Да будет известно, что владения калмыков мы называем Мугулистаном — (страной монголов). Царствовать у них после Чингиз-хана досталось в наследство Исхак-Буга-хану. У Исхак-Буга-хана детей не было; старшая жена его Сатыльмиш-хан не рожала их.
Хотя у него были и другия жены, однако, по калмыцкому обычаю, начальствование над всеми женами принадлежало старшей жене.
Но однажды Сатыльмиш-хан посовестилась и сказала: ”я не рожаю, я даю позволение, чтобы вы спали на постели также с вашею женою, которая прозывается Менлик”. Затем она прибавила: ”может статься — появится у вас ребенок и он будет вам преемником”.
После того Менлик стала беременною. Сатыльмиш-хан приревновала ее и отдала Менлик одному человеку по имени Ширавул-Духтуй.
Ширавул-Духтуй увез эту женщину в место своего жительства, по обычаю калмыков.
После того, спустя некоторое время, Исхак-Буга-хан покинул сей мир. Народ остался без главы.
У помянутого хана был один начальник в Аксуйском округе. Имя его было Эмир-Буладжи. Его родословие также восходило до Джагатай-хана.
После того, как умер помянутый Исхак-Буга-хан, Эмир-Буладжи был изумлен этим обстоятельством. У него был один человек по имени Таш-Темюр. Призвав его к себе, он сказал: ”народ остался без главы; весьма возможно, что найдется великий враг и сядет на место хана и заставит нас оставить отечество. Прежде чем это происшествие обнаружится, надобно заняться изысканием средств против сего. Мы слышали, что женщина Менлик была беременна от Исхак-Буга-хана. Ты отправляйся в Могулистан и постарайся там поразведать и найти место жительства Ширавул-Духтуя”. Он отдал такое приказание.
После того Таш-Темюр в образе пастуха погнал триста козлов и отправился в Могулистан. В пути он пил их молоко и ел их мясо.
Наконец, пробираясь между разными племенами; он розыскал местожительство Ширавул-Духтуя. Он увидал, что какая-то старуха ходит и собирает тезек. Он спросил у нее: ”у Ширавул-Духтуя сколько детей?” Старуха ответила: ”у него двое детей. Одно от Исхак-Буга-хана; женщина Менлик была беременна от него. Другой же ребенок — от него родился. Имя его Анджумлик, а имя ребенка, родившегося от Исхак-Буга-хана, Туглук-Тимур-хан”. Так она рассказала.
Таш-Темюр спросил: ”где ханский сын”?
Старуха указала в сторону кучки игравших калмыцких детей.
Таш-Темюр пошел к детям и увидел, что на лбу у ханского сына запечатлелись следы счастия.
Он сделал знак в его сторону.
Таш-Темюр изложил ханскому сыну причины своего прибытия сюда.
Посовещавшись с ханским сыном, они направились в сторону к Аксу.
Когда они прибыли на Музартский перевал, то ханский сын провалился в ледяную расщелину .
Такое происшествие привело Таш-Темюра в отчаяние и он стал призывать к помощи. Между тем вблизи обнаружились караваны.
Начальником одного каравана был человек по имени Бикчек.
Таш-Темюр рассказал ему об этом происшествии.
Бикчек сказал: ”я сам спущусь и извлеку ханского сына”.
Он привязал себе за спину веревку и спустился в ледяную расщелину. Он увидел, что ханский сын благополучен.
Он с ханским сыном заключил условие и ханский сын сказал: ”если счастие попадет в мои руки, то я изыщу способы вознаградить тебя за оказанную мне тобою услугу”.
Ханский сын дал такое обещание.
После того Бикчек сказал: ”я выйду вперед, а затем вытяну вас. Если же я останусь сзади вас, то спутники мои из зависти меня не вытянут”.
Сперва вышел Бикчек, а после него ханский сын.
Вслед затем Таш-Темюр доставил ханского сына к Эмиру Буладжи. Эмир-Буладжи, увидавши хана, чрезвычайно обрадовался и поставил его ханом над всеми подведомственными себе городами.
В тот год, как он стал ханом, он увиделся с господином нашим Джемаледдином и дал обещание принять ислам.
После того стало известно по всему Могулистану, что Туглук-Тимур-хан воссел на престол.
Каждый день приходили к нему солдаты, оставшиеся после его отца, и армия его стала огромною.
По прошествии пяти лет, он явился на Хоргос (Кургас) в резиденцию своего отца и тут основался, а затем покорил весь Могулистан.
