АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Временный режим и Четвертая республика

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Временный режим и Четвертая республика……………………4

                  1.1 Временный режим……………………………………………..4

                  1.2 Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946г……5

                  1.3 Борьба партий в годы «холодной войны» и Конец

                       Четвертой республики…………………………………………9

Глава II. Пятая республика………………………………………………...13

                  2.1 Основание Пятой Республики………………………………..13

                  2.2 Режим «личной власти» ………………………………………14

                  2.3 Оппозиция правительству. Борьба демократических сил ….15

                  2.4 Выборы 1974 г. Правительство Жискар де Эстена………….16

                  2.5 Кризис французского общества. «Биполяризация» партий..17

                  2.6 Выборы 1981 г. Правительство левых сил…………………..19

                  2.7 Период «сосуществования»: 1986-1998 гг……………………20

Заключение………………………………………………………………….. 23

Список использованных источников……………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Французы традиционно испытывают большой интерес к общественной жизни. До 1900 г. во Франции, по существу, не было политических партий. Они складываются в начале ХХ в., но занимают более скромное место по сравнению с партиями в других западных демократиях. После Второй мировой войны Четвертая республика отличается крайней неустойчивостью. Освобождение от нацистской оккупации, предоставление избирательного права женщинам, осуждение генералом де Голлем режима партий Третьей республики порождают большие надежды. Их питают обновленные партии, несущие новые идеи, способные внести моральные начала в общественную жизнь. Большинство в их руководстве составляют видные участники движения Сопротивления.

     Государственный строй, установленный во Франции в 1958 г. очень похож на государственный строй, установленный в странах бывшего Советского Союза в начале 90-х г. Президент наделяется чрезвычайно широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным Главнокомандующим, имеет право распускать парламент. Политическая обстановка стран также имеет общие черты: сильное влияние левых сил в обществе, тесная связь исполнительной власти с ведущими промышленными монополиями, затянувшаяся война на юге страны.

      Количество литературы по данной теме можно найти сравнительно немного. Гораздо больше информации существует по другим периодам истории Франции: Великой французской революции или наполеоновским войнам. Достаточно полная информация по данной теме содержится в учебных пособиях, таких как  «История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990 гг.». Информацию о последнем десятилетии французской истории были взяты из Интернет источников. Дополнительные цитаты были взяты из книги Н. Н. Наумовой «Голлизм в оппозиции: Партия

объединения французского народа в политической жизни Четвертой республики. 1947 –1955 гг.» и книге Сироткина В. Г. «История Франции: Пятая республика».

     Проследить политическое развитие Франции после Второй мировой войны стало целью  данной работы.

      Задачами стали изучение политического строя при каждой республики во Франции а так же влияние их на

      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных  источников.

 

 

 

 

 

Глава I. Временный режим и Четвертая республика

1.1Временный режим.

 

      В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Политическая обстановка в освобожденной Франции определялась огромным влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии, дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с оккупантами, а также радикальная партия, которая в годы войны распалась и не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. На первый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самой крупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия –

активный боец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее входило более 900 тыс. человек[1] – в два с половиной раза больше, чем до войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе Франции – Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня – 5,5 млн. членов[2]. Она была в 7 раз больше, чем численность второго общенационального профсоюзного центра – Французской конфедерации христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и насчитывавшей тогда 750 тыс. членов. Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую наказание вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся, частичную национализацию промышленности и банков, установление «подлинной экономической и социальной демократии, предлагающей устранение финансовых и экономических олигархий от руководства экономикой». В движении Сопротивления сумела укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов[3] – больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС, входили в cостав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению капитализма и ликвидации классов.

     Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления. В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала новую партию – Народно-республиканское движение (МРП). Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали необходимость «структурных реформ»: частичной национализации банков и промышленности, а также «реформы предприятия» в духе классового сотрудничества, при «участии» рабочих в управлении. Партия МРП выражала интересы буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения: с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся, привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой – католики (особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций.

     Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особую политическую партию.[4]

      Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ. Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники дирижизма, выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения защищали созданная в 1946 г. правая «Республиканская партия свободы» (ПРЛ) и отчасти Радикальная партия.

 

1.2 Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г.

 

      Крупным событием внутриполитической жизни Франции стали выборы в

Учредительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в учредительное собрание и одновременно референдум о его полномочиях состоялся 21 октября 1945 г. Выборы происходили по пропорциональной системе, в соответствии с которой число депутатских мандатов должно быть прямо пропорционально количеству голосов, полученных каждой партией.              Впервые право голоса было предоставлено женщинам. Подавляющее большинство избирателей (более 96) высказалось за созыв Учредительного собрания. Оно должно было разработать конституцию, сформировать правительство и осуществлять функции парламента вплоть до вступления конституции в силу. По числу собранных на выборах голосов и мандатов в Учредительное собрание на первое место вышла Коммунистическая партия. Она собрала свыше 5 млн. голосов избирателей (26 от числа голосовавших) и завоевала 152 мандата (из 545). Второе место заняла социалистическая партия – 4,6 млн. голосов (24от числа голосовавших) и 142 мандата в Учредительное собрание.[5]

