(в порядке дискуссии)
Все-таки хорошо, когда у мечети есть имя. Тем более если это самая большая мечеть Казахстана и всей Центральной Азии, самая красивая, величественная, главная… Великие соборные мечети мусульманского мира носят имена праведников, духовных подвижников, также набожных правителей, покровительствовавших Исламу. Так, все знают мечеть шейха Зайда, названную в честь основателя ОАЭ шейха Зайда ибн Султан аль-Нахайяна.
А если в нашей казахской и тюркской истории поискать пример правителя, равно благочестивого, как и настоящего покровителя Ислама, то им может быть только Султан Мухаммед-Узбек хан (XIVв.) – император Золотой Орды, самый великий правитель Улуса Джучи, истинный автор и архитектор величия тюрко-мусульманской державы. Современный Казахстан, тогда — Дешт-и Кипчак, был органической частью и важным регионом Золотой Орды. Поволжье, Крым, Кавказ, Дешт-и Кипчак, Хорезм были вилайетами империи. Не зря сегодня в Казахстане много говорят об Улусе Джучи, о золотоордынском наследии тюрков (к 14-ому веку собственно монгольского в империи ничего не осталось).
Великий чингизид Султан Мухаммед-Узбек хан прославился как хан-градостроитель и исламизатор. Империя в период долгого, 30-летнего его правления была буквально усеяна великолепными городами и добротными селениями (свыше 100), и в том числе цивилизационно освоен был и Дешт-и Кипчак, несмотря на довлеющий над нашим сознанием стереотип «Степь», т.к. вдоль торговых трасс возникали города, тут же и мечети, медресе, ханака.
К сожаленью, Россия буквально стерла с лица земли все города и материальное наследие Золотой Орды (почитайте татарских археологов). Поэтому великий император тюрков Султан-Узбек хан не смог оставить нам, потомкам, свои прекрасные мечети и города…Так почему же доброе и славное имя хана не увековечить в названии новой прекрасной мечети Астаны? Ведь как раз хан остался в истории Евразии как покровитель религии, мечетей, медресе?А еще как чингизид, джучид, кочевник, полководец, он любил Дешт-и Кипчак, Великую Степь…
А был Султан-Узбек хан мудр, прозорлив, а еще красив лицом и станом… Говоря по-современному, был патриотом, в меру — традиционалист, в меру — модернизатор. Уважаемый в том числе и на Руси, он дружил с Византией, с Папой Римским переписывался. Храм Мира и Согласия – мечеть Султан Мухаммед-Узбек-хана в центре многонационального Казахстана разбудила бы дух великого хана, возвысила бы нашу Родину, имидж казахского народа, Казахстана – как наследника и преемника славы евразийских государств.
Как раз самому успешному, яркому, харизматичному правителю Золотой Орды, почему-то сильно не повезло в исторической литературе. В советский период вообще не жаловали царей и ханов, политиков, кто верил в Бога и поддерживал религию. В целом было много фальсификаций и подрывной идеологической работы в духе антиисламской идеологии. Поэтому не употребляли слова «император», «принцесса», не называли великого правителя его полным официальным именем, а как бы между прочим и пренебрежительно называли «хан Узбек», как будто речь идет о некоем ординарном, сером и малозначительном «князьке-коротышке», а еще и «фанатике».
Пришло время всем признать тот факт, что расцвет Джучидской империи, международное признание и «золотой век» приходится именно на 30-летнее правление Султан Мухаммед-Узбек-хана (1312-1342). И спасибо русскому классику, востоковеду Н. Веселовскому, который до Советской власти мог написать честно о Мухаммед-Узбек хане: «это был хан замечательный, он ввел порядок в орду … В его царствование Золотая Орда достигла высшей степени своего блеска и могущества».
