АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Мегапроекты, которые так и не смогли построить в Казахстане

Ох и любим мы понты! И ежели чего строим – то с размахом, чтоб потомки гордились, особенно стараются чиновники, которые хотят оставить после себя какую-то память на наши с вами деньги, пишет Караван.

Правда, грандиозные затеи частенько заканчиваются пшиком.

Музей Мира и спора

В Семее примером спорных сооружений можно назвать будущий музей Мира.

На мемориальной площади острова Полковничий, где расположены мемориал “Сильнее смерти” и стела Мира, решили возвести еще один объект – музей Мира.

Объявили, что сюда будут привозить международные делегации, приезжающие на антиядерные форумы в Семей.

Общественность приняла проект неоднозначно. Движение “Поколение” посчитало цинизмом тратить столь огромные деньги на музей, когда в городе есть множество других проблем.

Ветераны-строители выяснили, что идентичное сооружение уже есть в Биробиджане, где недавно была установлена стела в виде шара в руках. Да и участок под строительство регулярно затапливается Иртышом.

Музеи нужны для истории и будущего. Коммунальные проблемы в городе временны, завтра будут исчерпаны. Мы же должны что-то оставить для будущего поколения!

Но все споры были прекращены волевым решением акимов города и области.

– Музеи нужны для истории и будущего, – заявил тогда глава ВКО Бердыбек Сапарбаев. – Коммунальные проблемы в городе временны, завтра будут исчерпаны. Мы же должны что-то оставить для будущего поколения!

В итоге началось строительство. Но нынешней весной все это затопило. Иртыш подмочил не только металлические конструкции, рискующие быстро проржаветь, но и помпезно-представительскую репутацию миллиардного проекта.

Халтура из бетона и бронзы

Пару лет назад в Петропавловске разразился настоящий архитектурный скандал: городской парк культуры и отдыха “украсили” 34 неопознаваемые скульптуры из бетона и бронзы.

Когда-то давно одной из главных достопримечательностей областного центра считалась аллея с бетонными изваяниями всемирно известных писателей. В лихие 90-е классики литературы загадочно исчезли.

Долгие годы старожилы Петропавловска требовали от чиновников вернуть историю на место. И власти услышали этот зов.

Но… получилось, как всегда. Свежие скульптурные изображения не имели никакого сходства со своими прототипами, отсутствовали и таблички с их фамилиями

Но… получилось, как всегда. Свежие скульптурные изображения не имели никакого сходства со своими прототипами, отсутствовали и таблички с их фамилиями.

Более того, на три десятка деятелей русско-советско-казахской литературы надели сюртуки одинакового фасона и обувь невменяемого размера. Не пожалел автор даже даму – Анну Ахматову, когда-то считавшуюся иконой стиля богемного Петербурга.

“Подарок” горожанам оказался невероятно дорогущей халтурой, как выражались пару лет назад местные газеты. После массового возмущения власти принялись исправлять ситуацию. От 34 скульптур осталось 20 – более или менее удачных. Их перекрасили в другой цвет, повесили таблички с именами.

На этом все и улеглось. Теперь об этом инциденте в управлениях культуры, архитектуры и градостроительства и вспоминать не хотят.

Памятники бесхозяйственности

Вот что отличает Карагандинский регион – так это масштабность. То ли звание “индустриального сердца страны” обязывает, то ли руководители соответствующие попадаются. Даже деньги на ветер выкидывают широко.

Памятников чиновничьей бесхозяйственности в Караганде столько, что впору список составлять. Например, авиазавод по выпуску сельскохозяйственных самолетов, на который было потрачено более двух миллиардов тенге. Часть – по программе “Дорожная карта бизнеса-2020”, остальное в кредит дал холдинг “КазАгро”. Открыл завод Президент страны в ноябре 2011 года.

Руководство компании торжественно пообещало главе государства, что через год над полями страны будут парить отечественные самолеты “Фермер-2” и “Фермер-500”.

Однако подходит к концу май 2013-го, а над полями парят лишь обещания руководства авиазавода.

