АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Мысли вслух. Возвращаясь к теме голодомора в Казахстане[:]

[:ru]

 

Вчера на интернет сайте «bugin.kz» вышло интервью с известным казахским историком Таласом Омарбековым под названием «Сталин қазақ деген халықты қырмақ болды деген көзқарас – қате көзқарас» — «То, что Сталин хотел уничтожить казахский народ — это ошибочный взгляд».

В этом интервью Омарбеков говорит: «Қазақтың 94 пайызы ауылда тұрып, негізінен мал шаруашылығымен айналысты. Алты пайызы ғана қалада тұрған. Әрине, жартылай көшпелі аудандар да болды. Олар ептеп тары екті. Бірақ қазақтардың негізгі тамағы – ет еді. Ет дайындау науқандарында «Союзмясо», «Москвамясо» сияқты қоғамдар біздің малды сыпырып алды. Негізгі тамағын тартып алған соң, қазақтар жаппай қырғынға ұшырады.Қазақтардан етті қалай тартып алғаны жайлы Мәскеудегі Ресейдің экономикалық архивінде сақ­таулы. Біздің халықтың негізгі азығы – малын тартып ал­ғандықтан да, қазақтың дәстүрлі мал шаруашылығы күйрегендіктен аштық жаппай сипат алды. 1928 жылы қазақтың ең ірі байларын кәмпескілеген кезде, олардың малдарын тартып алған. Бұл өте күрделі мәселе». – Перевод на рус.яз. автора статьи «94 процента казахов в то время проживали в сельской местности, в основном были заняты кочевым животноводством. Только шесть процентов казахского населения тогда жили в городе. Конечно, были т. н. полукочевые районы. Главной, основной пищей казахов было мясо. Такие предприятия сталинской пищевой и мясомолочной промышленности, как «Союзмясо» и «Москвамясо», полностью за счет скота Казахстана загружали свои мощности по производству мяса. Когда скот во время коллективизации был изъят, то казахи страшно пострадали от этого, поскольку продукты животноводства были их основной пищей. Таким образом, основным продуктом питания нашего народа являлась мясная пища и конфискация скота и отправка его на предприятия «Союзмясо» и «Москвамясо» привело к страшному голоду и гибели большей части казахского народа в 1929-1933 гг. В 1928 г. были проведена конфискация крупных байских хозяйств. Это очень сложная проблема».

После этого, извините, не надо семь пядей в лбу, чтобы не понять, что вся эта сталинская коллективизация была заранее задумана и потом осуществлена, чтобы большую часть казахского населения путем голода просто уничтожить. Ведь, отбирая скот у казахов, было ясно, что это верная гибель и смерть миллионов людей, 94 % которого жило за счет кочевого или полукочевого животноводства, где главные и основные пищевые продукты – это мясо и молоко.

Но уважаемый Т.Омарбеков делает следующий вывод: «Біздегі үлкен қателік қазақтың жазушы-ақындары, журналистері де аштықты айтуға құмар. Олар, өкінішке қарай, біздің зерттеулерді оқымайды. Менің 1997 жылы шыққан «Қазақтың қасіреті» деген кітабым бар, соның соңғы бөлімінде ашаршылыққа демографиялық талдау жасалған. Сол талдауларды, өзіміздің тарихшыларды оқыса көздері жетеді, бұл жалпы қазақты қыру үшін жасалған саясат емес. Бүкіл елде орын алған саясат. Сталин қазақты қырмақ болды деген көзқарас – қате көзқарас. Біз онда тарихты бұрмалап кетеміз. Өйткені Сталин қазақ деген халықты менсінген жоқ. Бұл малдың артында жүрген жабайы халық деп қарады. Мал бұларда өте көп деп қарады. Геноцид мәселесіне келетін болсақ, қазақ деген халықты артта қалған, дамымай қалған халық деп санағандықтан, оны елеулі ұлт, халық деп қарамағандықтан Сталинге оны құрту түкке де керек болмады». – наш перевод такой — «Большая ошибка в том, что казахские писатели и журналисты увлечены темой голодомора. Они, к сожалению, не читают наши исследования. В моей книге, вышедшей в 1997 году, «Казахская трагедия» в ее последней части был дан демографический анализ в период голода. Этого достаточно, чтобы понять, что это не было специальной политикой массового убийства казахского народа. То, что Сталин хотел уничтожить казахский народ — это ошибочный взгляд. Мы искажаем историю там. Потому что Сталин относился к казахам, как отсталым людям, как к народу, который живет за счет животноводства и сильно отстал от развития тогдашних современных народов. Что касается проблемы геноцида, то из-за того, что казахский народ Сталин считал слаборазвитым, он и не рассматривал его как нацию, поэтому Сталину не надо было его уничтожать».

