АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Возбуждение уголовного дела

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1.  Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела………………………………………………………4

 

Глава 2.  Поводы и основания к возбуждению уголовного дела……………..………………………………………..8

 

Глава 3.  Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела………………….20

 

Заключение……………………………………………………………………25

 

Список использованной литературы……………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уголовный процесс состоит из нескольких самостоятельных стадий. Каждая стадия отличается своими процессуальными особенностями, имеет свои задачи, сроки, специфику процессуальных правоотношений и актов. Возбуждение уголовного дела относится к виду досудебных основных стадий, которой открывается уголовный процесс. Это начальная стадия уголовного процесса, без которой невозможно дальнейшее движение дела. Данная тема детально регламентируется действующим законодательством, а именно: Уголовно-процессуальным кодексом.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов, характеризующих стадию возбуждения уголовного дела, подробное изучение сроков, поводов, оснований для возбуждения уголовного дела. А также описание органов, осуществляющих деятельность по возбуждению уголовного дела, включая характеристику действий прокурора, осуществляющего надзор за законностью возбуждения дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1     Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.

 

Возбуждение уголовного дела — начальная стадия уголовного процесса. В этой стадии полномочные органы государства или должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказывают в этом.

Как и любая другая самостоятельная стадия уголовного процесса, стадия возбуждения уголовного дела характеризуется частными задачами, процессуальными сроками, спецификой процессуальных правоотношений и процессуальных актов, определенным кругом участников. Другими словами, стадия возбуждения уголовного дела – первая процессуальная стадия, на которой орган предварительного расследования или прокурор на основании полученных сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении, решают вопрос о возбуждении уголовного дела или отказа в этом, либо о передаче заявления по подследственности или подсудности. 

Возбуждение уголовного дела — обязательная стадия уголовного процесса. Эта стадия начинается с поступлением заявления, жалобы к уполномоченному на ее рассмотрение лицу и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или отказе в этом. В этой стадии подлежат  выяснению обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, то есть отказ в нем. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела есть предусмотренный законом способ реагирования судьи (суда), прокурора,   следователя, органов дознания на ставшее им известным событие, содержащие признаки преступления.

 

Задачами стадии возбуждения уголовного дела являются:

  1. Установление признаков и обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.
  2. Предотвращение и пресечение преступления.
  3. Закрепление следов преступления.

Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более, когда оно совершается по горячим следам. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

 До возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства.

Данный запрет обусловлен тем, что производство следствия после возбуждения дела дает возможность применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Граждане вызываются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторжением в личную жизнь граждан, и притом не только обвиняемых, но также и других лиц. Допустимо и оправдано такое ограничение прав человека лишь при определенных обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств, поэтому процессуальные действия и решения, в том числе и принудительные меры, возможны только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления и уголовное дело возбуждено.

Возбуждение уголовного дела означает, что компетентным  государственным органам стало известно о совершении преступления и, чтобы проверить полученные сведения, найти и наказать виновных, они посчитали необходимым применить те специальные средства, которые закон предоставил им для борьбы с преступностью. Такие средства — производство обысков и осмотров, назначение экспертизы, допросы свидетелей и потерпевших, арест подозреваемых и так далее — могут быть пущены в ход только после возбуждения уголовного дела. До этого никому не дозволено арестовать человека, прийти к нему в дом с обыском, описать его имущество, обязать его давать показания или как-то иначе ограничить его права. Нет дела — нет и уголовного процесса. Таково непреложное правило, установленное законом.

Право возбуждать уголовные дела предоставлено только органам дознания (к их числу относятся милиция, командиры воинских частей и соединений, органы государственного пожарного надзора, пограничной охраны), начальнику органа дознания, следователю, начальнику следственного отдела и прокурору. Перечень лиц, осуществляющих свою деятельность по возбуждению уголовного дела, является исчерпывающим и закреплен в законодательстве.  Никакие другие органы и должностные лица таким правом не обладают. Не может возбудить дело, скажем, директор завода или министр, представитель торговой, финансовой или санитарной инспекции. Они вправе лишь сообщить органу дознания, следователю или прокурору имеющиеся у них сведения и просить о возбуждении дела.