А вот в Темиртау в декабре прошлого года появился невиданный фонтан стоимостью… миллион долларов!

Памятник чиновничьей бесхозяйственности украшает площадь перед местным акиматом, на которой уже до этого красовались два фонтана.

За еврокозлов никто не ответил

Еще в бытность акимом области Бактыкожи Измухамбетова решено было построить ферму по производству козьего молока.

Им хотели обеспечить всю область. Причем козы должны были быть не простыми, а швейцарскими, которые дают много молока и мало едят.

Стоимость проекта оценивалась в 400 миллионов тенге. Но у инвесторов, похоже, не хватило денег, и проект заморозился

Стоимость проекта оценивалась в 400 миллионов тенге. Но у инвесторов, похоже, не хватило денег, и проект заморозился.

С тех пор прошло почти четыре года. В степи некоторое время красовался большой сарай, где должны были содержать еврокоз, но сейчас он пребывает в запустении. Чиновники про этот проект стараются не вспоминать.

Бесполезным сооружением уральцы также считают строящийся мост через реку Чаган в городском парке. Его уже назвали “мостом в никуда”.

По проекту мост должен соединять два берега реки. Но дело в том, что на другом берегу, кроме леса, ничего и нет – ни сооружений каких-то, ни мест отдыха. И тем не менее мост обещают сдать уже в 2013 году.

Полмиллиарда на забор

В Восточном Казахстане около 600 “лимонов”, выделенных из бюджета на зоны развития бизнеса, растворились вместе с самими зонами.

Идею бизнес-зон презентовали шесть лет назад. Власти заверили: предприниматели получат идеальные условия для открытия своего дела – свет, воду, дороги, офис…

Идею бизнес-зон презентовали шесть лет назад. Власти заверили: предприниматели получат идеальные условия для открытия своего дела – свет, воду, дороги, офис…

В акимате даже отобрали по конкурсу самые перспективные проекты. В Усть-Каменогорске под идею отвели три земельных участка, в Семее – один.

За 2007–2008 годы на счет специально созданного государством АО из бюджета перечислили около 600 миллионов тенге. Что же в итоге?

Единственная площадка, где есть дорога, – это административный корпус бизнес-зоны в Семее. А вот готовых производств нет. Этот момент, по словам чиновников, в процессе.

В Усть-Камено-горске помпезная замануха для бизнесменов и вовсе вылилась в пшик. По информации областного управления предпринимательства, 267 “лимонов” потратили на проектную документацию.

Строительство началось и закончилось одним бетонным забором.

Сейчас в акимате о бизнес-зонах стараются не вспоминать. Все заявки предпринимателей на размещение производств отозваны. Огромные деньги, получается, просто зарыли в землю.

Метро статистикой не измеришь

В Алматы все должно быть самое… Ведь мы живем в самом большом городе страны. Самом красивом. Самом богатом.

Само собой, что и самое бесполезное сооружение должно находиться в Алматы. Причем оно должно быть самым дорогим.

Мы долго думали, какому же сооружению отдать пальму первенства. И решили: разумеется, это Алматинское метро!

Судите сами. В городе только официально проживают 1,4 миллиона человек. Алматинцы вынуждены стоять в пробках минимум по 2 часа в сутки. Потери – миллиардные. И вот в 2011 году наконец построили метро. Протяженность одной линии – всего 8,5 километра, и состоит она из семи станций.

Пассажир метро передвигается с одной стороны центра города в другую сторону – того же центра. Да и станции расположены где придется и как-то очень часто.

А основные клиенты метро – жители спальных районов – так и катаются в переполненных автобусах.

Об этом феномене Алматинского метро говорит и статистика. Если общий пассажиропоток Алматы в год составляет больше 320 миллионов, то метро за первый год работы перевезло 6 миллионов человек.

Получается, ежедневно пользуются метро всего полтора процента населения города. Не сравнение, а сплошная статистическая погрешность. Зато все это великолепие стоило бюджету почти 166 миллиардов тенге.

Источник: Караван