       Совместно коммунисты и социалисты имели абсолютное большинство мандатов. На третьем месте оказалась партия МРП – 4,5 млн. голосов (23,6 голосовавших) и 141 мандат. Все остальные партии остались далеко позади. Партия радикалов, которая была одной из ведущих партий Третьей республики, получила немногим больше 10 голосов. На долю всех правых группировок, включая ПРЛ, пришлось около 15 голосов. После выборов компартия предложила образовать демократическое правительство, в котором большинство принадлежало бы коммунистам и социалистам. Руководство Социалистической партии отклонило это предложение.[6]

       В результате было вновь сформировано коалиционное правительство под

председательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самых крупных партий: Коммунистической, Социалистической, МРП, а также голлисты, считавшиеся беспартийными, и близкие к ним группы. Большинство мест, в том числе решающие посты председателя совета министров, военного министра, министра иностранных дел, министра финансов, находилось в руках буржуазных деятелей. Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получили посты министра вооружения, экономики, промышленного производства и труда.

       Генеральный секретарь ФКП М. Торез стал государственным министром, т.е. министром высшего ранга. Между партиями и группировками, входившими в состав правительства, существовали разногласия, и время от времени возникали серьезные конфликты. Один из них был связан с взаимоотношениями правительства с Учредительным собранием. Будучи сторонником авторитарных методов управления, генерал де Голль находил обременительным постоянный контроль Учредительного собрания над правительством. Напротив, социалисты и коммунисты, располагавшие большинством мест в Учредительном собрании, считали, что в демократическом государстве парламент должен строго контролировать исполнительную власть. Не сумев избавиться от контроля Учредительного собрания и не желая принимать против него насильственные меры, которые к тому же не имели бы никаких шансов на успех, де Голль решил уйти в отставку. 20 января 1946 г. он официально объявил о своем решении.

      Де Голль собрал всех своих министров в зале Рыцарских доспехов на улице Сен-Доминик, где располагалось военное министерство, и обратился к ним с краткой речью: «Вновь возродился исключительный режим партий. Я его отвергаю. Но кроме насильственного установления диктатуры, которой я не хочу и которая приведет к плохим последствиям, я не имею других способов помешать происходящему. Таким образом, мне надо уйти в отставку.… Каждого из вас я благодарю за оказанную мне помощь» [7]

После отставки де Голля председателем совета министров был избран социалист Ф. Гуэн, сформировавший правительство трехпартийной коалиции – из коммунистов, социалистов и членов партии МРП.

      В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на референдум подготовленный им проект конституции. Преобладание коммунистов и социалистов в Учредительном собрании предопределило демократический характер этого проекта. В декларации прав наряду с традиционными политическими свободами были зафиксированы социальные и экономические права: право на труд и на отдых, право на получение работы, право на участие трудящихся в определении условий труда. Право собственности гарантировалось, но предусматривалась возможность национализации «фактических монополий». Проект подтверждал светский характер государства и школы.

      Руководящее место в системе высших государственных органов отводилось однопалатному национальному собранию, обладавшему широкими правами и контролировавшему деятельность правительства. Полномочия избираемого Национальным собранием президента республики резко ограничивались. Проект конституции вызвал решительное противодействие правых сил, которые опасались, что в однопалатном Национальном собрании смогут (как это случилось в Учредительном собрании) получить преобладание левые партии, которые, используя положения конституции о национализации «фактических монополий», пойдут по пути глубоких социальных преобразований. К ним присоединилась партия МРП, требовавшая двухпалатного парламента и свободы деятельности религиозных школ.

     Незначительным большинством голосов (51,6) проект конституции был отклонен. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание, чтобы разработать новый проект конституции. Состав второго Учредительного собрания мало отличался от первого, но социалисты потеряли часть голосов, а партия МРП приобрела. В итоге коммунисты и социалисты утратили абсолютное большинство в Учредительном собрании, а лидер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главы трехпартийного правительства.

      Желая быстрее покончить с Временным режимом, коммунисты и социалисты пошли навстречу партии МРП и согласились внести в конституцию положения о двухпалатном парламенте и свободе образования, сохранив в неприкосновенности основное содержание проекта. После этого за новый проект конституции призвали голосовать все партии трехпартийной коалиции: коммунисты, социалисты и МРП. На референдуме 13 октября 1946 г. новый проект был утвержден 52,3 избирателей, участвовавших в голосовании.

    Согласно новой конституции, Франция провозглашалась «светской, демократической и социальной Республикой». К обычным демократическим правам и свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную и политическую деятельность, на забастовку «в рамках законов». Допускалась возможность национализации крупных предприятий, эксплуатация которых «приобретет черты национальной общественной службы или фактической монополии» [8]

       В конституции говорилось, что Франция обязывается избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе». Воспроизводя текст первой французской конституции 1891 г., она обещала «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против

свободы какого-либо народа». Наименование «французская империя» заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных стран, входивших во Французский союз. Центральную роль в системе органов государственной власти по конституции 1946 г. играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание, избираемое на 5 лет прямым всеобщим голосованием, издавало законы. Совет республики, избираемый косвенным голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительство несло ответственность перед национальным собранием и по его требованию обязано было выходить в отставку. Президент республики избирался обеими палатами парламента. Он имел ограниченные полномочия, все его акты нуждались в утверждении правительством.