Таким образом, правом возбуждать уголовные дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции надзора за исполнением законов, выполняя которую, он, “…исходя из характера нарушения закона должностным лицом,  выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела…”. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности.

Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции. Орган дознания вправе возбудить дело, по которому обязательно производство предварительного следствия. Однако после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Поводы и основания возбуждения уголовного дела.

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотренные законом поводы и основания, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Поводы к возбуждению уголовного дела — это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства ил должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления.

Поводом к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения общественных организаций, учреждений и предприятий, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной и, наконец, непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

  1. Заявления и письма граждан — наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям.

Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Эта дела частного и частно-публичного обвинения.

Заявления граждан могут облекаться как в устную, так и в письменную форму. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе — заявлении.

Сигналы о совершенном и готовящемся преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых реквизитов заявителя.

Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах путем оперативно-розыскной деятельности или иным непроцессуальным способом.  Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать полученные в результате такой проверки данные. Вместе с тем закон устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся особо опасном для общества преступлении — акте терроризма.

  1. Сообщения должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о совершенном или готовящемся преступлении.

Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушении техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и восполнению полученных сведений.

  1. Сообщения в средствах массовой информации служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящихся или совершенных преступлениях и опубликовано в газете или журнале либо распространено по радио или телевидению.

 Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не были опубликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве заявлений общественных объединений или государственных учреждений либо заявлений и писем граждан. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.

Лицо, выполняющее управленческие функции в средстве массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, по требованию лица, правомочного возбудить уголовное дело, обязаны передать находящиеся в их распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение, а также назвать лицо, представившее эти сведения, за исключением случаев, когда это лицо предоставило их с условием сохранения в тайне источника информации. 

  1. Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору о совершении им преступления. Это добровольное заявление лица о совершенном им преступлении, когда в отношении этого лица еще не выдвинуто подозрение или не предъявлено обвинение в совершении данного преступления.

В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление. Если в заявлении указаны конкретные факты преступления, совершенного явившимся с повинной, то это служит поводом к возбуждению уголовного дела.

Явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого преступлением, являются обстоятельствами, смягчающими наказание, или даже, при определенных условиях, освобождающими от уголовной ответственности, о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной.[1]

В случае, если при явке с повинной в заявлении указываются соучастники преступления, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

  1. Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе выполняемой правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Обнаружение сведений о преступлении служит поводом к возбуждению уголовного дела в случаях, когда:

  • При исполнении своих должностных обязанностей сотрудника органа дознания, следователь, прокурор становятся очевидцами преступления либо обнаруживают следы или последствия преступления непосредственно после его совершения;
  • Орган дознания и дознаватель получают сведения о преступлении при осуществлении своих функций или при производстве дознания по делу о другом преступлении;
  • Следователь получает сведения о преступлении при расследовании по уголовному делу о другом преступлении;
  • Прокурор получает сведения о преступлении при осуществлении надзора за исполнением.

Так, органу дознания при осуществлении служебных функций становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации, вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не связанных с расследуемым им делом.

Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является исчерпывающим, и каждый из них именуется законным поводом. Но одного законного повода для возбуждения уголовного дела еще недостаточно. Необходимо, чтобы было также основание, под которым закон понимает наличие фактических данных, указывающих на признаки преступления.

Дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. При этом, как правило, не требуется полного  знания о преступлении. Обычно  бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления.

В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту события преступления, а не в отношении конкретного лица, что, однако, при известных условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица, например при задержании преступника на месте преступления либо в силу специфики преступления. Но тогда лицо, в отношении действий которого возбуждено дело, должно получить процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого в установленном порядке.

 Однако для возбуждения дела недостаточно получить заявление (сообщение) о преступлении. В следственные и судебные органы нередко поступают необоснованные, а иногда и заведомо ложные заявления.  Нетрудно себе представить, как много сил, времени и средств растрачивалось бы впустую, сколько людей понапрасну отвлекалось бы от своих обычных занятий, если бы по каждому поступившему заявлению автоматически возбуждалось уголовное дело. Чтобы этого не произошло, закон разрешает возбудить уголовное дело только в том случае, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Нередко заявитель сообщает о действиях, преступный характер которых не вызывает сомнений. По такому заявлению сразу же возбуждается уголовное дело. Тщательная, всесторонняя проверка мнимых преступлений помогает избежать привлечения к ответственности невиновных граждан и воздать должное злостным клеветникам.