Да будет известно, что Хоргосом называют большую реку . Кер называется долина повыше могилы хана. На западной стороне долины Кера , на местности, называемой Байнман, существуют дворцовые строения ханские.
Выше ханской могилы есть долина, называемая Алмалык; низовья ее называют Алмату-сумул .
На восточной стороне от Алмалыка был холм, который назывался Азан-дун (возвышенность для призывания). На этом месте господин наш Аршеддин, когда приходил сюда по приглашению ханов на молитвы, читал ”азан” (призыв к молитве).
Наконец Эмир-Буладжи умер. Туглук Тимур-хан на место его поставил эмиром сына его, Эмира Худадада, а старшего брата Эмира Буладжи, Эмир-Тулака сделал визирем. Младший брат Эмира Буладжи, Камреддин, этим неудовольствовался и предпринял против Туглука-Тимур-хана неприязненные отношения.
Наконец Туглук-Тимур-хан посадил отца его в своей резиденции, а сам послал, по прошествии семи лет, свое войско в Мавераннагр.
В первый раз, когда они пошли, ничего не завоевали; когда же они пошли во второй раз, то покорили и заняли страны и он своего старшего сына Ильяс-хана поставил государем, а эмира Тимур-Гургана назначил ему везирем. На службу к Ильяс-хану он поставил много монгольских князей (беков), а над этими беками поставил беклер-беком (старшим из беков) Бикчека.
После того Туглук-Тимур-хан прибыл в свою резиденцию, на Хоргос, и основался там.
Вскоре после того он скончался и отправился из сего мира.
В исторических книгах приводятся сведения, что Туглук-Тимур-хан родился в 730 году (Гиджры), в возрасте 16 лет отправился он к Эмиру Буладжи, а в возрасте 18 лет стал ханом; 24 лет он сделался мусульманином; 31 года он послал свое войско в Мавераннагр, а в 764 году он умер. Прожил он на сем свете 34 года. А впрочем Господь лучше знает правду.
Вслед затем, как хан отправился из мира сего, Эмир-Камреддин выступил и покорил владения хана и умертвил потомков и родственников его.
Сын Туглук-Тимур-хана, рожденный от жены его по имени Мирага, Хазыр-Ходжа-хан, и сын Эмира Буладжи, Эмир Худадад, спасались в горах Кашгара и Хотана от Эмира Камреддина, скитались там и воспитывались.
Наконец умер Эмир-Камреддин. После его смерти Эмир-Худадад посадил ханом Хызыр-Ходжа-хана на место отца его.
Сын Хызыр-Ходжа-хана есть Мухаммед-хан; сын его Шир-Али-хан; сын Шир-Али-хана — Султан Увейс-хан; сын этого султана Юнус-хан, сын Юнус-хана — Султан Ахмед-хан, сын его — Саид-хан. Сын Саид-хана есть Абдуррешид-хан. Сын последнего — Абдуррахим-хан
В исторических книгах обо всех этих ханах упоминается довольно, но относительно всех вышесказанных событий рассказов могло бы быть много и мы их сократили. Это приведенное родословие Туглук-Тимур-хана изложено сокращенно из книги ”Родословия муллы Темюр-Ахуна”.
Писано это в г. Джаркенте в 1318 году Гиджры или в 1900 году по Рождестве Христове.
Мазар шейха Мухаммед-Садыка.
Находится этот мазар в верхнем селении Мазар, расположенном на местности ”Алматы-Аузы”, к сев.-вост. от мазара с могилой Туглук-Тимур-хана, верстах в трех.
Селение это находится на земле солонов. В этом и другом селениях Мазарах китайцы определили к могилам по 8 шейхов, которые здесь живут и обрабатывают солонскую землю, давая с каждых 10 хо по 1 хо в пользу солонов.
У могилы Мухаммед-Садыка живет теперь 12 шейхов, у могилы же Туглук-Тимур-хана 4.
В верхнем Мазаре, кроме этих шейхов, живут кашгарлыки и таранчи, которые возделывают землю.
Могила Мухаммед-Садыка — в крайне запущенном виде; на верху здания крыши нет, стоят бревна для образования купола, который хотел устроить наш джаркентский таранчинец Закир, но он не имел возможности этого сделать после того, как прогорел в Джаркенте на подрядах нашим войскам.
