира»  заключается в том, что каждая тема изучается на протяжении всего учеб­ного года. Это необходимо для того, чтобы систематически вы­рабатывать у детей умения и навыки поведения, формировать у них правильное отношение к окружающей действительности. Возврат к одной и той же теме в течение года целесообразен и в связи с сезонными изменениями в природе, а также знамена­тельными событиями в жизни нашей страны. Так, в I классе занятия по предмету «познание мира» начинаются со знакомства со школой, с ее зданием, расположением школь­ных помещений, с правилами поведения на занятиях (тема «Наша школа»). Далее учитель переходит к теме «Наш город (село)». В ней он знакомит школьников с  некоторыми прави­лами поведения на улице, учит детей ориентироваться в бли­жайшем к школе окружении, знать дорогу от дома до школы. Пока стоит теплая погода, учитель организует прогулки-экскурсии в природу, чтобы познакомить детей с окрестностя­ми города (села), наблюдать за сезонными изменениями s природе, жизни растений и животных. К празднику 7 Ноября изучается часть темы «Родная страна». Таким образом, все те­мы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Ана­логично изучается и материал предмета во II классе.

Специфика содержания предмета предмету «познание мира» требует организации занятий не только в классной комнате, но и на пришкольном участке, на улице, в природе, парке, библиотеке, школьной столовой и т. п.

Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окру­жающему миру следует осуществлять путем целенаправленных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, се­мян для подкормки птиц и т. д.

Кроме наблюдений, используются и другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказ, объясне­ние и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидакти­ческие игры.

Главная организационная форма обучения по этому пред­мету— урок, который может быть проведен в разных условиях. Учитывая возрастные особенности школьников, на уроках не­обходимо использовать такие виды учебной деятельности, кото­рые имеют практическую направленность и способствуют раз­витию у детей объективных представлений об окружающем мире.

На уроках курса имеются большие возможности для ис­пользования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуется соот­ветствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уро­ках в значительной степени стимулирует мыслительную дея­тельность детей.

На уроках по предмету «познание мира» необ­ходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные деть­ми знания об изучаемом материале; поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формиро­вать новые представления и понятия и осуществляется с ши­роким привлечением разнообразных натуральных и изобрази­тельных наглядных средств обучения, экранных пособий.

При ознакомлении с окружающей природой среди органи­зационных форм работы, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.

Экскурсии должны носить сезонный характер, и желатель­но, чтобы они проводились на один и тот же природный учас­ток, чтобы дети могли отметить происходящие изменения в жизни растений в зависимости от времен года.

В ходе экскурсий дети не только учатся наблюдать природу, они приобретают эстетические знания, видят ее красоту и величие, но и по­знают правила поведения в природе, поэтому велико их воспи­тательное значение. Экскурсии с участием I—II классов имеют ту же структуру, что и в III—IV классах, но отличаются тем, что наблюдения носят фронтальный характер. Чаще всего дети получают оди­наковые задания, которые учитель разделяет на отдельные операции и руководит выполнением каждой из них, после чего наблюдения детей обобщаются. Например, в ходе экскурсий в природу на тему «Растения в природе зимой» учитель вначале обращает внимание детей на состояние погоды: холодно или тепло, есть ветер или нет, идет или не идет снег, много или мало снега (замерить палкой). После этого необходимо выяс­нить, узнали ли дети место экскурсии: лес это или парк, сквер или сад и т. п. Далее детям предлагается найти знакомые рас­тения, вспомнить их названия, определить, как они изменились по сравнению с осенью. Подведя итог данному наблюдению, учитель переключает внимание учащихся на травянистые рас­тения: видны ли они в это время года? Что с ними произошло с приходом зимы? Сохранились ли они под снегом? (Учитель разгребает участок земли от снега и дает возможность детям увидеть состояние травянистых растений.) Делается вывод о состоянии травянистых растений, после чего — общий вывод о состоянии растений в зимний период. Кроме того, учитель предлагает учащимся обратить внима­ние на кормушки для птиц, белок и засыпать туда корм (если есть возможность). Прощаясь с уголком зимней природы, не­обходимо сказать детям, что, когда они снова придут сюда, не узнают его: он будет совсем другим. Можно даже спросить: каким будет этот уголок весной? При ознакомлении с окружающим миром могут проводить­ся целевые прогулки на фабрику, в магазин, на почту, в биб­лиотеку и т. д., в ходе которых дети знакомятся с трудом лю­дей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общест­венных местах. Содержание таких прогулок учитель предвари­тельно обсуждает с администрацией предприятий. Перед про­ведением таких прогулок необходимо провести беседу и вы­яснить имеющиеся у детей представления о данн-ом предприя­тии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами предстоящего занятия, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах.

Сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Они дают возможность не только за­креплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание должны соот­ветствовать возрастным особенностям школьников и учебно-воспитательным задачам изучаемой темы. Например, после прогулки на почту организуется игра «Я работаю на почте», в ходе которой дети знакомятся с конвертами, почтовыми мар­ками, открытками, учатся правильно наклеивать марки, за­клеивать конверты. Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащихся I—II классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой.

 

 

 

Глава 2. эстетические ОСНОВЫ МЕТОДИКИ предмета «познание мира», ЕЕ СВЯЗЬ  С  ЭСТЕТИКОЙ.

 

Всякое методическое исследование обычно включает в себя использование исторического метода, который позволяет позна­комиться с методическим наследием предшествующих лет, изу­чить и проанализировать достигнутое, наметить дальнейшие пу­ти изучения, уточнить цели и задачи исследования. Этот метод предполагает тщательную работу с педагогической, психологи­ческой, методической литературой.

Большое значение для решения многих методических проб­лем имеет состояние реального учебно-воспитательного процес­са по природоведению в начальных классах, т. е. изучение мас­сового опыта учителей. Ведущим методом в изучении массового опыта учителей является педагогическое наблюдение, когда исследователь, наблюдая педагогический процесс, выявляет творческие достижения учителей и типичные ошибки в препо­давании. Собранный материал обобщается, теоретически осмыс­ливается и делается достоянием науки.

Для изучения массового опыта школы используются и та­кие методы, как анкетирование учащихся и учителей, собеседо­вания, письменные проверочные работы учащихся, изучение школьной документации, которые, как правило, применяются в сочетании и в зависимости от поставленных задач исследова­ния. При этом необходимо четко выделить цели изучения опыта, составить план изучения, разработать анкету для учите­лей и т. д.

Важное место в методических исследованиях занимают ма­тематические и статистические методы. Они позволяют на ос­новании расчетов и статистических данных выявлять и объяс­нять сложные взаимосвязи педагогических явлений (например, взаимосвязь между методами, средствами обучения природове­дению и уровнем знаний учащихся и т. д.).

Центральное место среди всех методов исследования зани­мает педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью вы­явления его действенности и эффективности. Как правило, эк­сперимент направлен на создание нового педагогического опы­та, в котором существенную роль играет сам исследователь.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь на основании изучения литературы и опыта работы школы уста­навливает главную проблему исследования и выдвигает гипо­тезу. Научная гипотеза — это научно обоснованное предполо­жение о возможной эффективности того или иного эксперимен­тально проверяемого нововведения. Как правило, экспери­мент предназначается для доказательства гипотезы.

На основании сформулированной гипотезы исследователь определяет конкретные задачи исследования и выбирает ме­тоды. Важным условием проведения эксперимента является подго­товка экспериментальных материалов в соответствии с выдви­нутой гипотезой: разработка дидактических материалов, учеб­ных текстов, наглядных средств обучения, вопросов и заданий для учащихся, проверочных заданий.

Педагогический эксперимент проводится в двух группах классов: экспериментальных и контрольных. В первых — про­веряется эффективность новых приемов обучения или вводятся новые элементы знаний, во вторых — обучение осуществляется без изменения. При этом должно соблюдаться условие: учащие­ся экспериментальных и контрольных классов должны быть приблизительно равными по способностям и уровню подго­товки.

В последнее время в эксперименте все чаще используются технические средства: звукозапись, наблюдение скрытой каме­рой телевидения, киносъемка, видеозапись, которые позволяют воспроизводить фрагменты учебного процесса для анализа.