В некоторых случаях ложность, неправильность заявления потерпевшего или показаний свидетеля удается обнаружить только во время судебного разбирательства, поскольку там появляется возможность сопоставить и оценить сразу все собранные в деле доказательства. Тогда одновременно с вынесением приговора по основному делу придется решать и вопрос о привлечении к уголовной ответственности за ложный донос или ложное показание. Такая ответственность предусмотрена.

Решая этот вопрос, необходимо помнить, что уголовный закон карает только заведомо ложный донос или ложное показание. Заявителя или свидетеля вправе подвергнуть наказанию лишь в случае, если в суде будет установлено, что он знал о ложности, неправильности сообщаемых им сведений и тем самым сознательно пытался обмануть следствие и суд, толкнуть их на неверный путь. Когда же заявитель (свидетель) сообщил неточные или ошибочные сведения в результате добросовестного заблуждения, вызванного объективными причинами (неожиданность происшествия, плохое зрение, испуг и т.д.), он не может быть привлечен за это к ответственности.

В результате проверки поступившего заявления принимается решение либо возбудить уголовное дело, либо отказать в его возбуждении.

Отметим, для решения вопроса о возбуждении дела, не имеет значения как написано заявление о преступлении. Никаких правил о том, как должно быть составлено заявление, в законе не содержится, никаких особых требований к содержанию заявления закон не предъявляет. Поэтому заявление может быть написано потерпевшим в любой, произвольной форме, как он сумеет это сделать.

Но отсутствие в законе формальных требований, разумеется, не устраняет практическую необходимость так составить заявление, чтобы оно было убедительным. В заявлении должно быть объяснено, что, где и как произошло.

Если в заявлении не будет, например, указано точное место, где совершено преступление, то орган, получивший заявление, будет вынужден выяснять это обстоятельство, а потом решать вопрос о территориальной подследственности  дела.  Если в заявлении будут отсутствовать подробные приметы преступника, то, вместо того чтобы немедленно принять меры к его розыску, следователю придется вызвать потерпевшего, допросить его об этих приметах и лишь затем приступить к розыску. Потерпевший по забывчивости может не указать свой адрес, и это тоже осложнит решение вопроса о возбуждении уголовного дела. Поэтому заявление должно быть  составлено по возможности подробно, чтобы из него можно было сделать первоначальный вывод о характере совершенного преступления, личности виновного и размере причиненного ущерба.

 Но если в заявлениях нет деталей или подробностей преступления, то, несмотря на возникающие из-за этого дополнительные трудности, орган дознания, следователь или прокурор все равно будут проверять заявление и решать вопрос о возбуждении дела. Объясняется это тем, что указанные органы и должностные лица не только вправе, но и обязаны возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию.

Однако правило о том, что уголовное дело должно быть возбуждено в каждом случае обнаружения признаков преступления, имеет некоторые изъятия. Они касаются дел так называемого частного обвинения — об оскорблении, клевете, легком телесном повреждении, нанесении побоев. В таких случаях мнение самого потерпевшего, его личное отношение к происшедшему имеют первостепенное значение для решения вопроса, есть ли вообще в данных действиях состав преступления. Поэтому непременное условие возбуждения дел о перечисленных преступлениях — наличие жалобы потерпевшего.

Если такой жалобы нет, орган дознания или следователь не вправе возбудить уголовное дело, ибо оно все равно подлежит прекращению в любой стадии процесса. Сказанное распространяется также на дела об изнасиловании без отягчающих признаков, хотя они к делам частного обвинения не относятся. Мотив: оградить честь женщины, которая не хочет огласки факта изнасилования, неизбежной в случае возбуждения дела.