В одной из своих статей «Еще раз о сталинской коллективизации и ее последствиях, будь она проклята во веки веков!» /https://www.altyn-orda.kz/eshhe-raz-o-stalinskoj-kollektivizatsii-i-ee-posledstviyah-bud-ona-proklyata-vo-veki-vekov/ я уже дал развернутую характеристику и оценку этим трагическим и страшным страницам нашей общей советский истории.

Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15-м съезде партии в 1927 г. Причинами коллективизации стали, прежде всего: 1. — необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны; 2. — и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов. 
Социально-экономическая и политическая обстановка к началу 1928 г. серьезно осложнилась и требовала к себе взвешенного подхода к решению назревших проблем, но сталинская группа, которая только что добилась большинства в политическом руководстве, не проявила государственной мудрости в решении социальных вопросов и особенно к крестьянству.

На места последовали подписанные И. В. Сталиным директивы с угрозами, в первую очередь по адресу партийных руководителей с требованием «поднять на ноги партийные организации…», «усилить борьбу с кулацкой опасностью». Таким языком с партийными работниками и организациями ЦК не вел разговор со времен гражданской войны. 
Сильнейший удар по казахскому хозяйству нанесла политика насильственного перевода скотоводов-кочевников и полукочевников на оседлость, хотя кочевое хозяйство еще не исчерпало свой экономический потенциал и оставалось во многом целесообразной системой в условиях Казахстана. Тем не менее, силовая политика по оседанию, а вслед за оседанием — по вовлечению их в колхозы была проведена в кратчайшие сроки. К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. На 1 января 1933 г. край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, насчитывал всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации. Через архивные данные я раскрыл всю жестокость и бесчеловечность сталинской политики, когда рушились многовековые национальные устои, менталитет казахского и других народов бывшего СССР и формировался так называемый гомо советикус или совок. Он был просто винтиком, рабом всей советской государственно-экономической системы, который не имел никаких стимулов в своей работе, что и привело к кризису всей советской системы в середине 80-х годов 20 века и его сельского хозяйства, да и всей экономики в целом. На примере статьи «Некоторые моменты коллективизации в Актюбинской области» наглядно видна вся преступная сущность сталинского режима и его политики во всех областях человеческого общества в СССР, Казахстане и Актюбинской области в конце 20 – начале 30 гг. 20 века.  В мировой науке этим вопросом так или иначе занимались видные американские ученые-историки и советологи как Роберт Конквест, Марта Олкот и др. В Казахстане об этом впервые заявили такие известные ученые-историки Казахстана как Манаш Козыбаев, Жулдызбек Абылхожин, Макаш Татимов, которые в 1989 году опубликовали в главном историческом журнале СССР – «Вопросы истории» статью под названием «Казахстанская трагедия». 
Я на основе архивных данных по Актюбинской области попытался путем анализа, систематизации и в хронологически-историческом порядке показать всю суть сталинской чудовищной и античеловеческой политики коллективизации и уничтожения такого слоя людей, которые являлись прежде всего генофондом любой нации СССР, Казахстана и Актюбинской области, трудовой, морально-нравственной и просто человеческой основой.
Комиссия, созданная в 1992 г. при Президиуме Верховного Совета Республики Казахстан, провела большую работу исследованию обстоятельств и причин голода. Опубликованы многочисленные исследования на русском и казахском языках. В столице Казахстана Астане в июне 2012 г. открыт памятник жертвам массового голода в связи с 80-летием трагедии. Как указывают представители власти, вследствие голода, а также от различных заразных заболеваний в 1930-е гг. погибло 2580000 казахов, 800 тысяч эмигрировали в другие страны. Из проживавших в республике представителей других народов от голода умерли 11% украинцев, 6% русских, 8% узбеков, 13% уйгуров, 10% татар, 11% немцев. 
Между тем, не менее трагичным был голод начала 1920-х гг., когда, по данным известного казахстанского демографа А.Н. Алексеенко, потери казахского населения составили 414 тыс. чел. (18,5% титульного этноса), а поголовья скота – на 46,5%. А.Мамырханова указывает, что всего в 1921-1922 гг. население республики сократилось на 876201 чел. Демограф М.Б. Татимов подсчитал, что со времени восстания 1916 г. вплоть до окончания массового голода в 1922 г. погибло 850 тыс. казахов и 200 тыс. бежало за пределы родины. Основными причинами этого голода в 5 губерниях республики, охватившего более 2,3 млн. чел., называются экономические, природно-климатические и политические. 
Алексеенко на основе собственных достаточно убедительных исследований доказывает: с учетом всех возможных поправок потери казахского населения составили 1840 тыс. человек или 47,3% от численности этноса в 1930 г. Американский специалист по Казахстану М.Б. Олкотт, считающая, что голод унес от трети до половины казахов: «Бремя ответственности за реализацию политики коллективизации и последующий голод должно быть распределено среди многих из тех, кто служил большевистской партии, с самого высокого уровня до самого низкого. Все они в той или иной степени продолжали проводить политику, которая, как им было известно, приводила к значительным человеческим потерям от голода».

