Национальная идентичность, довольно хорошо описана марксистским наследием от раннего Маркса до Ленина, Сталина, до позднего Брежнева и Горбачева. Концепция национальной идентичности не только противоречива, но и во многом необъективна и не совсем отвечает на вопросы связанные с определением нации как идентичности. Наш первый тезис: нация всегда субъектна. Если она слишком долго объектна, то она теряет свойства субъектности и на каком- то этапе полностью теряет собственную субъектность не только не борется за право на эту субъектность, но начинает тяготиться и даже гордится самореализации в чужой субъектности, таковое мы наблюдаем у части российских татар, российских украинцев и мордвы. Нежелание самореализоваться в собственной этничности или самореализацию в чужой ипостаси. Белорусская нация по крайней мере в современном виде как нация и как элита начинает своей субъектностью. Это не так? Хорошо если не так. Есть нации «уставшие» от своей многовековой героической истории, которые стали тихими нациями – реальные субъекты истории, но только номинальные субъекты настоящей региональной геополитики. Таковы некогда могучие ассирийцы, манчжуры, монголы, уйгуры и киргизы.
Способность к мобилизации относиться к нации и к её элите. Если нация не хочет или не может или не считает нужным мобилизацию за отстаивание своих интересов, то это уже не нация. Это может быть пред-нация или пост-нация. Что может быть предметом и приоритетом мобилизации. Таким приоритетом может быть территориальная целостность. Казахи много веков воевали с Джунгарией, Узбекским ханством, Туркменами, Китаем за свои территории и отстояли её размером в пять территорий Франции. Такой задачей является национально-освободительное движение за национальную независимость. Считается, что казахи в общей сложности подняли около 300 восстаний против колониального ига России. Иногда нации нужно вытерпеть и снести колониальное унижение и даже пойти на службу метрополии, обеспечить успех и не попасть под истребление, чтобы выйти из ситуации более сильной. Казахи как нация не послушались своих пастырей буржуазных националистов «Алаш орды», агитировавших не подниматься на восстание в 1916 году, а пошли за родовыми вождями- аксакалами и были истребляемы и были разбиты при весьма неблагоприятных условиях. У народа не хватило выдержки стерпеть унижения, а у элиты степени влияния. Зато казахи успешно выдержали тяжелые 1990-е. Где-то сельские жители перешли на каши из отрубей. В то время как аульное начальство извело скот в своих интересах. Уже тогда казахи видели несправедливую приватизацию, не решение вопросов с реализацией статуса государственного языка. Шоковая терапия социальных и экономических реформ не вызвала общеказахского бунта против казахской власти. Это и есть национальное многотерпение – мобилизация во имя будущего, обеспечение сакральности власти, даже если очевидно, что они, власть, –негодяи. Другой пример: национально бесперспективное сопротивление индейцев США. Всякое затягивание конфликта индейцев приводило к их истреблению под мощью совсем неравных сил.
Национальное наследие. Наличие того, что называется «heritage».Это не только язык. Предания старины далекой, но и происхождение и религия. Это казахское традиционное жилье – юрта и казахский небоскреб в Астане. То, что в англоязычной научной литературе и называют tangible and intangible heritage. Я был удивлен, что англо-саксы и современные немцы подразумевали под ними совсем разные вещи-конкретное происхождение человека и его конкретной семьи то, что казахи назвали бы шежiре. Таким образом , heritage вполне корректно и более определенно, чем общность психического склада, язык, ближе стоит определение «культура».
Территория и язык как черты нации совсем неопределенны. Долго обходились без национальной территории евреи, совсем маленькая территория у армян, ассирийцы не выделены в автономию.
Существуют спящие нации. В Индии живут мале-элам. Их около 100 млн.Они имеют свой штат-state в составе Индии, свой язык на котором говорит около 100% этого народа. Они учатся на своем языке. Они имеют свой heritage. Но субъектность у них слабо выражена. Это «спящие нации». Они проснутся в один год и разбудят друг друга. А пока они накапливают свою энергию. В Российской Федерации это якуты, тувинцы, буряты.
