[:ru]
Это важно знать каждому казахстанцу.
В российских СМИ стоит большой информационный шум в связи с курсом британского эсминца «Дефендер», по которому он прошел, огибая Крым. Но, правда в том, что согласно международного права эсминец прошел в признанных мировым сообществом украинских водах. Как бы по этому поводу не изгалялись российские пропагандисты.
И здесь важно понять, где правда, которой придерживается большинство государств планеты в определении принадлежности полуострова Крым и его прибрежных вод, и где изолгавшаяся российская пропаганда. Крым и его прибрежные воды, согласно международному праву — это территории Украины. А следовательно, по согласованию с украинской стороной, британский эсминец имел полное право на проход по прибрежным к Крыму водам. Иного прочтения здесь нет, и быть не может.
Что же касается внешней политики Путина и его курса на полную изоляцию России и признанию ее в качестве государства — изгоя, то здесь важно уяснить главное. Захват Россией земель в Крыму в 2014 году вызвал серьезный кризис в международной политике, способствовал ослаблению авторитета международных организаций, подорвал усилия международного сообщества по укреплению основанного на правилах миропорядка.
Российское военное присутствие в Крыму увеличилось более чем вдвое. Полуостров наводнен многочисленными системами вооружения, в том числе ядерными. В результате в Черном море и в более широком Средиземноморском регионе возникли новые угрозы безопасности.
После попытки аннексии Крыма Россией ситуация на полуострове ухудшилась во всех сферах. Негативные тенденции варьируются от упомянутой милитаризации до изменения демографической структуры населения Крыма, от политических преследований до безответственной экологической политики, от варварского обращения с объектами всемирного наследия ЮНЕСКО до массовой идеологической обработки, от системной этнической и религиозной дискриминации до изгнания независимых СМИ с полуострова.
Целью подрывной политики России является легитимизация ее попытки аннексии Крыма, закрепление статус-кво и проецирование своей военной мощи из Крыма в регион Азово-Черного моря и Средиземного моря.
Первым ответом международного сообщества стала резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262 “Территориальная целостность Украины”, в которой недвусмысленно продемонстрирована подавляющая поддержка территориальной целостности Украины и изложена международная политика в отношении Крыма, находящегося под российской оккупацией.
Срочно необходимы согласованные действия международного сообщества, основанные на долгосрочном видении, для преодоления негативных последствий оккупации и попытки аннексии Крыма Российской Федерацией и обеспечения восстановления территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ.
Крымская платформа. Что это такое?
В наши дни украинской стороной, для преодоления всех выше перечисленных вызовов мировому сообществу со стороны путинской России, разрабатывается ряд совершенно новых подходов. В числе которых создание нового формата международных консультаций и координации действий – Крымской платформы – направленной на выработку практических подходов для достижения деоккупации Крыма и его возвращения в состав Украины.
Крымская платформа-это гибкий международный формат, обеспечивающий долгосрочное видение деоккупации Крыма, консолидацию международных усилий и синергию межправительственного, парламентского и экспертного уровней.
Основные цели и направления деятельности
Укрепление политики непризнания попытки аннексии Крыма
Участники Крымской платформы обсудят основные общие элементы политики непризнания и разработают меморандум/руководящие принципы, проводящие общие “красные линии” в этом отношении.
Участники Платформы будут соблюдать руководящие принципы, обмениваться информацией о потенциальных нарушениях, разрабатывать превентивные меры, использовать свои дипломатические контакты, чтобы призвать третьи страны последовать их примеру.