Здание могилы представляет комнату, к которой приделана другая малая. В этой малой — могила Мухаммед-Садыка. Надгробие же посредине большой комнаты, как толковали таранчи, ”для формы”; а четыре надгробия по углам стоят, по словам таранчей, над могилами родственников Садыка.
Вокруг постройки сад, в котором я заметил иву, сливовые деревья, урюк, тополь и яблони.
Между двумя мазарами Мухаммед-Садыка и Туглук-Тимур-хана находится обширный сад с могилами солона Кагаджи, бывшего учителя в нашей кульджинской школе для толмачей, его отца и братьев. Сын его Джалафунга состоит, в чине полковника, ухери-дой (волостной управитель) у солонов, живущих в окрестностях.
Сад этот принадлежит Джалафунге и имеет много фруктовых деревьев.
Могилы расположены полукругом; в центре, могила отца Кагаджи.
Шейх Мухаммед-Садык был самаркандец. От могилы шейха Мухаммед-Садыка до Азан-тепе около 8 верст.
От этого мазара в полуверсте есть могила Котбуддин-Аллями. Этот святой тоже был самаркандец.
Шейх Мухаммед-Садык.
Когда родился Мухаммед-Садык, то ”день затаился, а месяц загорался”.
Родители его были из знатных.
Ученых астрономов было много среди народа; были и святые.
По поводу затмения солнца и других явлений, а также по поводу рождения Садыка, было много толков среди святых и ученых.
Дух пророка Мухаммеда приказал родителям его во сне, чтобы они нарекли имя Мухаммед-Садык сыну их и предсказал о затмении солнца и блистании луны…
На 1-м году стал Садык говорить и стал произносить стих из Корана.
***
Через два дня он стал говорить другой стих:
***
Пока рос Садык, он повторял эти два стиха а также зикр: ***
5 лет отдали его в мактаб. Когда он вошел в училище, то сказал: ***
а четыре стены ответили: ***
Мулла удивился.
Садык занимался в училище толкованием Корана.
В 12 месяцев и 5 дней изучил Коран: понял смысл Корана и наизусть изучил его.
После того приходили ученики в училище и он преподавал им там.
Во время рузы во сне принес ему кто-то шербет; он выпил.
Преподаватели ему сказали, что они не могут ему преподавать, так как он совершенно изучил все, и потому пусть уходит из училища.
По 7 году он изучил все науки и после того сам стал преподавать.
С 2-х лет Садык ходил в сапогах и штанах и никогда не занимался забавами малых детей; всегда прятал свои руки в рукава.
Из 24 часов и часу не оставался без молитвы. По ночам молился и не спал. В три дня ел один раз.
Таким образом он прожил до 30 лет.
С пророком Хызром был всегда в сношениях.
За это время он подготовил 100 человек ученых.
Являлся Хызр и уговаривал его не бояться творить дела Господни.
Два шейха как-то явились в Садыку; они забыли говорить зикры и пришли к нему и просили научить их. Садык после того сделался шейхом.
В неделю сорока тысячам людей он подал руку (муридам) и занялся обучением муридов.
Садык приказал одному дервишу записать имена его муридов, оказалось 125000 человек.
Шейх-Осман был первым муридом по списку и помогал Садыку в сообщении зикров народу.
Последним в списке 125 тысяч был Баба-Саадеддин-Каттали.
Садык 25 лет был шейхом и занимался муридизмом и зикрами.
Была у него ханака, в которой было 200 худжра.
Он выстроил только одну ханаку.
В середине ханака было маленькое строение, в котором помещался только один Садык. Там молился он.
Каждый день 1000 баранов, или 1000 рогатых, или верблюдов приносились в жертву назри и на утро ничего не оставалось.
Один дервиш сказал Садыку, что принесенное для назира следует не сразу приносить в жертву, а по частям каждый день и откладывать на черный день.
Садык рассердился и прогнал его из ханака.
Шейх-Осман как-то привел на веревке дервиша к Садыку. Садык сказал: ”зачем привел его, сам разве он не мог прийдти”? После того из рта Садыка вышел вздох (ох) и дервиша сожгло.
После того Садык сказал Осману: ”ты сделал это для меня, ибо у меня на 30 лет уменьшилась жизнь”. После того он позвал всех муридов, чтобы поздороваться; Садык им сказал: ”жизнь моя на 30 лет сократилась, я ухожу из сего мира”. Встал и сделал зикр, преклонился на молитву и умер.
Умер в Алмату в десятый день рузы.