Отсюда важное практическое следствие: если при судебном разбирательстве какого-либо из названных выше преступлений обнаружится, что в деле нет жалобы (заявления) потерпевшего, значит, дело было возбуждено неправильно, и суд обязан его прекратить. Продолжение разбирательства такого дела было бы равнозначно нарушению закона. Однако, прежде чем принимать решение о прекращении производства по делу частного обвинения, необходимо проверить, не возбуждено ли оно непосредственно прокурором. Такое право предоставлено ему в случаях, когда преступление имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не может сам защищать свои права и законные интересы. Если в деле есть соответствующее постановление прокурора, то, не смотря на отсутствие жалобы потерпевшего, дело уже не может быть прекращено и должно рассматриваться в суде на общих основаниях.

Вывод о наличии признаков преступления хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный характер и побуждает к проведению всестороннего расследования  в следующей стадии процесса.

Когда полномочное лицо не имеет в своем  распоряжении достаточной информации для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказать в нем, оно производит проверку и принимает решение в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток. В этих случаях могут быть истребованы необходимые материалы, к которым относятся акты ревизий, инвентаризаций,  материалы ведомственного расследования несчастного случая на производстве, аварии на транспорте. В случае причинения телесных повреждений гражданину истребуются материалы судебно-медицинского освидетельствования, выписки из истории болезни. Могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой соответствующими органами, получены объяснения от лица, обратившегося с заявлением, жалобой.

Но при этом должно быть строжайше соблюдено условие: сбор указанных материалов осуществляется без производства следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Следует при этом иметь в виду, что названные материалы, полученные в ходе проверки, равно как и результаты оперативно-розыскной деятельности, явившись основанием для возбуждения уголовного дела, впоследствии могут быть использованы в качестве доказательств только после признания их таковыми в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Закон содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу, а значит, и его возбуждение. К ним относятся следующие обстоятельства.

Отсутствие события преступления означает, что действие или бездействие, о котором идет речь в представленных материалах, не имело места в действительности.

Так, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица. Между тем при проверке было установлено, что смерть наступила в результате длительного тяжелого заболевания или явилась следствием несчастного случая в результате неосторожного поведения самого потерпевшего.

Отсутствие в деянии состава преступления означает, что в совершенном деянии нет признаков преступления или состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

Например, дело не может быть возбуждено в случае, когда преступность и наказуемость деяния были устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния или, например, когда лицо совершило административное правонарушение.

Истечение сроков давности по конкретным преступлениям. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной.

Вопрос о применении давности к лицу, совершившему  преступление, за которое могут быть назначены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, разрешается судом. Если суд не найдет возможным применить давность, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются. По таким делам уголовное дело возбуждается в обязательном порядке.

Акт амнистии как акт высшего органа государственной власти представляет собой полное или частичное освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает уголовную ответственность, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается.

Недостижение лицом возраста привлечения к уголовной ответственности. Общеуголовная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду преступлений с 14-летнего возраста. В отношении лиц, не достигших возраста, необходимого для привлечения к уголовной ответственности, уголовное дело не должно возбуждаться, но в связи с поступившим заявлением, сообщением необходимо выяснить, не имело ли место вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми лицами, и возбудить дело по этим действиям.

Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе. К числу таких законов относит дела о преступлениях частного и частно-публичного обвинения. Лишь в исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении указанной категории имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего.

Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевшего, кроме случаев предусмотренных законодательством. Такое примирение допускается только по делам частного обвинения. Судья до возбуждения уголовного дела принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба. Если в результате принятых судьей мер последовало примирение, уголовное дело не возбуждается.

Смерть лица, совершившего преступление, влечет отказ в возбуждении дела, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам.

В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию. В соответствии с законом лицо за одно и то же преступление не может дважды привлекаться к уголовной ответственности. Поэтому уголовное дело не может быть возбуждено, если в отношении данного лица имеются вступивший в законную силу приговор, определение либо постановление суда о прекращении дела по тому же обвинению.

Возможность вновь возбудить уголовное дело возникнет, если ранее состоявший приговор (определение, постановление) будет отменен в порядке надзора или вновь открывшимся обстоятельствам.

В отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело. До тех пор пока  не будет отменено постановление органа дознания, следователя и прокурора об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, эти лица не вправе возбудить уголовное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела.