Для арабов — ислам национальная религия, ставшая мировой религией. Казахи и узбеки — сунниты и оба этноса- ханифиты. В истории казахского государства, пожалуй, больше всех казахи воевали с узбеками. Тем не менее самые близкие к казахам это узбеки. По крайней мере, исторически.
Тезис о том, что для арабов — ислам национальная религия, ставшая мировой религией. Классическим народом, имеющим национальную монотеистическую религию являются евреи, для которых иудаизм был и есть национальная религия. Для чеченцев национальная религия суфистская секта кадрия с громким зикром и танцами по кругу. У чеченцев подобие национальной религии. Все остальной для них ваххабизм и салафизм или разновидность фундаментального ислама. Чеченцы защищают свою национальную религию с оружием. Казахи тоже превращают свой ислам в национальную религию, называя её традиционным исламом. Кстати, последняя установка по традиционному исламу: одна – нация, одна религия. Установка духовного управления мусульман на союз с властью подтверждает факт осознания казахского ислама частью мирового ислама. В Казахстане не разрешены откровенно национальные мечети для этнических меньшинств. Получается, что могут быть в казахской мечети служители иной национальности, но не может быть дунганской, узбекской мечети в принципе. Эта установка без сомнений означает переход казахов на национальную религию, одновременно мы видим момент стремления к унификации мусульманской уммы, как попытку конфессиональной ассимиляции. Исторически у казахов ислам имел национальную окраску. Казахские ханы задолго до современной политики управления казахских мусульман придавали традиционному исламу национальный смысл. Стремление к духовному национальному строительству на основе единой национальной идеи — установка более очевидная, чем установки идеологов «Нуротана».
Разновидности национализма. Национализм начинается с защиты heritage и заканчивается созданием государства. С момента завершения национального строительства заканчивается национализм. Я давно перестал быть националистом. Это произошло после провозглашения закона о государственном суверенитете. Я – государственник, к счастью. Честно говоря, задачи национальной модернизации, ради которой строилось национальное государство вместе с гражданским обществом, еще не решены. Итак, разновидности национализма: футбольно-крикетный национализм. Одно из проявлений русского национализма — фанатский национализм. Русский фанатский национализм имел ряд стычек с российскими полицейскими. Футбольные фанаты рекрутируют уличных националистов в России. Крикетный национализм в Индии, Пакистане и ряде стран назван так в связи с распространением в этих странах игры — крикета.
Лингвистический национализм защищается национальной интеллигенцией и национальными интеллектуалами. Если футбольный национализм не наблюдался у казахов, то у казахов проявился лингвистический и конфессиональный национализм. Казахские буржуазные националисты будировали вопросы языка, делопроизводства, свободного функционирования ислама и закончили формированием военных частей и вооруженным сопротивлением колониальному режиму, но потерпели поражение. Алаш-ордынцы предполагали строительство национального государства. Религиозный национализм тщательно избегаемая тема в нашей стране. Да казахи выдвигали конфессиональные лозунги. Часто лидерами повстанцев и идеологическими вдохновителями выступали муллы. Стремление показать казахов атеистическим этносом, как и стремление показать их безнадежными шаманистами, неверно.
Борьба казахских националистов за лингвистические приоритеты может закончится, если будут решены вопросы реализации государственного языка де-факто. Тогда движение М.Шаханова демобилизуется. Поскольку у власти в Казахстане русофилы – казахи, больше озабоченные реализацией бизнес планов по собственному обогащению, то они будут пытаться повернуть или хотя бы восстановить ситуации с превалированием русского языка. Это будет периодически будоражить лингвонационалов.
Ресурсный национализм — распространенный вид национализма. Стремление к ресурсному национализму: завышенная ил адекватная оценка контролируемых или неконтролируемых ресурсов страны. Возможно, классическими ресурсными националистами были Чавес и Путин. Казахским ресурсным националистом является Серикжан Мамбеталин.
