АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

На незаконную стоянку нет управы

По словам работников департамента внутренних дел Алматы, на сегодняшний день, в городе, зарегистрировано 525 311 автомобилей. Помимо этого, транзитом в городе проезжает более 100 тысяч машин. Прибавьте к этому еще машины, приезжающие в Алматы по разным делам из Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. Из этого следует, что сейчас по улицам города ездит около 700 тысяч машин. Водители, автомобилями заполоняют все автостоянки рядом со своим рабочим местом. Теперь представьте себе, если на «Зеленый базар» приедет примерно тысяча машин, то дневной заработок «парковщика», даже при сборе с каждой машины по 200-300 тенге, составит более 200 тысяч. А таких крупных торговых центров в городе не мало. Из этого заработка 50 процентов приходится на самого «парковщика», а остальные 50 процентов отдается так называемой «крыше». Следовательно, огромные деньги находятся в незаконном обороте.

Под надзором предприятия «Алматы паркинг» состоят 112 автостоянок. Если 30 из них дневные автостоянки, то 78 ночные. К примеру, в Ауэзовском районе работает 17 автостоянок, в Алмалинском – 54, в Бостандыкском – 8, в Жетысуйском – 7, в Медеуском – 20 и в Турксибском – 6. А количество незаконных автостоянок на улице с уверенностью назвать не сможет никто. Такие стоянки не только занимаются незаконным сбором денег, но вдобавок становятся причиной многих пробок. Порой они ставят машины на край дороги, а иногда закрывают вторую линию. Ко всему прочему, на пересечении улиц Алишера Навои и Аль-Фараби на одной полосе дороги автобусы устраивают стоянку. А ведь в законе «Об автомобильных дорогах» сказано, что «Автомобильная дорога – это комплексное инженерное строение. Она предназначена для езды автомобилей». Значит, по закону дорога предназначена не для стоянок, а для езды. Тогда почему закон не работает? Кто должен за этим следить?

Ерболат, водитель:

– В городе и без того много машин, так еще и вдоль улиц устроили сплошные стоянки. Не знаешь даже, какие из них законные, а какие нет. Где бы ни остановился, везде просят деньги. Разве улица не общая? Машины, припаркованные под светофором, создают помехи при езде. И без того узкие улицы становятся совсем узкими. И почему местные органы, зная о таких проблемах, ничего не предпринимают? Кто дал право устраивать на всех улицах стоянку? И как это можно запретить?

Карибай Тасшабаев, юрист:

– Сборщиков незаконных денег на автостоянках можно пресечь. Но сейчас нет никого, кто бы следил за этим. Во-первых, у работников автостоянок должна быть специальная одежда, во-вторых, деньги за стоянку они берут, а чек или талон не дают. В-третьих, самое серьезное то, что они никогда не отвечают за вред, нанесенный машине. Поэтому, учреждениям, занимающимся стоянками, нужно  повышать гражданскую ответственность. Начиная с городского акимата, пусть органы прокуратуры поставят им требование выдавать талоны, повышать ответственность, оплатой штрафа владельцу автомобиля, в случае нанесения вреда машине. Только тогда их работа будет законной.

Акан Жиенбаев, юрист государственного коммунального предприятия «Алматы паркинг»:

– Сейчас в учреждении «Алматы паркинг» числится 246 работников. Заработанная плата, в соответствии с трудовым договором, выдается им вовремя. Здесь прокуратура проверила нас полностью. И проблем в этой области обнаружено не было. По закону все налоги мы оплачиваем во время, в том числе и в пенсионный фонд. Были случаи, когда органы прокуратуры выявляли незаконное использование названия нашего учреждения, да еще и с нашей спецодеждой. Кстати, хочу предупредить, что, теперь, мы не стоим на «Барахолке». А кто там занимается сбором денег, мы не в курсе. И проверять этот вопрос не в нашей компетенции. Этим должны заняться специальные правоохранительные органы.

Итак, вопрос стоянок превращается в социальную и экономическую проблему, которая законными и незаконными путями, обкрадывает людей, создает пробки, из-за которых люди вовремя не могут добраться до места назначения и опаздывают на работу. Поэтому вопрос со стоянками надо привести в порядок, сформировав его в единую систему. В свою очередь, доктор экономических наук Атамурат Шаменов говорит что, «крупные торговые центры или места, где собирается много народа, должны создавать свои автостоянки. Но плату за стоянку они брать не должны. Ведь для привлечения клиентов, они должны создать благоприятные условия». Тем временем, торговля, рядом с «Барахолкой» и «Зеленым базаром», перекинулась на дорогу. И теперь эти места нужно расширять, чтобы создать автостоянку. Конечно, если найдется такой инициативный человек!

Автор: Серик Жумабаев