АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Кызылорда может вытянуть экономику Казахстана

kzklordasv390% промышленного производства нефти и урана приходится на Кызылорду. Разработка новых месторождений, строительство металлургического кластера и новые заводы по производству строительных материалов направлены, в первую очередь, на укрепление экономики Казахстана. Об этом сообщает Немецкое агентство внешнеэкономической деятельности и маркетинга.

Инвестиции в реновации транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай и строительство новой железнодорожной линии Жезказган- Бейнеу нацелены на увеличение транзитного потенциала области.

Кызылорда расположена в юго-западной части Казахстана, ее площадь составляет 226 тысяч квадратных метров, почти столько же, как в Румынии. Численность населения составляет 730 тысяч человек, из них около 250 тысяч проживает в столичном регионе.

В течение последних трех лет, экономика региона набирала обороты более медленными темпами, чем другие города Казахстана.

В последние годы добыча нефти в Кызылординской области пошла на спад. В ближайшем будущем, снижение добычи может достичь 8,5 млн. тонн. Немецкие эксперты предполагают, что необходимо больше инвестиций в разведку новых месторождений. Не обойтись также без применения современного погрузочно-разгрузочного оборудования. Решающим фактором в решении данной проблемы является также диверсификация экономики. С этой целью весной текущего года была разработана «Стратегия- 2020».

Металлургический кластер и дальнейшая обработка ванадия

Кызылорда богата полезными ископаемыми. Они составляют 8, 4 млн тонн цинка, около 2, 4 млн. тонн свинца и около 235 тыс. тонн урана. Помимо этого, регион богат золотом, серебром, кадмием, германием, титаном и шунгитом. Ванадий играет важную роль для Кызылординской области: около 2/3 резервов этого металла в стране расположены в этом регионе. Месторождения Баласаускандык и Карымсак, с запасами 20 млн. тонн, входят в пятерку крупнейших месторождений в мире. Таким образом, Казахстан может покрыть до 10 % мирового спроса на ванадий.

Социально- предпринимательская корпорация «Байконыр» разработала концепцию строительства металлургического кластера, направленного на добычу ванадия путем извлечения его из руды. Стоимость данного кластера оценивается в 450 млн. долларов. На первом этапе развития планируется обработка 500 тыс. тонн руды в год, 3500 тонн оксида ванадия и до 80 тыс. специальных сплавов. На втором этапе планируется увеличение мощности завода до 4 млн. тонн руды в год. Кластер также предусматривает производство ванадиевых батарей, которые применяются в солнечных и ветряных электростанциях. Реализация планов СПК «Байконыр» зависит от участия инвесторов и поддержки со стороны фонда «Самрук-Казына».

Еще одним крупным проектом в горнодобывающей отрасли Кызыл Ординской области является ТОО Горно-металлургическая компания «Шалкия-Цинк». В 2008 году добыча цинка была остановлена из-за убыточности, рудник был законсервирован. Однако, по сообщениям СМИ, предприятие возобновит работу в 2014 году. Помимо этого планируется строительство нового горно-обогатительного завода с мощностью 4 млн. тонн в год, что позволит сократить расходы и повысить конкурентоспособность. Общий объем инвестиций оценивается в 600 млн. долларов. В настоящий момент «Самрук — Казына» рассматривает предложения о стратегическом партнерстве.

Инвестиции в промышленность строительных материалов

Расширенный план администрации региона в области строительных материалов является также плацдармом в диверсификации экономики. Одним из самых крупных проектов региона является стекольный завод стоимостью 140 млн. Партнерами по бизнесу являются «Самрук- Казына» и китайская компания «Циньхуандао Яохуа». По сообщениям СМИ, начало строительства не за горами.

В планах также строительство цементного завода мощностью 750 тыс. тонн в год. Его стоимость оценивается примерно в 85 миллионов долларов. Обязательства по строительству взяло на себя ТОО «Сыр цемент».

Еще одним направлением развития региона является сельское хозяйство, в частности, выращивание риса. Около 90% риса Казахстана выращивается в Кызылорде. ТОО «Абзал и К» закупила у немецкой компании Petkus сельскохозяйственную технику для выращивания риса. Контракт был профинансирован АО «КазАгроФинанс».

Оживление транспортного коридора и строительства новой железной дороги

В регионе наблюдается большой потенциал в секторе транспорта и логистики. За год построено 806 км дороги Западная Европа-Западный Китай, окончательное строительство дороги планируется в 2015 году. Генеральными подрядчиками являются АО Salini, ОАО Ewraskon и АО Todini, а также 12 субподрядчиков. В рамках разработки проекта государственной программы по развитию инфраструктуры Республики Казахстан до 2020 года, предусматривающей создание инфраструктурных центров, акиматом области были даны предложения по строительству транспортно-логистических центров в Кызылорде.

Железнодорожный вокзал в городе Саксаульск является связующим звеном маршрутов Актобе — Шымкент и — Жезказкан — Бейнеу. Однако проект все еще находится в стадии строительства. В целом, в развитие железных дорог Казахстана в Кызылорде в ближайшие 5 лет планируется инвестировать около 2 млрд. тенге.

Планируемый объем инвестиций в энергетическом секторе

По данным областного управления региона, население Кызылорды может удвоиться к 2050 году до 500 тысяч человек. Генеральный план города предусматривает расширение городской территории на левом берегу Сырдарьи. В городе также планируется строительство нового моста.

Увеличение численности населения ожидается за счет привлечения инвестиций в энергетическую отрасль. На сегодняшний момент, площадь Кызылорды может покрыть только 57 % электроэнергии за счет собственных источников. Дефицит энергии составляет около 1 млрд. Киловатт в год. В регионе планируется строительство фотоэлектрической станции стоимостью 100 млн. долларов и мощностью 50 МВт. Проект будет реализован в 2015 году.

Источник: Kapital.kz