Когда умер, то один из дервишей-муридов видел сон, что Садык сел на белую лошадь, на голове хорошая чалма и хорошая одежда.
Видевший сон спросил садыка: ”эй, шейх, как ныне дела”? Шейх сказал: ”мое положение на 100 степеней стало лучше, чем в сем мире; я обучаю здесь 5000 человек”.
Приведенный выше рассказ взят из книги ”Тезкере шейха Мухаммед-Садыка Бузургвора”. Это тезкере находится у шейха Мумин-Абдуррахимова в Мазаре.
Его погребли там.
Азан-дун или Азан-тепе.
Верстах в 8 от верхнего селения Мазара к горам на северо-запад находится горка, называемая Азан-дун .
Это та горка, с которой мусульманский святой Аршеддин произносил, будто бы, Азан.
Изолированная горка эта лежит на левом берегу реки Уч-Булак.
С северной стороны она обмыта водою и часть ее свалилась в глубокий ров, тянущийся к горам.
Горка поросла с трех сторон травою. На горке несколько валунов.
К востоку от нее маленькая горка, тоже покрытая валунами. На вершине ее обо — собрание камней.
И с северной, и с южной сторон вокруг Азан-дуна глубокие промоины.
Фотографический снимок с Азан-тепе при сем прилагается.
С этой горы азаном призывал окрестных правоверных на молитву мевляна Аршеддин.
Аршеддин, как гласит предание, не ходил в город, ибо боялся жителей его, а пребывал постоянно у Азан-тепе.
С горки этой открывается на далекое пространство прекрасный вид на окрестную местность с поселениями в Илийской долине.
Н. Пантусов.
————————————————————————————————————————-
1. В Илийском крае два сел. Мазара. Описываемый — западный или Хоргосский Мазар, и за Кульджею — восточный или Боробогусукский Мазар с могилой Увейс-хана.
2. В. Бартольд. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научною целью в 1893 и 1894 гг., стр. 63, 64, 65.
3. В. В. Бартольд говорит, что ”он (мазар) находится в 1 версте от таранчинского селения Хорин-Мазар”. Что такое Хорин мы, проведши около мазара почти месяц в сообществе тысячи людей, не могли добиться значения этого слова. Такого названия (Хорин-Мазар) местные жители не знают, а просто именуют Тоглук-Тимур — хан-мазар и Шейх-Мухаммед — Садык-мазар. Хорин по-монгольски значит двадцать; по-маньчжурски — садок, клетка для птиц.
4. В последнее время получено сведение, что сделаны кирпичные надгробия. Снимки с них прилагаются.
5. В числе их погибли Абды-Вали-шейх и Муфта-Вали-шейх, братья нынешнего шейха у мазара Туглука-Тимур-хана по имени Багра. Багра-шейх имеет теперь 46 лет (в 1902 году), тогда было ему 6 лет.
6. Совсем не то говорится у В. В. Бартольда, стр. 65. Он говорит, что ”новая кладка кирпичей заметно отличается от старой”, (надпись (арабская) есть только в верхней, новой части здания”.
7. Затем получены еще снимки с 4 камней (№№ 8, 9, 10, 11) которые при сем прилагаются.
8. *** — ганг — ледяная расщелина.
9. Впадает она в р. Или с правой стороны. Теперь она служит пограничной рекой между русскими и китайскими владениями.
10. На этой местности, называемой Кер или Ке, или Кесен, бывают теперь обыкновенно международные съезды с китайцами.
11. Иначе называется Алимту. Здесь во времена русского правления была почтовая станция. Кругом рос хороший карагачевый лес; теперь он весь вырублен живущими здесь солонами.
12. Хо = 3 пуда 30 фунтов.
13. ”В день, в который не помогут ни богатства, ни сыновья, а только тот, кто придет к Богу с мирным сердцем” (88-ой стих из 26-ой суры Корана ”Поэты”).
14. ”Бог скажет: это время — такой день, в который праведникам принесет пользу их правда; для них будут райские сады, по которым текут реки, и они останутся в них вечно. Бог будет доволен ими, а они будут довольны им. Это высокое блаженство”. (Стих 119 из 5-й суры Корана ”Трапеза”).
15. Дун — возвышенность.
Первая часть: https://www.altyn-orda.kz/library/gorod-almalyk-i-mazar-tugluk-timur-xana-chast-1/
Источник: http://tourkestan.ru/content/view/96/1/1/17/index.html