Наши предки кочевники-тенгрианцы подарили мировой культуре символ креста, купол и готическую архитектуру. К такому выводу в результате многолетних исследований пришла архитектор Лейла РАХИМЖАНОВА.
– Лейла Шаймерденовна, по вашему мнению, кочевая цивилизация дала мировой архитектуре гораздо больше, чем это представляется сегодня?
– Иногда меня просто шокируют высказывания моих коллег-архитекторов, которые, сидя под куполом юрты андроновского периода, заявляют о западном происхождении куполов, в то время как учёный мир давно признал первенство Степи в этом вопросе! До сих пор наши доктора и академики архитектуры повторяют советскую пропаганду, намеренно игнорировавшую процветание Степи в разные периоды истории и особенно в XIII–XVII вв., характеризующиеся ярким градостроительным бумом и развитием ландшафтной архитектуры Степи.
Анализируя формы юрт и бревенчатых курганов, можно увидеть развитие шатровой архитектуры, которую великий завоеватель царь гуннов Аттила увёз в Европу. Тюркская храмовая архитектура явилась основой христианского строительного искусства, в её стиле выполнены многие архитектурные шедевры Европы.
Давайте обратимся к свидетельствам Приска Панийского — византийского дипломата V векa, автора сочинения «Византийская история и деяния Аттилы» в пяти книгах. Он не был позитивно настроен к завоевателю Аттиле, но, посещая его империю, не мог не выразить своего восхищения шатровой архитектурой и признать довольно высокую строительную технику гуннов, описывая роскошные дворцы Аттилы и его жены: «Мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Как уверяли нас, он был великолепнее других дворцов, которые он имел в других местах. Он был построен из брёвен и досок, искусно выглаженных, и обнесён деревянной оградой, более служащею к украшению оного, нежели к защите. Украшали царский дворец шатровые крыши, башни и башенки, которые возвышались, как стражи, над оградой… Около царского дворца красовался терем царицы Креки, величественный и воздушный из-за своих узоров». У кипчаков эта постройка имела многовековую историю, а греки только увидели её… Таким образом, Приск отчётливо свидетельствует о гуннском происхождении теремов, но историки всё равно фальсифицируют.
– Хорошо, купола наши, но крест?!
– Снова нам мешают европоцентристские стереотипы восприятия. Когда, к примеру, говорят, что в Астане масса масонских символов, мне хочется поправить: не масонских, а тенгрианских. Круг и крест – это древний символ тенгрианства, основа архитектурных и градостроительных объектов в Степи. Радиально-кольцевая композиция лежит и в основе скифских курганов, и в основе Города-Солнца – столицы Аттилы, и в основе нашего шанырака.
Аттила увёз на Запад символ тенгрианского креста и принцип радиально-кольцевой планировки. Сегодня это известный факт, но тем не менее многие ещё продолжают играть в европоцентризм, их комплексы настолько велики, что они и сегодня всё ещё остаются приверженцами фальсификаций.
Давайте вспомним исторический факт: когда Аттила приехал занять пустой Рим, навстречу ему вышел с дарами Римский Папа Великий Лев I. Этот сюжет положен в основу фрески Рафаэля «Встреча Папы Льва с царём гуннов Аттилой». На картине мы видим, как один из священников держит крест. Между тем известно, что у римлян до прихода Аттилы был символ Рыбы! «О чём они говорили целый час, остаётся тайной», – так нам преподносят их встречу историки и строят предположение, что Аттила отступил от Рима, якобы испугавшись появившихся на небе ангелов. Собственно говоря, это и изображено на фреске Рафаэля.
Способен ли был Аттила вообще чего-то пугаться и отступать? Очевидно, что он отступил лишь тогда, когда Папа Лев согласился взять флаг Аттилы с тенгрианским крестом. А не означало ли принадлежность Рима Аттиле, если там развевался его флаг? Даже этимология слова «католик» объясняется посредством тюркского корня «qatel». «Катылык» означает «соединяться, смешиваться, союзничество».
– Схожесть казахского свадебного убора саукеле и готических башен, действительно, поражает…
– А вспомните средневековый головной убор генин, моду на который в Европе ввела в конце XIV века Изабелла Баварская? Такие же головные уборы мы видим на барельефе VI века до нашей эры, изображающем царя саков, аналогичные «колпаки» носили скифские жрицы. Их форма легла в основу готической архитектуры, поскольку готика, как известно, – это варварская архитектура в противоположность романской (римской).
Однако многие мои коллеги продолжают слепо преклоняться перед европоцентризмом в архитектуре. Каким образом при таком отношении тогда могут выработаться отечественные градостроительные приёмы против натиска природной стихии? И как может внедриться дух новой урбанистики при старом способе мышления?