     Зафиксированные в конституции права и свободы являлись немаловажным завоеванием демократических сил. Французская конституция 1946 г. была одной из самых демократических конституций. В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание. Компартия вновь заняла первое место, собрав 28,6 голосов избирателей. Это был наивысший результат за всю историю ФКП. На второе место вышла партия МРП (26,3), на третье – социалистическая партия (17,92). В соответствии с демократическими традициями коммунисты предложили на пост председателя совета министров лидера самой крупной фракции Национального собрания – генерального секретаря ФКП М. Тореза, но его кандидатура не собрала необходимого числа голосов. Главой правительства стал лидер социалистов Блюм.[9] Его правительство состояло только из социалистов и просуществовало всего месяц. В январе 1947 г. Было восстановлено правительство трехпартийной коалиции, которое возглавил социалист П. Рамадье. С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное собрание закончился временный режим. Начался период Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958г.

 

1.3. Борьба партий в годы «холодной войны»  и Конец Четвертой республики.

 

      «Холодная война», раскол демократического движения, чувство разочарования, вызванное тем, что обещанные программой НСС глубокие социальные преобразования в полной мере не осуществились, сказались на настроениях народных масс. Общественный подъем послевоенных лет сменился снижением политической активности. Численность политических и профсоюзных организаций рабочего класса значительно сократилась. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы потеряли больше половины своих членов.

     Численность Коммунистической партии упала до 500 тыс., а численность ВКТ до 2 млн. членов1. Расколов трехпартийную коалицию, лидеры Социалистической партии и МРП повели яростную борьбу против коммунистов. Вместе с тем они не хотели уступать партии РПФ, которая безуспешно требовала проведения досрочных парламентских выборов. В ноябре 1947 г., в разгар всеобщей стачек, социалистическая партия и МРП образовали совместно с радикалами и частью «независимых» коалицию так называемой третьей силы, которая официально поставила своей целью бороться как против коммунизма, так и против голлизма. Фактически политика «третьей силы», означавшая союз между социал-реформистами и частью буржуазии, была рассчитана прежде всего на борьбу против компартии и на удержание власти партиями «третьей силы».

    В ожидании очередных парламентских выборов 1951 г. Коалиция «третьей силы» приняла выгодный для себя избирательный закон, который заменил пропорциональное представительство мажоритарной системой. Если пропорциональное представительство обеспечивало каждой партии количество депутатских мест, пропорциональное числу собранных ею голосов, то при мажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовало больше половины избирателей, получали все депутатские мандаты данного округа. Французские коммунисты сразу же подвергли новую систему голосования резкой критике: «Главная цель этой реформы, — подчеркивала ФКП, — отстранить Коммунистическую партию от парламентской деятельности».

     В результате выборов 1951 г. Коммунистическая партия утратила часть избирателей, но осталась на первом месте, собрав более 26 голосов. Зато партии «третьей силы» — социалисты и МРП – потеряли 40 – 50 своих прежних избирателей, которые перешли главным образом к РПФ. Влияние РПФ, «независимых» и других правых партий возросло, но все же ни одна из

политических группировок не добилась абсолютного большинства. Если в Национальном собрании 1946 г. три главные партии получили 75 депутатских мандатов, то теперь 6 политических группировок – коммунисты, социалисты, МРП, «независимые» и РПФ – имели крупные фракции в Национальном собрании, прозванном поэтому шестигранным. Разногласие меду партиями обрекали на неустойчивость любое правительство. За пятилетний период существования избранного в 1951 г. Национального собрания во Франции сменилось 12 правительств. Социалистическая партия, увидев, что ее влияние падает, перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский блок, состоявший из правых («независимых») и центристов (МРП и радикалов).

      Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий серьезно улучшить положение народных масс, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения и даже части буржуазии. Основные буржуазные партии Четвертой республики оказались

расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма и неоколониализма, «атлантисты» и их противники, приверженцы «интеграции Европы» и национальной независимости. Сложившаяся ранее партийно-политическая система претерпела серьезные изменения. Партия РПФ, так и не умевшая прийти к власти, потерпела поражение на муниципальных выборах 1953 г. и прекратила политическую деятельность. Партия МРП, отказавшаяся от программы НСС и социальных реформ, быстро теряла влияние, превращаясь в сравнительно небольшую группировку, сделавшую основой своей политик«атлантизм» и «интеграцию Европы». В 1955 г. произошел раскол в партии радикалов. Правые радикалы продолжали сотрудничать с МРП и «независимыми», а левое крыло во главе с Мендес-Франсом взяло курс на разрыв с ними.[10]

      Социалистическая партия также отказалась от союза с МРП и «независимыми» и стала сближаться с левыми радикалами. Парламентские выборы, состоявшиеся в январе 1956 г., показали, что в стране происходит сдвиг влево. Несмотря на атаки реакции, первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в «республиканский фронт». Правые партии потеряли значительную часть имевшихся у них ранее депутатских мандатов.