Необходимо обсудить следующие элементы:
- запрет на официальное признание аннексии Крыма и Севастополя Российской Федерацией;
- запрет на посещение официальными лицами Автономной Республики Крым и города Севастополя (Украина) и любые заявления, которые могут быть истолкованы как признание изменения их статуса;
- воспрепятствование участию граждан и организаций государств-участников в мероприятиях в оккупированном Крыму;
- запрет иностранным консульским должностным лицам в Российской Федерации выполнять какие-либо функции в отношении Автономной Республики Крым и города Севастополя (Украина);
- введение специальной «оговорки о Крыме» в любые новые международные документы с Российской Федерацией, за исключением их применения в отношении Автономной Республики Крым и города Севастополя (Украина);
- государственные органы не должны ссылаться на договоры о взаимной правовой помощи с Российской Федерацией в отношении территории Крыма.;
- запрет на импорт товаров, происходящих из Крыма, если они не имеют украинских сертификатов происхождения;
- запрет на любые инвестиции в Автономную Республику Крым и город Севастополь (Украина);
- запрет на предоставление туристических услуг в Крыму, а также других услуг, способствующих или поддерживающих туризм на временно оккупированном полуострове;
- запрет на торговлю товарами, технологиями и услугами с компаниями из Крыма и Севастополя, а также российскими оккупационными властями;
- запрет на оказание технической помощи, техническое обслуживание, страхование, финансирование, посреднические, строительные или инженерные услуги, связанные со всеми инфраструктурными, транспортными, научными проектами в оккупированном Крыму.
Санкции: надлежащее осуществление и укрепление
Участники Крымской платформы будут совместно работать над укреплением существующих ограничительных мер и их применением. Они также обсудят синхронизацию санкционных списков и сотрудничество в области мониторинга применения действующих санкций и закрытия лазеек для их обхода.
Участники Крымской платформы будут сотрудничать с целью усиления или расширения санкций в ответ на:
- нарушение прав человека и основных свобод во временно оккупированном Крыму;
- нарушение международного гуманитарного права (незаконные “выборы” и “референдумы”, насильственный призыв в вооруженные силы России, изменение демографической структуры Крыма и т.д.);
- милитаризация Крыма и прилегающих акваторий Азовского и Черного морей:
o эмбарго на продажу оружия и связанных с ним материальных средств, товаров и технологий двойного назначения, запрет на предоставление соответствующих услуг;
o санкции в отношении российских военных предприятий, участвующих в развитии/модернизации российских вооруженных сил и объектов в оккупированном Крыму;
- незаконная экспроприация государственных и частных предприятий Украины;
- нарушения запрета на въезд в официально закрытые морские порты и аэропорты оккупированного Крыма;
- незаконное глубоководное бурение и добыча нефти и газа в оккупированных водах Черного моря;
- незаконное развитие инфраструктуры в оккупированном Крыму.
Региональная безопасность: влияние милитаризации Крыма на безопасность в Восточной Европе, более широком регионе Черного моря и Средиземноморья, включая свободу судоходства
Участники Крымской платформы рассмотрят совместные действия по противодействию милитаризации Крыма и военной экспансии России на южном фланге Европы, создающие растущие угрозы безопасности и гибридные угрозы для более широкой региональной безопасности: Восточной и Юго-Восточной Европы, региона Азово-Черного моря, Средиземного моря, Ближнего Востока.
Участники Крымской платформы обсудят противодействие деятельности Российской Федерации, которая подрывает принцип свободы судоходства, нарушает цепочки поставок и тем самым негативно влияет, в частности, на стабильность международной продовольственной безопасности.
Для достижения этих целей участники объединят свой опыт и дипломатические усилия, выполнив следующие шаги:
- поддержка создания ежегодного Форума по безопасности для Азова, Черного моря и Восточного Средиземноморья и активное участие в его деятельности;
- проведение регулярных совместных экспертных мероприятий в рамках Крымской платформы для достижения синергии аналитического/мониторингового потенциала и предоставления обширной информации лицам, принимающим решения/принимающим решения;
- участие в диалоге о потребностях и путях расширения присутствия НАТО в регионе;
- уделение приоритетного внимания проблеме свободы судоходства в Азово-Черноморском регионе в международной повестке дня;
- поддержка решений международных институтов, осуждающих подрывную деятельность Российской Федерации в регионе.
Нарушения прав человека и международного гуманитарного права
Участники Крымской платформы предпримут совместные действия для усиления мониторинга и обмена информацией о нарушениях прав человека и норм международного гуманитарного права; защиты украинской и крымскотатарской идентичности, а также культурного наследия во временно оккупированном Крыму.
