АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Машиностроители просят наладить собственное производство металла для их нужд

12917-6-mashinostroiteli_prosy_ruЦелый ряд предложений для развития отрасли прозвучал на III форуме машиностроителей Казахстана. Среди них программа модернизации машиностроения, пересмотр условий лизинга, а также госсубсидирование закупа высокотехнологичной техники для аграриев. Также участники форума считают необходимым наладить собственное производство высококачественного металла. 

 

Проблемы и перспективы развития отечественного машиностроения в условиях новой экономической ситуации обсуждали в течение двух последних дней участники ІІІ форума машиностроителей Казахстана. Отмечалось, что падение темпов экономического роста и внешние шоки негативно сказались на развитии машиностроения Казахстана. Однако динамика роста положительная и есть все шансы благополучно пережить кризис. 
Участников форума приветствовал первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев. Он напомнил слова Президента о том, что машиностроительный комплекс Казахстана должен стать локомотивом преобразования экономики и индустриально-инновационного развития страны. За пять лет количество действующих в отрасли предприятий увеличилось в полтора раза. В их числе проекты, которые позволили производить новые конечные виды продукции, например мобильные буровые комплексы, электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы, бульдозеры и многие другие. На первом этапе в рамках Карты индустриализации по данному направлению запущено 74 проекта на сумму 212 млрд тенге. Создано более 9 тысяч постоянных рабочих мест. Стоит задача продолжить системную работу по привлечению инвестиций в отрасль и расширению сотрудничества с мировыми брендами в области машиностроения.
Депутат мажилиса Парламента РК, председатель правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев посетовал, что экономический кризис негативно сказался и на отечественном машиностроении.
– Ситуация в мировой экономике вынуждает предприятия в разы сокращать свои затраты, в том числе на закуп машиностроительной продукции. Членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе ведет к росту конкуренции на рынке, – сказал он.
Тем не менее, по его данным, в последние годы отечественное машиностроение показало хорошую динамику роста. Если сравнивать с 2001 годом, когда объем производства составлял 60 миллиардов тенге, то в 2014 году он достиг 870 миллиардов тенге, то есть вырос в 13 раз. Однако прошлый год стал для машиностроителей настоящим испытанием. 
Мейрам Пшембаев озвучил ряд предложений для развития отрасли. В частности предлагается принять программу модернизации машиностроения, в рамках которой предприятия получат возможность оснастить производство современным оборудованием и поднять производительность труда. Для проведения модернизации отрасли было предложено пересмотреть условия лизинга, а также вести государственное субсидирование части закупа высокотехнологичной техники для аграриев. 
– Краеугольным камнем дальнейшего существования машиностроения является налаживание собственного производства высококачественного металла. За 2014 год машиностроители использовали около 2 млн тонн стали. К сожалению, этот металл мы импортируем полностью, – сказал Пшембаев.
Он отметил необходимость проработать вопрос строительства электро-металлургического завода по выпуску качественных ирригируемых сталей мощностью 1 млн тонн в год. Стоимость завода может быть эквивалентна 
1 млрд долларов США. 
– Это почти столько же, сколько машиностроители Казахстана ежегодно закупают по импорту, – сказал он.
Также прозвучала инициатива создать на базе существующих бюро единое конструкторское бюро машиностроения с обязательным участием государства. 
В свою очередь Сагинтаев выразил уверенность, что отечественное машиностроение достойно перенесет кризисные явления. 
– Я согласен, что необходимо модернизировать отрасль. Программа нужна, надо будет в этом вопросе посоветоваться. Сегодня мы полностью отходим от того, чтобы плодить много государственных программ. Мы в отраслевом режиме работаем, чтобы более четко определиться. Вопрос по строительству завода нужно будет изучить, – сказал он.

Любовь АРТЫМОВИЧ,  

фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана

Литер