Проводя педагогический эксперимент, исследователь часто параллельно использует и такие методы, как психологическое наблюдение и психологический эксперимент, которые позволя­ют ему выявить психологические особенности младших школь­ников в ходе экспериментальной проверки предлагаемых ново­введений и на основании этого решить целесообразность их не пользования в учебно-воспитательном процессе по предмета «познание мира»..

Заключительным этапом методических исследований явля­ется формулировка выводов и практическое применение резуль­татов, которые проходят широкую проверку в практике обу­чения, что повышает достоверность выводов и рекомендаций.

Такова сема логики методических исследований, которой придерживаются ученые и которая должна лежать в основе курсовых и дипломных работ студентов по методике преподава­ния предмета «познание мира».

Применительно к конкретной методической проблеме схема исследования может выглядеть следующим образом. Например, при изучении формирования у младших школьников представ­лений об окружающем мире в процессе усвоения первоначаль­ных научных понятий исследователь пользовался следующими методами: теоретическим анализом эстетических, психологиче­ских, дидактических и методических работ по данной проблеме, наблюдением, анкетированием, анализом опыта работы учите­лей начальных классов, констатирующим и формирующим эк­спериментом.[1]

Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап был посвящен изучению и анализу специальной литературы и пуб­ликаций в периодической печати по проблеме эстетического исследования, изучению опыта работы учителей начальных классов.

Второй этап был посвящен разработке и внедрению опыт­но-экспериментальной методики руководства чувственным эстетическим восприятием младших школьников (формирующий эксперимент).

Третий этап включал в себя обработку и анализ результа­тов эксперимента, уточнение отдельных теоретических положе­ний, разработку практических рекомендаций учителям началь­ных классов.

Таким образом, на основе закономерностей, открываемых исследованиями преподавания предмета «познание мира» в начальной школе, определилась методика как наука о прекрасном в природе. Она имеет свой объ­ект изучения — учебно-воспитательный процесс обладает спецификой, обусловленной особенностями со­держания начального курса предмета «познание мира».

Учащиеся должны знать основные признаки времен года, на­звания нескольких растений и животных данной местности, уметь их отличать. Дети должны уметь вести эпизодические самостоятельные наблюдения в природе и фиксировать их в «Дневнике наблюдений», классном «Календаре природы и труда».

Предмет  тесно свя­зан с остальными предметами курса начальной школы. На­блюдения за жизнью природы и общества, за трудом советских людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как чтение, русский язык, развитие речи, трудовое обучение и др.

Роль эстетического воспитания в развитии личности.^?оль эс­тетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и дея­тельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной при­тче Плутарха] Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фи­лософ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить1 прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к дейст­вительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую по­знавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отме­чал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь науч­ного познания и познание средствами искусства. Он указывал, чтоученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, ху­дожник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти из­менения с помощью образного, художественного изображения дей­ствительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука)

(Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и по­скольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.

Искусство, является могучим средством духовного возвышения человека   писал А.М. Горький, тем больше искусство роднит меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без эстетики нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря эстетике человек переживает века. Эстетика ока­зывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал эстетику с айсбергом, большая часть кото­рого находится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».  Однако влияние искусства на воспитание человека в опреде­ляющей мере зависит от его художественно-эстетического разви­тия. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пусты­ни, есть красота в душе араба». Без знания законов художествен­ного отражения действительности, без понимания языка и худо­жественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образования. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью кото­рых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной под­готовки и соответствующего понимания. Даже интересный рас­сказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. За­дача’ школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку .учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.

Сущность эстетического воспитания и его содержание. Поня­тие эстетическое воспитание органически связано с термином эстети­ка, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происхо­дит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художествен­ным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состо­ит в организации разнообразной художественно-эстетической деятель­ности учащихся, направленной на формирование у них способностей пол­ноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литерату­ре, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и лите­ратуры, изобразительного искусства и музыки. Существенной сто­роной эстетического воспитания является также познание прекрас­ного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении чело­века.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспита­ния является его направленность на личностное развитие учащих­ся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценнос­тей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти воспри­ятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать пре­красное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей. Существенным компонентом эстетического воспитания являет­ся овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умени­ем выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественно­го отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработ­ка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занима­ет формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с вос­приятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьни­ков чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения ис­кусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспита­ния является приобщение учащихся к художественному творчеству, раз­витие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать, в целях воспитания. 

