АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Мариям Маркова. Утилитарный вопрос казахского автопрома

     39f3943365f8ff6503c767f88f680bd1_XLПравительство Казахстана намерено   ввести плату за утилизацию отходов продукции, в том числе автотранспортных средств. Кроме экологического аспекта, таким способом будет решен вопрос повышения конкурентоспособности отечественного автопрома.

    Автомобильную промышленность можно назвать детищем ФИИР и Таможенного союза (ТС). Если госпрограмма создала условия для развития это абсолютно новой для страны отрасли, то интеграция открыла для нее рынок ёмкостью около 180 млн человек. Очень важно, что в мировом автомобилестроении достигается одна из самых высоких норм добавленной стоимости — до 300%. 

    Локализационный успех

     Особая роль автопрома для страны обусловлена большим мультипликативным эффектом отрасли, по сути пока это локомотив программы ФИИР.  Во-вторых, автопром способствует приходу в страну инновационных технологий, иностранных инвестиций, повышает занятость населения —   с учетом смежников, это примерно 100 тысяч постоянных рабочих мест.

     По данным статистики, в 2010 году в РК было произведено автомашин на 15,75 млрд тенге, а в 2014   на 187,7 млрд или рост в 12 раз всего за 4 года. Однако, в связи с тем, что доля казахстанского содержания пока невелика, говорить о высокой рентабельности отрасли пока рановато.

      Исключительно важным шагом является производство автомобильных компонентов в Казахстане с достижением локализации до 50%. Напомним, для беспошлинного ввоза автомобилей в страны СНГ необходимо чтобы степень местной локализации превышал 50%, и этот рубеж планируется достичь уже к 2018 году.   Так, АО «АгромашХолдинг» намерен запустить производство собственной модели автомобиля на заемной платформе и созданию дополнительных инноваций в этой сфере. 

скачанные файлы (2)

     А пока в Казахстане при реализации крупных инвестиционных проектов в автомобилестроении предлагается освободить от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) импортные автокомпоненты. Об этом сообщил в ходе презентации законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики» министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев. Снижение себестоимости производства безусловно повысит привлекательность отечественных автомобилей.

Симметричный ответ

     Очень существенный момент, который позволит повысить конкурентоспособность казахстанских авто на внутреннем и внешних рынках.

Как была сказано выше, в нашей стране предлагается ввести механизм утилизационного сбора или платы за утилизацию отходов продукции, в том числе автомобилей.

     Это проблема давно обсуждалась, и связана, главным образом, с тем, что в РФ со всех ввозимых транспортных средств взимается утилизационный сбор, который играет двойную роль. Как отметил министр, «во-первых, он компенсирует снижение импортных пошлин, связанных с обязательством перед ВТО, то есть, защищает российский рынок от импорта. Во- вторых, ограничивает ввоз автомобилей, произведенных в странах ЕАЭС, которые освобождены от уплаты таможенных пошлин. Таким образом, даже на российском рынке казахстанская продукция не может конкурировать с местным производителем».

     При этом, опять же по аналогии с Россией, для отечественных производителей предусматривается компенсация расходов, связанных с уплатой утилизационного сбора. Она будет производиться с учетом финансирования производств экологически чистых транспортных средств за счет утилизационного сбора. Очевидно, что главным образом, это пока автомобили, работающие на газе.

      Стоит отметить, что уже работает освобождение от НДС при первичной продаже автомобиля, произведенного в РК, приобретении автомобилей локального производства государственными компаниями и госорганами.      

    При этом, по мнению экспертов, самым востребованным казахстанским автомобилем в нынешних условиях будет седан по цене $12-14 тысяч.