С этой целью участники рассмотрят:
- внедрение механизма оперативного и скоординированного реагирования государств и международных организаций на соответствующие серьезные нарушения;
- обеспечение высокого уровня публичности случаев серьезных нарушений прав человека на политическом уровне и в средствах массовой информации как средства защиты жертв и предотвращения дальнейших нарушений;
- усиление мониторинга ситуации для предоставления лицам, принимающим решения, необходимых данных о применении ограничительных мер в отношении лиц, ответственных за серьезные нарушения прав человека и норм международного гуманитарного права;
- разработка способов защиты объектов культурного наследия, расположенных во временно оккупированном Крыму, с использованием инструментов и механизмов ЮНЕСКО.
Смягчение неблагоприятных экономических и экологических последствий оккупации Крыма для региона
Участники Крымской платформы будут участвовать в усиленном мониторинге долгосрочных экологических угроз для Черноморского региона и за его пределами, создаваемых деятельностью российских оккупационных властей, в том числе:
- уничтожение природных заповедников;
- незаконная эксплуатация промышленных объектов;
- использование отходов потенциальной химической и ядерной опасности в крупных строительных проектах, создающих угрозу водам Черного моря;
- реализация крупных инфраструктурных проектов без надлежащей оценки экологических рисков;
- реконструкция и модернизация ядерных хранилищ советской эпохи.
Новые инфраструктурные проекты, такие как строительство так называемого Керченского моста и автодороги «Таврида», оставили чрезмерный экологический след в их непосредственной близости. Во-первых, мост повлиял на естественный сток вод между Азовским и Черным морями, экологические последствия которого еще предстоит оценить. В ходе строительства трассы «Таврида» были вырублены миллионы деревьев и кустарников, что нанесло огромный ущерб нежной крымской фауне.
Оккупационные власти используют пески, загрязненные токсичными радиоактивными отходами металлургического завода под Керчью, что представляет опасность для окружающей среды не только в Крыму, но и в более широком Черноморском регионе. Этот вопрос, безусловно, заслуживает тщательного рассмотрения международным сообществом.
Украина рассматривает возможность создания инвестиционного фонда для регионов, расположенных вдоль административной линии с Крымом. Задачей фонда будет смягчение социально-экономического ущерба, причиненного оккупацией Крыма, сохранение связей с гражданами Украины на оккупированных территориях, содействие развитию экономической и социальной инфраструктуры общин регионов вдоль административной линии, удовлетворение потребностей вынужденных переселенцев, развитие зеленой экономики и создание модельной основы для будущей реинтеграции Крыма. Это будет включать инвестиции в:
- социальная инфраструктура (развитие медицинских учреждений, административных услуг, жилья для вынужденных переселенцев);
- культурные и образовательные потребности;
- туристическая инфраструктура;
- транспортная инфраструктура;
- проекты по развитию зеленой экономики.
Синергия правительств, парламентов и гражданского общества
Платформа «Крым» нацелена на гибкое объединение под своей эгидой тематических мероприятий и инициатив по крымской проблеме в рамках международных организаций, других международных правительственных и неправительственных форумов.
Предполагается, что деятельность Платформы будет осуществляться на всех уровнях:
— Главы государств и правительств;
— Министры иностранных дел;
— Члены парламентов;
— эксперты.
Для координации деятельности Платформы на специальной основе будет заседать политический/координационный комитет, состоящий из представителей дипломатических миссий / посольств государств-участников / организаций в Киеве и возглавляемый МИД Украины.
При условии согласия государств-участников могут быть созданы дополнительные рабочие группы по практическим вопросам повестки дня Платформы. В зависимости от вопроса, в такие рабочие группы могут входить эксперты из столиц (из МИД, других государственных органов, НПО, исследовательских институтов), а также представители посольств в Киеве и МИД Украины.
Другие способы коммуникации по конкретным вопросам (например, через Специального представителя МИД Украины по санкциям) также могут быть сочтены целесообразными.
Международная экспертная сеть будет обеспечивать информационную и аналитическую поддержку деятельности Платформы и способствовать публичной осведомленности о Платформе. Сеть будет состоять из украинских и международных экспертов из организаций гражданского общества, аналитических центров, исследовательских центров, академических институтов, занимающихся крымским досье.
Экспертная сеть будет организовывать тематические конференции, готовить и публиковать доклады, предлагать рекомендации по конкретным аспектам работы Платформы.
Первый саммит, который планируется провести в Киеве 23 августа 2021 года, запустит платформу «Крым» и примет Хартию, в которой будет изложено видение дальнейшей консолидации крымской политики.
[:]