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на рас­крытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убежде­ний, а также нравственности. Как же должно осуществляться эсте­тическое воспитание? Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей. Эстетическое воспитание в школе начинается с млад­ших классов в процессе изучения предмета «познание мира», доступных книг о природе, а также на изобразительного искусст­ва. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искус­ства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эс­тетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и эстетическая подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмо­ционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетент­ность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбужда­ют потребность в приобщении через природу к искусству.

Для воспитания художественного восприятия природы у младших школь­ников существенное значение имеет использование приема сравне­ния при изучении природы и искусства, прослушивании му­зыки и звуков природы и побуждение их к оценке красоты природы, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином природном ландшафте, обостряет их вос­приятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демон­страцию репродукций картин о природе.

Большое значение имеет показ красоты родной природы, причуд­ливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, природа… а эти душистые овраги и колы­хающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, — писал он, — разве не были нашими воспитателями? …Я вынес из впечатление такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…».  Для оз­накомления учащихся с красотой родной природы проводятся экс­курсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окру­жающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохра­нению природы, организуя для этого кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д. Все это показыва­ет, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов в процессе изучения предмета «познание мира»

 

Это весьма сложная педагогическая задача. Простей­шие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении для преподавателя  сформировать у учащихся начальных классов   необходимых способностей к более глубокому пониманию искусства.

Очень важно в этих классах обогащать учащихся представления­ми о художественных средствах передачи настроения человека, ко­торые используются в литературе, музыке и изобразительном искус­стве. Вот как, например, АС. Пушкин рисует печальную картину осени в романе «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Иные изобразительные средства использует поэт, показывая бодрящее воздействие зимнего пейзажа на человека: «има!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…»[2]

В познании художественных средств изображения действитель­ности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравне­ние, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном ис­кусстве и др.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у уча­щихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая сущест­вует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использо­вать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изу­чении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к этому про­изведению. Прослушивание романса А. Варламова «Белеет парус оди­нокий» организуется при изучении лирики М.Ю. Лермонтова. Подоб­ное синтетическое использование искусства в процессе изучения предмета познание мира помогает уяснению специфики изобразительных средств раз­личных видов искусства и развитию разностороннего и более глубо­кого эстетического восприятия природы.

Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учеб­ной работой по предмету «познание мира» и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, литература и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материа­ла учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к ло­гически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эс­тетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристо­теля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного»[3]. Такие «виды прекрасного» не­обходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных худо­жественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожест­венные произведения от примитивного ремесленничества, от худо­жественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобрази­тельному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофо­нией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и ; видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и ки­нофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту труд­ность можно только одним путем — широким использованием клас­сической литературы, лучших образцов современной музыки и ху­дожественного творчества.

Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства. Будучи по своей природе существом, творческим, человек обладает склонностью к художественно-твор­ческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершен­ствовать эти склонности и способности в процессе занятий предмета «познание мира» — одна из задач эстетичес­кого воспитания. В младших и средних классах она решается преж­де всего на занятиях по родному языку и литературе, изобразитель­ному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюстрации к природным ланшафтам, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования худо­жественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значе­ние первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, «…стоит про­будить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку»[4].

Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музы­кальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отра­жением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравствен­ности людей. Художник Б.М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся ри­сованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей природы средствами изобрази­тельного искусства. Это существенно улучшает эстетическое разви­тие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человечес­кой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изо­бразительному искусству, коллективы художественной самодеятель­ности, организация встреч с работниками искусства, проведение ху­дожественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают пер­вые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Ре­зультаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, вы­ставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.

Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся. При изучении произведений ис­кусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях мораль­ного формирования учащихся. Для этого необходимо вырабаты­вать у учащихся понимание того, что подлинное произведение ис­кусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созида­ния прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осу­ществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца — такова идейная направлен­ность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении поэзии А.С. Пушкина нужно привлечь особое внима­ние к тем строкам произведения, которые наполнены природной эстетикой и горячей любви к родине: «Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»[5]

Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную предан­ность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» он рисует драматическую картину подготовки солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины. Беседуя с солдата­ми, полковник призывает их:

«Ребята! Не Москва ль за нами, Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали. И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой»[6].