Исторически некорректно, а с точки зрения этики еще и несправедливо возвеличивать в Казахстане только основателей Улуг Улуса – Джучи и Бату, а имя того, кому империя была обязана своим расцветом и могуществом, кто создал прообраз позднесредневековой тюркской и казахской государственности, продолжать по инерции принижать и недооценивать из-за пресловутой исламофобии и совкового мышления. Кстати, Россия давно «реабилитировала» и канонизировала Святого Владимира – великого киевского князя, который крестил Русь, порой и «огнем и мечом».
Несмотря на реалии средневековья с его культом силы, в методах Султан Мухаммед-Узбек хана как раз преобладали цивилизованные способы государственного управления, распространения Ислама, как: дипломатия, торговля, наука, теологические диспуты. Правитель Улуса Джучи был активным сторонником цивилизации, интеграции, диалога Востока и Запада, поддерживал ученых, поэтов. Слава Богу, сейчас о мусульманстве в империи Джучидов пишут многие известные ученые, татарские, башкирские авторы, исследователи Санкт-Петербурга, Москвы, США, Европы, Японии…
А казахам сам Бог велел воздать по заслугам памяти великого Султан Мухаммед-Узбек хан, который по иронии судьбы оказался сейчас как бы никому не нужным, «неудобным», и все из-за его большой любви к Исламу! (да будет доволен им Всевышний и удостоит душу правителя Своего чудесного Рая). А еще кое-кто не могут все еще простить ему… тримуф Золотой Орды. Еще, возможно, некоторых казахов-профанов смущает имя «Узбек». На самом деле императора Золотой Орды можно и нужно называть и писать полным именем (после принятия ислама и коронации) – Султан Мухаммед-Узбек хан. Мухаммед-Узбек, через дефис.
В нашей истории бывали ханы и с именем Урус (букв. «русский», так могли назвать светловолосых детей), полное мусульманское имя которого тоже было Мухаммед-Урус. До сих пор встречаются казахские фамилии и имена «Кыргызбай», «Узбекали» и пр. А что плохого даже в раннем имени Узбек? Ведь не Узбек-хан происходит от нынешних узбеков а, наоборот, нынешние узбеки – это слабое эхо, некий этнокультурный «шлейф», тянущийся от золотоордынского Узбек-хана. Между прочим то, что именем хана вскоре стали называть весь бывший улус Джучи (Улус Узбека, позже Государство кочевых узбеков), а потом это имя «перекочевало», через перипетии истории оказалось в конце концов увековеченным в названии целого этноса и страны, т.е. Узбекистана, это тоже заставляет сильно задуматься – что это не спроста, и мы действительно имеем дело с уникальной выдающейся личностью мировой и азиатской истории. Ведь не каждому дано так невольно увековечиться и остаться в имени целой страны, нации; это знак свыше… Хотя трансформированное в этноним языческое имя, и настоящее полное имя царя – не одно и то же. Тюркский император, повторяем, после обращения в Ислам, взял имя Мухамед, а Узбек стало вторым. Вообще, имя не важно, важна суть дела. Даже если бы его звали Кошкарбай, мы обязаны чтить великого хана и повторять его имя.
И, конечно, вовсе не обязательно для уважения со стороны Казахстана, чтобы Султан Мухамед-хан был буквально казахом, ведь и Культегин не был казахом, а главный университет в столице носит даже имя русского евразийца Льва Гумилева? Бесспорно, казахи, если претендуют на статус исторического наследника славы кочевников Дешт-и Кипчака, обязаны помнить и особо чтить чингизида, хана Султан Мухаммед-Узбек хана.
Поэтому если когда-нибудь в Казахстане решат дать имя Центральной соборной мечети Астаны (открытой летом 2022 г.), то будет уместно и справедливо, памятуя казахскую поговорку «Дін Өзбектен қалған» (из шежіре, записанном Шакаримом), дать этому прекрасному храму имя великого хана – покровителя Ислама, к тому же обеспечившего геополитический прорыв тюркской Золотой Орды. Как раз этому аруаху как набожному мусульманину больше подходит увековечение в названии Мечети, а не бронзовой скульптуре, портретах.
Назира Нуртазина,
доктор исторических наук