      Отклонив предложение коммунистов о совместных действиях, социалисты и левые радикалы образовали правительство «республиканского фронта». Главой правительства стал генеральный секретарь Социалистической партии Ги Молле, а его заместителем – лидер левых радикалов Мендес-Франс. Осенью 1956 г. правительство Ги Молле приняло решение об участии Франции в агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-

коммунистов, но не получив прочной поддержки правых, правительство Ги Моле в мае 1957 г. вынуждено было уйти в отставку. После отставки Ги Молле политическая обстановка во Франции еще более осложнилась. Массы населения устали от министерской чехарды. Они потеряли доверие к левым силам, которые не выполнили своих обещаний. Война в Алжире превратилась, по выражению Тореза, «в язву на теле страны».

      Расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае. В Алжир была направлена громадная Французская армия общей численностью в 500 тыс. человек, но она не могла справиться с освободительным движением. Командный состав этой армии глубоко проникся ультраколонистсикими настроениями, широко применял пытки и массовые репрессии против мирного населения. Генералы и офицеры – ультраколонисты не скрывали своего презрения к «слабым» и неустойчивым правительствам Четвертой республики, которые, по их мнению, не вели войну с достаточной энергией и будто бы были готовы «отказаться от Алжира» (то есть признать его независимость). Они требовали продолжать войну до победного конца.

     К началу 1958 г. среди ультраколонистов сложился заговор, имевший целью создание «сильной власти», способной победоносно завершить войну в Алжире. Заговорщики установили связь с окружением генерала де Голля, который был известен как сторонник сильной власти, и стали добиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находила отклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связь с движением Сопротивления и демократическими реформами Временного правительства. 13 мая 1958 г. ультраколонисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов «взять на себя власть Республики» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. Над Францией нависла угроза военного переворота. Коммунистическая партия призвала трудящихся к забастовкам и демонстрациям протеста. Она предложила всем левым силам совместно выступить в защиту республики против мятежников. Однако лидеры социалистов и других левых групп не поддержали компартию, утверждая, будто союз с коммунистами против мятежников неизбежно вызовет гражданскую войну. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы отказались принять участие в забастовке

протеста, организованной компартией и ВКТ. Охваченные смятением, напуганные, с одной стороны, мятежниками, а с другой – возможностью роста народных сил во главе с коммунистами, ведущие деятели буржуазных партий при поддержке руководства Социалистической партии предпочли передать власть де Голлю.[11]

      1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие правительству де Голля, в которое вошли представители всех главных буржуазных партий, а также два социалиста, включая Ги Молле. Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции. Затем Национальное собрание разошлось «на каникулы» и более не собиралось.

Период Четвертой республики закончился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Пятая республика

2.1Основание пятой республики.

 

      Вернувшись к власти в июне 1958 г., генерал де Голль немедленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. его проект был вынесен на референдум. Сохраняя республику и демократические свободы, зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции ограничивал права парламента и резко расширял полномочия президента. Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и верховного главнокомандующего. Он председательствовал в совете министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные должности. Ни один закон не мог вступить в силу без подписи президента. Президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти в случае угрозы республике или независимости нации. Полномочия парламента, состоявшего из двух палат – Национального собрания и сената, — существенно ограничивались. Сроки парламентских сессий и процедура обсуждения бюджета сокращались. Парламент не мог ни контролировать, ни сместить президента.

     Правда, правительство было обязано выходить в отставку, если Национальное собрание абсолютным большинством голосов примет особую «резолюцию порицания», но в этом случае президент мог распустить парламент и назначить новые выборы.

     Считая, что новая конституция приведет к опасному усилению исполнительной власти и поставит под угрозу демократические свободы, Коммунистическая партия призывала голосовать против нее. Проект конституции критиковала также часть социалистов, левых радикалов и близких к ним групп, лидерами которых являлись Пьер Мендес-Франс и Франсуа Миттеран. Однако все остальные политические партии, включая официальное руководство Социалистической партии, одобрили правительственный законопроект. Во время референдума за проект конституции проголосовало 79 избирателей. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровавшиеся в политической системе и практической деятельности Четвертой республики. На них повлияло запугивание угрозой гражданской войны, к которой широко прибегали все буржуазные партии и Социалистическая партия. От трети до половины избирателей, поддержавших проект конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война. Влияние левых сил было ослаблено расколом. Даже социалисты и сторонники Миттерана и Мендес-Франса, которые голосовали против правительственного законопроекта, отказывались от совместных действий с коммунистами.[12]

       Большое значение имел личный авторитет де Голля. Многие французы, помнившие его роль в Движении Сопротивления и его борьбу против «европейской армии», полагали, что лишь де Голль может достойно защитить национальные интересы и добиться мира в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых сил, участники которых нередко руководствовались противоположными целями. Принятие конституции юридически оформило образование Пятой республики. Затем последовала серия новых выборов, необходимых для формирования высших органов власти. В ноябре 1958 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по мажоритарной системе в два тура. Это давало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туре обычно блокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам.

