АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ МИГРАЦИИ КАЗАХОВ

Туркестан № 43

Недавно в Алматы прошла международная научно-практическая конференция «Возвращение этнических казахов на историческую родину — составная часть миграционной политики Казахского государства: будущее и пути ее решения», посвященная 20-летнему юбилею Сообщества казахов мира. Выступивший на этой конференции с докладом доктор исторических наук Зардыхан ?инаят?лы проанализировал настоящее и прошлое кочевки казахов.
Казахстан одно из трех государств мира, приглашающее на историческую родину разбросанных по всему миру братьев. С точки зрения социального развития Казахстан вошел в ряды ведущих государств мира. За последние 20 лет в Казахстан вернулось более одного миллиона оралманов. Они вносят огромный демографический, социальный и культурный вклад в повседневную жизнь современного Казахстана. Об этом Елбасы Нурсултан Назарбаев с волнением сказал на ІV курултае Казахов мира, который прошел в мае 2011 года в Астане: «В этом году исполняется 20 лет Великой кочевке, которая вместе с независимостью направилась на землю своих предков. С тех пор великая перекочевка не замирала ни на миг. За эти годы на землю предков вернулось около 300 тысяч семей. Таким образом, население страны пополнилось миллионом наших братьев. И какими братьями… Они принесли вместе с собой исконные национальные обычаи-обряды, чистейший родной язык, который они, как зеницу око, берегли на чужбине. Сегодня большинство вернувшихся братьев нашли свое место на родине. Ведь где бы они ни были, они всегда оставались частичкой казахского общества», — подчеркнул президент.
Сообщество казахов мира стало историческим явлением, рожденное самим временем. Оно стало золотым мостом, встретившим в 1990 годы с распростертыми объятиями казахов, направившихся на отчую землю. Таким образом, СКМ стало связующим звеном для казахов, которые прибывали на землю предков.  Одним из тех, кто прошел через трудности становления этого объединения стал Калдарбек Найманбаев. Обладая блестящей памятью, он по одному имени иностранного казаха знал о ком идет речь. Он издал много книг в серии «Иностранные казахи. Библиотека Сообщества». Сегодня эти книги стали ценными раритетами.  СКМ, работая по мере своих возможностей, продолжает дело, начатое ?алдеке?.

Международная миграция – не вечное явление. Зачастую она рождается вследствие таких социально-политических явлений, как социальные волнения, войны, революция, распад империи. Первая Мировая война разделила мир на две части. Октябрьская революция в России — результат того взрыва. Вследствие этого события, многие беженцы были вынуждены покинуть отчую землю. Мы, казахи — один из народов, пострадавших в результате российской колониальной политики. Но все плохое имеет свой конец. Обретение независимости нашей страной и миграция казахов на отчую землю стали спасительным благом для наших соотечественников, позволившим нам выйти из пике демографического и духовного кризиса. Согласно официальным итогам переписи населения, проведенной в 1989 году, казахи составляли всего 40,1% от общей численности населения республики. В Целинограде казахов насчитывалось 17,7 процентов, в Алматы – 23,8 процентов, в Северном Казахстане – 22,6 процентов, в Акмолинской области – 25,1 процентов. И это был кризис нации. Можно вспомнить, что такие малые народы, как тунгусы, ханты и манси в 60-70 годы ХІХ века из-за этнодемографического кризиса превратились в «черных русских». По словам Гумилева, у таких этносов только две пути. Или они ассимилируются с другими этносами, и исчезают, как нации, или возрождаются, получив пассионарный толчок. Одним из факторов, придавших казахам  новую импульсивную силу, спасших нацию от этнодемографического кризиса, стала именно казахская кочевка. Подумайте сами! Что было бы сейчас с казахами, если бы в 1955-1962 годах из КНР не прибыло 260 тысяч казахов, численность, которых сегодня превысили более одного миллиона человек, не были бы восстания Желтоксан, страна не обрела бы независимость, и на землю отцов не вернулось бы около одного миллиона единокровных братьев? Правительство Казахстана и казахская интеллигенция сумели вовремя и правильно оценить предоставленные независимостью  возможности, и реализовать их. Чтобы правильно оценить ситуацию, на мой взгляд, процесс миграции необходимо разделить на следующие периоды.
1. Первый период (1991-1995гг.) — когда опираясь на новую политическую ситуацию, сложивщуюся в мире, состоялась встреча казахов. 2/3 казахов, вернувшихся на землю отцов, вернулись именно в первую пятилетку. Эта группа, первой прибывшая на историческую родину, оказалась в выигрышном положении. Они обустроились там, где хотели, были обеспечены жильем, получили другую помощь. Сегодня среди оралманов эта группа лучше всех обустроена.
2. Второй период приходится на 1995-2000 гг. В то время возник экономический кризис, охвативший республику, и темпы миграции были снижены. Необходимо отметить три особенности, свойственной этому периоду. 1) В республике началась компания массовой приватизации. Компания была выгодной для местных граждан. А оралманы, не успевшие получить гражданство РК, остались в стороне от приватизации.