На Международной научной конференции «Голод в Казахстане: трагедия народа и уроки истории», прошедшей в Астане 31 мая и 1 июня 2012 г., директор Института истории государства Комитета науки МОН РК Б. Аяган отметил, что численность казахов в республике в 1926 г. составляла 3 628 000 чел. Следующая перепись 1939 года показала, что народ потерял 1 300 000 чел., т.е. около 36% всей численности. 

По подсчетам ученых, с 1929 по 1931 гг. в Казахстане произошли 372 восстания, в которых участвовали более 80 тыс.чел. Голод продолжался примерно до 1938-1939 гг. — получения нового урожая и установления спокойствия в степи. Часть казахов, перекочевавших в Россию, тогда вернулись на родину. 

Б.Аяган заявил: «Масштабы трагедии были столь чудовищны, что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить ее как проявление политики геноцида. Такая констатация вытекает из строгих норм международного права, зафиксированных в Международной конвенции “О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него».  В коллективной монографии «Правда о голоде 1932-1933 годов» подчеркивается, что «Великий голод 30-х гг. в Казахстане действительно предстает как величайшая народная трагедия и национальная катастрофа, невиданная прежде в истории казахского народа и других народов Казахстана», когда с 1926 по 1939 гг. численность казахов уменьшилась на 36% (1300 тыс. чел.), что явилось «результатом политики, привнесенной извне». В заключении отмечено также, что, как и голод на Украине, Великий Голод в Казахстана признан геноцидом многими странами официально, включая США, Канаду, Австралию, большинство стран Латинской Америки и Восточной Европы. Взято http://l.120-bal.ru/istoriya/23851/index.html.

И последнее то, что якобы Сталин не ставил цель уничтожить путем голода через свою жестокую и беспощадную коллективизацию казахов, поскольку те тогда были слаборазвитым народом и т.д., т.е. никакой угрозы ни для Сталина, ни для его личной власти, а также для Советского государства не представляли, то – это грубая ошибка для человека, изучающего историю и исторический процесс, а ведь они изучаются комплексно и всесторонне.

Почему? Вчера и сегодня это отсталый и слаборазвитый народ, но через определённое время может стать сначала среднеразвитым, а потом и высокоразвитым и сильно развитым во всех отношениях народом, нацией и государством.

Пример многих народов показывает, что сегодня они впереди планеты всей, но через какое-то время появляются новые сильные лидеры-народы и т.д. А те, кто были когда-то впереди, либо отстали, либо совсем исчезли. Думаю, примеров приводить не надо.

Именно коллективизация, а затем последовавший голод в Казахстане, в Украине и т.д., а потом сталинские политические репрессии в 1937-1938 гг., не дали нашим народам уже во второй половине ХХ века стать независимыми и самостоятельными государствами и народами.

Именно у этих двух народов в начале ХХ века была своя полноценная передовая, высокообразованная национально-патриотическая интеллигенция и свои национально-демократические политические партии, в нашем случае, партия Алаш, которая в лихую годину гражданской войны в 1918-1920 гг. сумела по возможности от всяческих бед оградить свой родной народ.

Именно она началась переустройством Казахстана в 1920-1937 гг., но когда Сталин и его окружение поняли, что они не будут послушными и безмолвными, извините за выражение, «баранами», то их по всяким надуманным и просто диким наветам: — немецко-фашистский, японский шпион или шпион капиталистических разведок, хотел убить Сталина и его соратников путем заговора и прочее, были уничтожены. Уничтожены вместе со своими детьми, прямыми родными и близкими. И наконец, вся политика СССР в 1950-1980 гг. в Казахстане, которая привела к декабрьским выступлениям казахской молодежи в Алматы.

Все это и показывает, и доказывает, что Сталин, чтобы усидеть на кремлевском троне, проводил имперскую, великодержавную политику как внешнюю, так внутреннюю. Ему было начхать на голод, на те страшные страдания людей того времени, тем более слаборазвитых и отсталых по его мнению.

 

Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук,  доцент Казахско-Русского Международного Университета.

Новости Казахстана. Алтынорда.

 

 

 

[:]