       Накануне выборов сторонники генерала де Голля, возглавлявшие ранее

партию РПФ, создали новую политическую партию – «Союз в защиту новой республики» (ЮНР). Это была правая буржуазная партия. Но она пользовалась поддержкой широких слоев населения, которые, как показал референдум, питали доверие к генералу де Голлю. В результате выборов партия ЮНР, собрав в первом туре 20,4 голосов, вышла на первое место. Благодаря мажоритарной системе голосования она получила 188 депутатских мест – гораздо больше, чем имела бы при пропорциональной системе. Значительно возросло количество мандатов и других правых партий, поддерживавших де Голля, особенно у «независимых», увеличивших число своих избирателей почти на 1 млн. человек по сравнению с прошлыми выборами 1956 г. Блок ЮНР и «независимых» получил абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Как и во время референдума по вопросам о конституции, главными факторами, предопределившими победу правых партий, были авторитет генерала де Голля и надежда, что он сумеет положить конец войне в Алжире.[13]

     Социалисты и МРП в основном сохранили своих избирателей. Коммунистическая партия потеряла более 1,5 млн. голосов. За нее голосовали 19,2( избирателей, немногим меньше, чем за ЮНР, но из-за невыгодной для коммунистов избирательной системы они получили лишь 10 депутатских мандатов. Для избрания одного депутата-коммуниста потребовалось 388 тыс. голосов, а для избрания одного депутата ЮНР – 19 тыс.[14]

2.2 Режим «личной власти».

 

      В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран президентом Франции. Премьер-министром он назначил своего давнего сотрудника, одного и основателей партии ЮНР Мишеля Дебре. Социалисты не вошли в новое правительство де Голля – Дебре. В нем были представлены все буржуазные партии, включая радикалов, но решающие посты получили члены ЮНР, безоговорочно поддерживавшие де Голля. Заняв пост президента, де Голль сосредоточил в своих руках основные рычаги управления и установил режим

«личной власти». Он лично руководил военной и внешней политикой, а также политикой в Алжире. Решения по всем важным вопросам принимал президент, порой даже не обсуждая их в совете министров.

     Члены нового правительства были тесно связаны с ведущими французскими монополиями. Сам де Голль через своих деятелей породнился с династиями крупнейших магнатов тяжелой промышленности – Шнейдерами и де Ванделями. Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль поддерживал тесные связи с династией банкиров Мирабо. Министром финансов являлся промышленник А. Пине, а затем управляющий Французским банком В. Баумгартнер. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж. Помпиду, бывший генеральный директор банка Ротшильда.[15]

 

2.3 Оппозиция правительству. Борьба демократических сил.

 

      Политика правительства де Голля вызвала противодействие со стороны

различных классовых и политических сил. Упорную борьбу против режима «личной власти», в защиту демократических и жизненных интересов трудящихся вела Французская Коммунистическая партия. 15-й съезд ФКП, состоявшийся в июне 1959 г., выдвинул в качестве центральной задачи сплочение всех республиканцев против режима «личной власти», «за восстановление и обновление демократии». Режим «личной власти» критиковали и социалисты. Вскоре к ним присоединились радикалы, которые с 1959 г. перестали участвовать в правительстве. Однако партии левой оппозиции действовали разрозненно и не имели общей программы.

     С другой стороны, в начале 60-х годов с критикой независимой внешней политики правительства де Голля выступили правые и центристские партии – МРП и «независимые». В мае 1962 г., после того, как де Голль осудил планы «интеграции Европы», члены партии МРП и часть «независимых» в знак протеста вышли из правительства. Другая часть «независимых», во главе которых встал молодой министр финансов Жискар де Эстен, приняв название «независимых республиканцев» продолжала поддерживать де Голля.» [16]

    В результате общее количество депутатов правой и левой оппозиции в Национальном собрании превысило число правящей коалиции. В этих условиях де Голль решил еще более усилить роль президента. Он предложил изменить конституцию, введя систему выборов прямым всеобщим голосованием. Подготовленный правительством законопроект об изменении конституции был вынесен на референдум. Все партии левой и правой оппозиции выступили против него. Совместное голосование всех депутатов оппозиции в Национальном собрании впервые в истории Пятой республики обеспечило принятие «резолюции порицания», требующей отставки правительства. В ответ де Голль распустил парламент и объявил, что после референдума состоятся новые выборы.

      28 октября 1962 г. более 60 избирателей, участвовавших в референдуме,

одобрили правительственный законопроект. В ноябре 1962 г. были проведены парламентские выборы. Они принесли успех правящей партии ЮНР, которая далеко опередила все остальные партии. Вместе с поддержавшей ее группой «независимых республиканцев» во главе с Жискар де Эстеном ЮНР вновь завоевала абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Буржуазные партии, выступавшие против де Голля, — МРП, «независимые» и радикалы – потеряли большинство своих избирателей. Социалистическая партия в основном сохранила свои позиции, Коммунистическая партия увеличила число избирателей до 2 млн. человек (21,71).

    В декабре 1965 г. состоялись первые в истории послевоенной Франции выборы президента республики всеобщим голосованием. Левые партии – коммунисты, социалисты и радикалы – решили выставить единого кандидата левых сил. Им стал Франсуа Миттеран. Во втором туре выборов Миттеран собрал 45 голосов, однако президентом был вновь избран де Голль, которому отдали голоса 55  избирателей.

    На парламентских выборах 1967 г. левые партии также выступали совместно и добились значительного успеха, собрав в общей сложности более 40 голосов. Большинство мест в Национальном собрании получила партия ЮНР, выступавшая в союзе с «независимыми республиканцами». опасным социальным экспериментом. В 1972 г. Шабан-Дельмас, подвергавшийся критике и справа и слева вынужден был подать в отставку. Пост премьер- министра занял один из деятелей консервативного крыла ЮДР, противник «нового общества» П. Месмер.