 

При наличии повода и достаточного основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. О возбуждении дела орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление. Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указывается, кем, когда и где вынесено постановление. В описательной — излагаются повод и основание к возбуждению уголовного дела. В резолютивной — по признакам какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Решение по заявлению или сообщению о преступлении должно быть принято не позднее двадцати четырех часов со дня его поступления. В необходимых случаях для получения дополнительных сведений, истребования документов или иных материалов, проведения осмотра места происшествия, экспертизы этот срок может быть продлен начальником отдела органа дознания, начальником следственного отдела до десяти суток, а в исключительных случаях – до одного месяца, о чем в течение двадцати четырех часов должен быть уведомлен прокурор.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания — к производству дознания.

Копия постановления о возбуждении дела, вынесенного органом дознания или следователем, немедленно направляется прокурору.

В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем должностным лицом, которое будет вести расследование, выносится одно постановление — о возбуждении уголовного дела и принятии его  к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором, следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему производству. В течение суток копия постановления о принятии дела к своему производству должна быть направлена наблюдающему прокурору. Орган дознания о начатом расследовании уведомляет прокурора немедленно.

Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которого находится дело. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания отказывают в возбуждении уголовного дела.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, в котором особое внимание обращается на обоснование такого решения.  В постановлении должно быть указано, почему именно событие, о котором сообщалось, признано не имевшим места или в нем отсутствуют признаки преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство по делу.

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором в сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не признается, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие этот вывод.

Содержащаяся в постановлении аргументация, подтверждающая выводы лица, вынесшего постановление, позволяет достаточно глубоко, объективно и всесторонне проверить правильность этих выводов, а лицам и организациям, от которых поступило заявление или сообщение, при несогласии с принятым решением принести мотивированную жалобу.

Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязано разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право на обжалование отказа в возбуждении дела и мотивы решения. На постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора, отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

При этом право на обжалование принадлежит не только заявителю, но и другим заинтересованным лицам. Например, если в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что в действиях лица, о которых сообщил заявитель, нет состава преступления, а поэтому в возбуждении уголовного дела отказано, лицо, упомянутое в постановлении, может принести жалобу на это постановление виду того, что вообще указанные в постановлении действия не совершало, к ним непричастно.

 В случае признания жалобы обоснованной и принятия решения о возбуждении дела суд ни в коей мере не берет на себя функцию уголовного преследования.

Речь идет лишь о необходимости расследования, а затем уже, возможно, о рассмотрении дела в суде, и, конечно, не о предрешении при этом вопроса о виновности.

Важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор. Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.

В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело.

Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением и может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.

Закон возлагает на прокурора обязанность проверять, соблюдались ли установленные порядок и сроки возбуждения уголовного дела, а также права и законные интересы граждан. В этих целях прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях и при отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. В связи с этим, проверяя постановления следователя и органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также на соответствие этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах, а при необходимости исключить из постановления следователя или органа дознания те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.

Прокурор проверяет, уведомлены ли об отказе в возбуждении уголовного дела лицо, учреждение, организация, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право на обжалование такого решения.

Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, в данной курсовой работе была подробно рассмотрена самостоятельная стадия уголовного процесса – возбуждение уголовного дела, что позволяет сделать следующие выводы:

  1. Возбуждение уголовного дела – первая процессуальная стадия, на которой орган предварительного расследования или прокурор на основании полученных сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении, решают вопрос о возбуждении уголовного дела или отказа в этом, либо о передаче дела по подведомственности или подсудности.
  2. Уголовно-процессуальным кодексом РК строго регламентирован перечень органов, осуществляющих деятельность по возбуждению уголовного дела, перечень поводов для возбуждения дела. Данные перечни являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию.
  • Законом также предусмотрен процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, сроки, решения, принимаемые на этой стадии и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Уголовно – процессуальный кодекс Республики Казахстан. От 18 декабря 2001 года
  2. Г. Ж. Сулейменова Уголовный процесс РК. Схемы и определения. А., 1999
  3. Уголовно – процессуальное РФ. Под редакцийе П.А. Лупинской. М., 1999
  4. В. М. Савицкий. Что такое уголовный процесс. М., 1979

 

 

[1] Реабилитирован посмертно. М.: Юридич. Литер., 1989. С.333.