Особенно важно показать красоту мужественных патриотичес­ких поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко ис­пользуются различные формы внеклассной работы. В школах прово­дятся тематические литературно-художественные вечера: «Песни и му­зыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали и нравствен­ной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искус­стве» и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь проявля­ет себя так называемая эмпатия, т.е. перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального со­стояния, стремление следовать его действиям и поступкам.

Одновременно и в органи­ческом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается куль­тура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Все это состав­ляет важную область эстетики их повседневного поведения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообраз­ной практической деятельности учащихся в занятиях познания природы.

 Упоминавшийся выше композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления челове­ческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к  деятельности по сохранению природы необходимо заботиться о ра­зумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиеся по зада­нию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» — гово­рит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая ра­дость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окна­ми школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомле­ние их с современной  экологией. В этих целях хороший эффект дают встречи с искусствоведами, художниками пейзажистами, экологами,  артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы природы, но и учат их экологии, предупреждают варварское отношение к природе и экологии, способствуют выработке эстетической культуры.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьни­ков. Минск, 1988.
  2. Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1973.
  3. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984. ‘ Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981.
  4. Основы эстетического воспитания /Под ред. М А. Кушаева. М., 1986. Прасолова Е.Л- В союзе с красотой. М., 1987.
  5. Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С. А. Герасимова. М., 1983.
  6. Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск, 1970. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / М., 1983.
  7. Бианки В. Лесная газета. На каждый год.— Л., 1961.
  8. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами/Сост. А. М. Гукасова. — М., 1981.
  9. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению/Сост. Л. Ф. Мельчаков. — М., 1981.
  10. Горощенко В. П. Методика преподавания природоведе­ния.—М., 1984.
  11. Немежанская Е. Игры-путешествия   в  октябрятской  группе.М.,1981.
  12. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. — М., 1981.
  13. Сладкое Н. Лесные тайнички. — Л., 1970.
  14. Яковлев В. Г. Игры для детей. — М., 1975.
  15. Вахтеров В.  П. Предметный  метод обучения//Учителю  на­чальной школы/Сост.  Н.  Г.  Казанский, Т.  С.  Назарова. —М., 1964.
  16. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природове-дению/Сост. Л. Ф. Мельчаков. — М., 1981.
  17. Герд А,    Я-    Избранные    педагогические    труды/ —М., 1953.
  18. Герд А. Я.    Предметные    уроки. — 5-е изд. — СПб.:   
  19. Горощенко В.  П.,  Никитина   В.  С.  Методика    изучения природы в начальной школе. — М., 1965.
  20. Горощенко В.П., Методика преподава­ния природоведения. — М., 1984.
  21. Клепинина А., Чистова   Л. П. Дневник наблюдений за природой  и  трудовой деятельностью человека. — М.,   1988.
  22. Мельчаков Л. Ф., Природоведение: Учеб­ник для III класса. М., 1988.
  23. Мельчаков Л.   Ф.  Содержание  и   организация   наблюдений за природой и трудом  населения в начальной  школе. — Сверд­ловск, 
  24. Обучение в I классе:  Книга  2/Под ред.  Б.  И.  Фоминых. — М., 1988.
  25. Обучение во II классе: Книга 2/Под ред. Б. И. Фоминых. — М., 1988.
  26. Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горощенко В. П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведе­ния. — М., 1969.
  27. Программы средней общеобразовательной школы (начальные классы, 1-4 классы одиннадцатилетней школы). — М., 1988.
  28. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 1952.
  29. Формирование экологической культуры в системе воспитания младших школьников. — М., 1988.
  30. Ягодовский К. П. Вопросы общей методики    естествозна­ния.М., 1951.

[1] Бурова Л. И. Формирование у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1983

[2] Ягодовский К. П. Вопросы общей  методики    естествозна­ния.М., 1951.

[3] Скршгв Ю. Листья самые прекрасные // Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.

[4] Ягодовский К. П. Вопросы общей  методики естествозна­ния. М., 1951.

[5] Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 1952. 

[6] Мельчаков   Л.   Ф.  Содержание  и   организация   наблюдений за природой и трудом  населения в начальной  школе. — Сверд­ловск,  1968.