 

2.4 Выборы 1974 г. Правительство Жискар де Эстена.

 

       В апреле 1974 г. президент Помпиду скончался. В мае состоялись внеочередные выборы президента республики. В качестве единого кандидата

всех левых сил выступал Ф. Миттеран. Главными кандидатами правых партий были бывший премьер-министр, видный деятель деголлевского движения Шабан- Дельмас и лидер «независимых республиканцев» В. Жискар де Эстен. В первом туре выборов Жискар де Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре не на много опередил Миттерана. Собрав 50,8 голосов избирателей, он был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили этот важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они вошли в состав правительственной коалиции, и один из молодых лидеров – Жак Ширак – занял пост премьер-министра, но важнейшие министерства оказались в руках «независимых республиканцев». Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар де Эстен заявил. Что Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества».[17]

 

2.5 Кризис французского общества. «Биполяризация» партий.

 

     В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу экономического кризиса. Правда, абсолютный объем промышленного и сельскохозяйственного производства Франции сокращался только в 1975 г., но ежегодные темпы экономического развития резко снизились. Во Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось новое явление – «стагфляция», то есть сочетание стагнации экономики с инфляцией. Со второй половины 70-х годов стало очевидным отставание некоторых отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Часть нерентабельных предприятий была закрыта, объем производства сократился. Это привело к усиленному росту безработицы. Массовая безработица и инфляция значительно снизили жизненный уровень трудящихся. В обстановке кризиса оживились расистские настроения. Расисты утверждали, что в массовой безработице повинны рабочие-иммигранты, которые составляли 8 населения и 20 рабочей наемной силы. Появилась новая крайне правая расистская организация, главой которой стал бывший пужадист и ультраколониалист, миллионер Ж.-М. Ле Пен. Присвоив себе наименование национального фронта, она потребовала выслать из     Франции всех иммигрантов, разжигала ненависть к ним, устраивала нападения на негров и арабов.

     В обстановке экономического кризиса усилился процесс «биполяризациии» партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали.

      На парламентских выборах 1973 г., президентских выборах 1974 г., выборах в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты выступали совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых партий постепенно росло, но влияние социалистов увеличивалось быстрее, чем влияние коммунистов. На выборах в местные органы власти в 1976 г.[18]

     Социалистическая партия впервые за весь послевоенный период опередила компартию. Благодаря подписанию совместной программы, содержавшей популярные в массах требования, социалисты восстановили и даже увеличили свое влияние среди рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие быстрорастущих средних слоев населения, которые в своем большинстве отрицательно относились к коммунистам и гораздо охотнее голосовали за социалистов. Таким образом, союз левых сил на основе совместной программы оказался более выгодным для социалистов, чем для коммунистов.

     Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, 12-й съезд ФКП, состоявшийся в 1976 г., провозгласил необходимость мирного пути построения демократического «социализма по-французски». Съезд постановил отказаться от термина «диктатура пролетариата» и заменить его формулировкой «власть рабочего класса и других категорий трудящихся». Съезд призвал не ограничиваться союзом левых сил и создать на основе совместной программы «союз французского народа», необходимый для победы на выборах, формирования левого правительства и осуществления демократических перемен.

      В 1977 г. компартия предложила «актуализировать» совместную программу, дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно расширить количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство Социалистической партии и левых радикалов отклонило предложение коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать. Значительные изменения происходили и в лагере правых. Партия ЮДР, утратив пост президента республики и прежнее влияние в правительстве, переживала серьезный кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние ЮДР среди избирателей сократилось почти вдвое. Напротив возглавляемая Жискар де Эстеном партия «независимых республиканцев» укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в правительстве.[19]

     Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь Ж. Ширак решил уйти из правительства и заняться реорганизацией партии. В августе 1976 г. он покинул пост премьер-министра. Его сменил близкий к Жискар де Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р. Барр.

     В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде ЮДР было принято решение ввиду предстоявших в 1978 г. очередных парламентских выборов создать на основе ЮДР новую партию, принявшую название «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Председателем ОПР стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о намерении хранить «основные ценности голлизма», повысить темпы экономического развития, бороться с безработицей, а главное – не допустить победы левых сил на выборах 1978 г.

     Продолжили свою перегруппировку и «независимые республиканцы». В 1977 г. они переименовали себя в Республиканскую партию, а в марте 1978 г.

объединились с остатками бывшей правой оппозиции в Союз за французскую демократию (СФД), лидером которого являлся Жискар де Эстен. Таким образом, на парламентских выборах 1978 г. в борьбу вступили четыре главные партии –две правые и две левые.[20]

      В первом туре голосования левые партии, выступавшие на этот раз раздельно, впервые в истории Пятой республики собрали в общей сложности 48,4 голосов – больше, чем правые причем социалисты вновь опередили коммунистов. Однако благодаря расколу левых сил и выгодной для правых мажоритарной системе голосования, правые партии, получившие в совокупности 46,5 голосов, завоевали абсолютное большинство мест в парламенте. Больше всего избирателей голосовало за социалистов и партию ОПР (по 22,6), немногим меньше – за ФСД (21,5). Компартия увеличила число своих избирателей на 800 тыс. человек, но собрала только 20,6 голосов и оказалась на четвертом месте.