Homogeneity and demographic reproduction. Великолепным образцом быстрого демографического воспроизводства являются турки и русские. Турки до прихода в современную Анатолию значительно смешивались по мере приближения к территории современной Турции. Предполагаю собственно турецкий компонент был не выше 12-15%. Тем не менее, благодаря адекватной политике, удалось создать достаточно устойчивую многовековую империю. Это произошло благодаря ассимиляции покоренных этносов. Русские не были так многочисленны как сейчас(116млн в России). Но благодаря ассимиляции и собственному высокому демографическому потенциалу, сейчас они контролируют огромную часть Евразии. Русские наиболее крупный белый европейский расовый тип. И русские, и турки достаточно гомогенны и гетерогенны одновременно. Сохраняя национально генетический тип они не чуждаются межэтнических браков и всегда русский и турецкий дух преобладает в детях. Дети таких родителей из смешанных семей становятся по определению русскими или турками. Сами русские и турки практически не ассимиллируемы.
Казахи — достаточно закрытая нация. Межэтнические браки составляют по 3.5% по мужчинам и женщинам. Большая часть детей от смешанных браков еще в советское время давали казахов. Хотя городские шалаказахи были явно русскоязычными. Этот невысокий процент не сильно сказался на росте числа казахов. Казахи Узбекистана быстро ассимилируются с узбеками, казахи России с татарами и русскими. Однако процесс ассимиляции казахами Казахстана других этносов начался, и он начался с ассимиляции уйгуров. За последние 10 лет (1999-2009) уйгуры выросли только на 7% ,тогда как их прирост должен был составить более 20%. По-видимому, этот процесс начался и у казахстанских узбеков. Уйгуры и узбеки прошли стадию предассимиляции – казахским владеют около 80% этих этносов. Казахская культурно-политическая как и демографическая доминанта, при сохранении ею независимости приведет к ускорению интеграции этносов с казахской нацией. Быстрый отток русских, украинцев и белорусов, а также немцев привел к образованию зон казахского языкового доминирования. Казахи стали относительно доминировать и в городах. Растет казахская инфраструктура.
Мы наблюдаем снижение численности учащихся по всем языкам обучения в 2003-2008 годы. Начиная с 2009, начинается рост учащихся с казахским языком обучения. В то же время сокращается число обучающихся на русском и узбекском и уйгурском языках. Соответственно идет сокращение по университетам, где сокращается количество групп с русским языком обучения и растет количество групп с казахским языком обучения.
Dinasty – the consolidated part elite in the Middle Ages. В середине 15 века наметилось и осуществилось разделение двух братских династий- шейбанидов и орысхановцев. Рутинный конфликт закончился поединком, а поединок закончился смертью одного из участников конфликта. Конфликт привел к разрыву междинастийной консолидации, единый узбекско-казахский народ разделился на две враждующие династии и две самостоятельные нации. Сперва откочевали в пределы враждебного государства казахи, на исторической родине остались узбеки. Затем обстановка переменилась, в степи стала превалировать казахская доминанта. Теперь узбеки вынуждены были ретироваться на территорию современного Узбекистана. Узбеки стали оседать и консолидироваться с местным тюрко -и персоязычным населением. Политическая власть находилась у них в руках и самоназвание обеспечивали также узбеки, но культурная среда испытывала сильное влияние персоязычности, точнее таджикского языка. Династия орысхана, точнее потомки Осек султана, т.е. казахи смогли консолидироваться с ногаями и кыпчаками, тогда превалировавшими в степях Дешт-и-Кипчак. Казахская элита оказалась продуктивной, накануне взлета казахской идентичности и казахской государственности.
Динамика численности учащихся по языкам обучения(в тыс. чел).
Казахский язык | Русский язык | Другие | Всего | |
2003/04 |
1671,8 |
1243,3 |
110,7 |
|
2004/05 |
1633,8 |
1175,1 |
108,5 |
|
2005/06 |
1600,2 |
1102,2 |
104,5 |
|
2006/07 |
1567,3 |
1029,1 |
102,7 |
|
2007/08 |
1553,5 |
957,3 |
100,6 |
|
2008/09 |
1542,8 |
893,9 |
109,5 |
|
2009/10 |
1551 |
868,5 |
99,5 |
|
2010/11 |
1573,7 |
843,4 |
99,1 |
|
2011/12 |
1590,7 |
819,5 |
98,0 |
|
2012/13 |
1617,6 |
805,4 |
96,4 |
Источник: www.stat.kz