2) Был принят закон «О миграции населения». Для процесса миграции политическое значение закона было важнее, чем его правовая действенность. 3) Из-за резкого сокращения числа переселенцев, правительство, использовало имеющиеся возможности во благо тех, кто прибыл раньше.
3. Третий период – это 2001-2007/2008 гг. К тому времени значительно увеличились объемы иностранных инвестиций в республику Казахстан. Были открыты новые месторождения углеводородов. Земля стала объектом частной собственности, появились владельцы национального капитала. Решения ІІ Курултая СКМ, прошедшего  23-24 октября 2002 года в Туркестане придали новый импульс процессу миграции.
4. Четвертый период, с 2007 года и по настоящее время, характеризуется мировым экономическим кризисом, резким ростом цен, кризисом процесса миграции, из-за негативного отношения к нему в русскоязычных СМИ. Есть объективные и субъективные причины, которые привели кочевку к застою. Казахская кочевка несколько улучшила демографическое положение казахской нации. Согласно данным последнего подсчета, удельный вес казахской нации достиг 63 процентов, и появилась возможность строительства национального государства. Однако мы не сумели полностью использовать эту возможность. Власть выбрала не путь строительства национального государства, а строительства «многонационального, мульткультурального государства», основанного на международной интеграции. В результате стала доминировать идеология союзности, многонациональности, появилось национальное безразличие. Это не могло не влиять на процесс миграции. В последние годы машина пропаганды стала работать не на поддержку казахской кочевки, а против нее. Причем, что интересно, против миграции выступил не простой народ, не рядовые журналисты, а чиновники, обладающие властью. Участились разговоры о том, что «оралманы привыкли ко всему готовому, что они лентяи, сплетники, которые не болеют за свою страну». Даже в жанаозенских событиях стали винить оралманов. Эти разговоры вынудили Правительство страны приостановить выделение квот для мигрантов на несколько лет.
Система управления миграцией с самого начала не была стабильной. Комитет миграции несколько раз расформировывался. В конце концов, управление миграцией было поручено Министерству внутренних дел. Полицеская система всегда была военной структурой строгого режима. А миграция – нежное явление, где стыкуются разные судьбы людей. Подавляющее большинство прибывающих братьев из-за рубежа, не знает русского языка, законов Казахстана. Это доставляет им трудности, что рождает обиды, возмущения, а это уже не нравится чиновникам. К тому же миграция обрастает коррупцией. Некоторые утверждают, что прибывшие к нам братья, обретая квоты и получив по ним немалые подъемные, уезжают  обратно в те страны, откуда прибыли.

За прошедшие 20 лет, политико-экономическое, социальное, правовое положение в Казахстане в корне изменилось. Имущество было приватизировано, найдя своих новых владельцев. В результате люди получили от общества то, что хотели, и жизнь расставила всех по местам. Однако проблема казахов так и осталась в подвешанном состоянии. В мире нет государства и нации, тридцать четыре процента которой остается за рубежом. Поэтому я верю, что кочевка казахов не прервется. Вместе с тем,  пора признать, что голый лозунг «переселим все 5 миллионов казахов, проживающих заграницей» устарел.  Если в международной политической обстановке не случится форс-мажор, то интенсивная миграция, имевшая место в 1990 годы, не повторится. Теперь необходимы спокойные, рассудительные действия, как со стороны государства, так и со стороны потенциальных мигрантов, готовых к переезду на историческую родину. Должна быть создана достаточно гибкая государственная гражданская система, которая будет управлять этим процессом. Я не могу определенно сказать, какая система нам необходима. Задача Правительства Казахстана и казахов исторической родины, предпринять все меры для того, чтобы казахов, разбросанных по всему миру, сохранить казахами. Такая забота должна начинаться с оказания помощи молодежи, проживающей зарубежом. Мы обязаны привлекать молодежь к себе, помогая ей получить казахстанское образование. Об этом ясно сказал и Президент страны Нурсултан Назарбаев. Однако соответствующие учреждения и некоторые их сотрудники не проявляют доброй воли. К примеру, за последние пять лет ежегодно 200-300 мест образовательных грантов, выделяемых для казахской молодежи зарубежья, остаются незанятыми. Одновременно с этим мы знаем и такие факты, а их немало, когда молодые люди, приехавшие поступать в вузы нашей страны, остаются не у дел. Мы просим соответствующие органы не отказываться от этих ребят, а проявить милосердие.

Есть еще одна проблема, которая загнала в тупик наших братьев, проживающих на чужбине. 22 июля 2011 года был принят новый закон «О миграции населения». Нельзя отрицать, что в законе есть некоторые прогрессивные подвижки. Однако из-за того, что закон не скоординирован с  другими правовыми актами, в нем допущены некоторые ошибки. Например, братья, желающие переехать в Казахстан и уже переехавшие, но не получившие гражданство РК, теперь обязаны представить справку о выходе из гражданства страны прибытия. Эта норма противоречит конституционным правам граждан. Как известно, в статье 10 части ІІ Конституции РК сказано: «Граждан Республики Казахстан нельзя выдворять за пределы Казахстана». В конституции любой страны мира есть подобные положения. Поэтому,  нельзя требовать, чтобы КНР, Монголия и Узбекистан выдавали своим гражданам справки о том, что они выведены из гражданства своих стран проживания?!

Вследствие этого приостановлена работа по выделению квот и присвоению гражданства. И пока эти проблемы не будут урегулированы, казахская кочевка, вероятно,  с места не сдвинется.

Зардыхан ?ИНАЯТ?ЛЫ,
доктор исторических наук,

Перевод Кайрата Матрекова.