 

2.6 Выборы 1981 г. Правительство левых сил.

 

     В связи с истечением полномочий В. Жискар де Эстена в мае 1981 г. Во Франции состоялись очередные выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент Жискар де Эстен и основатель ОПР Ж. Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф. Миттерана, Коммунистическая партия – генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного числа голосов. Согласно закону во втором туре выборов могли участвовать только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре: Жискар де Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы кандидата правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г., набрав при поддержке коммунистов почти 52 голосов Миттеран был избран президентом Франции.[21] Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.

      Поскольку большинство мест в национальном собрании прежнего состава

принадлежало правым партиям, Миттеран распустил парламент и назначил новые выборы. Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии заключили соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором туре в пользу того из левых кандидатов, кто соберет наибольшее число голосов в первом туре. ОПР и СФД подписали аналогичное соглашение. Выборы состоялись в июне 1981 года и принесли огромный успех Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество голосов избирателей – 37,5. Благодаря мажоритарной системе голосования, которая теперь действовала в пользу социалистов, этого оказалось достаточно, чтобы    Социалистическая партия одна завоевала абсолютное большинство в    Национальном собрании. Успех социалистов объяснялся, прежде всего, стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших провести в жизнь совместную программу, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда. За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей- коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов на успех, чем компартия. Вместе с тем за Социалистическую партию голосовала и часть избирателей правых партий, разочаровавшихся в политики своего руководства.

     Поскольку в большинстве избирательных округов социалисты в первом туре выборов опережали коммунистов, им было выгодно соглашение о взаимном снятии кандидатов левых партий во втором туре. Компартия понесла серьезные потери. Она потеряла более 1,8 млн. избирателей по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1978 г. И собрала лишь 16 голосов.

    Сокращение влияния ФКП объяснялось рядом причин. Длительное участие

коммунистов в совместной деятельности с социалистами на основе общей программы привело к тому, что в представлении части избирателей стала стираться принципиальная разница между Коммунистической и Социалистической партиями. Чтобы добиться победы над правыми, они голосовали за кандидатов Социалистической партии, которые, по их мнению имели больше шансов быть избранными, чем коммунисты. Существенное влияние на исход выборов оказали изменения в структуре рабочего класса и всего населения Франции. К этому времени стало явственно ощутимым падение удельного веса тех слоев рабочего класса, где коммунисты традиционно имели большое влияние (железнодорожники, шахтеры, металлисты, автомобилестроители и др.), и увеличение таких категорий трудящихся (рабочие новых отраслей промышленности, средние слои населения), которые отдавали предпочтение социалистам. Часть избирателей-коммунистов была недовольна сотрудничеством ФКП с   Социалистической партией, которая оставалась на позициях социал-реформизма, другая же часть напротив не одобряла «актуализацию» совместной программы, полагая, что это мешает единству левых сил. Наконец, крайне неблагоприятное влияние на положение французской компартии оказывали все более нараставшие кризисные явления в жизни социалистических стран и жесткий внешнеполитический курс тогдашнего руководства Советского Союза, в особенности ввод советских войск в Афганистан, вызвавший протесты в различных слоях французского общества.

     После выборов Миттеран сформировал правительство, в котором основные посты заняли социалисты и левые радикалы. Он преложил коммунистам войти в правительство, и компартия приняла это предложение. Коммунисты возглавили 4 министерства из 44: министерства транспорта, здравоохранения, профессионального образования, общественных служб и административных реформ. Премьер-министром стал видный деятель Социалистической партии П. Моруа. Политика правительства Миттерана – Моруа вызывала разочарование и недовольство широких народных масс, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла и правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.[22]

 

2.7 Период «сосуществования»: 1986-1998 гг.

 

     Сосуществование различных политических сил в системе органов государственной власти является, безусловно крупным политическим новшеством недавнего времени. Оно имело место в условиях, когда президент Республики и правительство парламентского большинства принадлежали к разным лагерям, выступавшим вместе на политической сцене Франции (их традиционно называют «правый» и «левый», хотя в настоящее время грани между ними более расплывчаты, чем в прошлом).

     В марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы. Левые партии потерпели серьезное поражение. Социалистическая партия потеряла свыше 6 избирателей. Впервые за весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10 от общего числа голосовавших.

    Неудачи правительства левых сил зачастую воспринимались массами как

свидетельство невозможности глубоких социальных преобразований. Они вызвали настроения разочарования и пессимизма, «сдвиг вправо» в общественном сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени курс на достижение общественных преобразований путем победы на выборах в союзе левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он породил иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал ослаблению компартии.

    Правые партии собрали в общей сложности 56 голосов, причем за крайне правую расистскую группировку Национального фронта голосовало более 9

избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию. В результате выборов 1986 г. правительство сформировали правые партии –ОПР и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация: левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством в парламенте. Такое положение привело к первому сосуществованию.

     Весной 1988г. в связи с истечением полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Все главные партии выдвинули своих кандидатов. Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран, Коммунистической партии – член политбюро ЦК ФКП А. Ляжуани. От партии ОПР баллотировался бывший премьер-министр Ж. Ширак, от СФД – Р. Барр, занимавший пост премьер-министра в 1976 – 1981 гг.[23]

     В первом туре голосования наибольшее число голосов собрали Миттеран и Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее 7 голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж.-М. Ле Пена впервые высказалось более 14 избирателей – в два раза больше, чем за кандидата компартии. Стремясь не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать во втором туре за Миттерана. В результате Миттеран опередил Ширака и вновь был избран президентом Франции.

      Как и в 1981 г., президент Миттеран распустил парламент, в котором преобладали правые, и назначил новые парламентские выборы. Они состоялись летом 1988 г. На первое место вышла Социалистическая партия, собравшая почти 35 голосов. Коммунистическая партия несколько улучшила свои результаты: за нее проголосовало 11,3 избирателей – на 710 тыс. больше, чем на президентских выборах 1988 г. Правые партии – ОПР и СФД – потеряли часть избирателей, собрав в общей сложности 37,7 голосов вместо 43( в 1986 г.). Много голосов потерял Национальный фронт, за который на этот раз проголосовало менее 10 избирателей.

     Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей продолжает пользоваться Социалистическая партия и лично президент Миттеран, в котором многие французы видели арбитра, способного поддерживать равновесие между правыми и левыми, гаранта сохранения демократических свобод и социальных завоеваний трудящихся.

    Премьер-министром нового правительства Миттеран назначил одного из руководителей Социалистической партии М. Рокара. в мае 1991 г. он уступил этот пост Эдит Крессон, а в апреле 1992 г. ее сменил Пьер Береговуа. Второе сосуществование имело место с марта 1993 г., когда президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуара Балладюра после парламентских выборов, обеспечивших подавляющее большинство Объединению в поддержку Республики и Союзу за французскую демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и того же большинства, а премьер-министром становится Алэн Жюппе. Третье сосуществование началось с июня 1997 г.: парламентские выборы последовавшие за роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство представителям левых сил. Президент назначил премьер-министром Лионеля Жоспена, лидера Социалистической партии. Условия третьего сосуществования обратным двум предыдущим, но такой новый характер правления, похоже, более всего устраивает электорат, который стал более колеблющимся. В целом же три периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную

политическую стабильность.[24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Может сложиться впечатление, что, поскольку в последние годы политические коалиции часто менялись, в управлении страной отсутствует

преемственность. Силы, сменяющие друг друга у власти, разумеется, сохраняют свою специфику, поскольку у каждой из них своя ориентация и свой выбор методов решения проблем. Правое большинство выступает за ограничение роли государства и, находясь у власти, принимало меры для снижения налогов и обязательных отчислений. Напротив, социалисты и левое большинство в целом предпочитали сохранение статус-кво в части национализации и приватизации, способствовали увеличению численности государственных служащих, и стремились сохранить, насколько возможно государственно-административный контроль над экономической жизнью страны.

    При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у власти правительств, налицо постоянство в том, что касается решения проблемы занятости и борьбы с безработицей. Постоянство солидарности, проявляется и в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским проблемам выходили за пределы традиционного несовпадения мнений левого и правого лагерей. Так, 20 сентября 1992 г. на референдуме по   Маастрихтскому договору правые и левые разделились, как и вся Франция, на сторонников «за» и «против». За присоединение к договору был отдан только 51% голосов. С тех пор число сторонников европейского единства возросло, и консенсус по вопросу о переходе на единую валюту — евро — был уже шире, хотя острые разногласия на этот счет проявляются до сих пор.  Наконец, все сменявшие друг друга правительства содействовали достойному участию Франции в мировом экономическом соревновании, стремясь смягчить последствия трудностей, испытываемых некоторыми отраслями экономики, и создать благоприятные условия для развития новых отраслей, таких как авиакосмическая, телекоммуникации, биотехнологии, виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, и т. д.

     В целом можно констатировать, что руководители и органы, которые определяли структуру политической жизни с 50-х гг., эволюционируют медленно, но их поведение и идеология претерпели глубокие изменения. По фундаментальным направлениям возник реальный консенсус, и Франция развивается в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал- демократией Северной Европы.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

 

  1. И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990 гг.// под редакцией

Е. Ф.Язькова. —  М., 1993.-  C .78

  1. Там же. – С. 78
  2. Там же. – С. 79
  3. Там же. – С. 80
  4. Наумова Н. Н. Голлизм в оппозиции: Партия объединения французского народа в политической жизни Четвертой республики. 1945–1955;- М., 1991 г.- С. 32
  5. И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов. Указ соч. – С. 85
  6. Там же. – С. 87
  7. Наумова Н.Н. Указ. соч. – С. 105
  8. И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов. Указ соч.- С. 186
  9. Там же. – С. 190
  10. Там же. – С. 195
  11. Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика – М., 1989.- С. 12
  12. Там же. – С. 15
  13. Там же. – С. 17
  14. Там же. – С. 20
  15. И. В. Григорьева, Ю. Н. Рогулев, В. П. Смирнов. Указ соч. — С.315
  16. Там же. – С. 323
  17. Там же. – С. 324
  18. Сироткин В. Г. Указ. соч. – С. 24
  19. www.ambofrance.ru/ hist/1237
  20. Там же.
  21. Там же.
  22. Сироткин В. Г. Указ. соч. – С.29
  23. www.ambofrance.ru/ hist/1238