[:ru]
Ларс Фон Триер-гений, мошенник, авантюрист, скандалист и безумец. Когда людям, знающим толк в арт хаусе, задаешь вопрос об отношении к Триеру, это всегда либо восхищение, либо пренебрежение. Кинокритики по-разному относятся к его работам, но факт остается фактом, равнодушие это редкость в отношении к его фильмам. Известный датчанин не сидит на месте, и постоянно готовит для искушенных зрителей нечто уникальное, и способное снести крышу.
Уникальность Ларса в том, что он по сей день снимает фильмы про себя. Сложно быть узнаваемым и почитаемым, снимая все время фильмы про себя. В его кино безумное количество депрессивности, трагизма, драмы, безумия, эпатажа, и конечно же констатации того факта, что все люди-моральные уроды. «Догвилль» обнажает оскал и неимоверную злобу, порожденные в ответ на добродетель. «Догвилль» антигуманное творение. И дает ответ на вопрос, как перестать быть извечно хорошим, и подставлять ближним обе щеки. Ведь, если их подставлять постоянно, то можно и без щек остаться в конечном итоге. Главная героиня Грейс в «Догвилле» следует определенным морально-этическим нормам, в ответ лишь получает плевки и ножи в спину. Это было показано реалистично, трешово, злобно, дико, жестко, талантливо и гениально. Поневоле аплодируешь автору за психологизм и точное описание ситуации о взаимодействии зла и добра. Его Грейс из «Догвилля» олицетворение добра, которому суждено попасть в ловушку, в рабство, быть использованным, обсмеянным и уничтоженным. Не зря говорится «Не делай добра, не увидишь зла!»
Но, больше всего у Ларса цепляет «Антихрист». Безумно-мрачное антихристианское творение о депрессии, психозе, потере, и борьбе полов. Да, в нем имеют место быть библейские мотивы. А кто сейчас не любит их использовать, дабы нагнать хайпа? Последняя работа атеиста Даррена Аранофски «Мама», яркое тому подтверждение. Ларс обожает эпатировать публику, выставив, к примеру, природу человека в мифологических, христианских образах. Женщина в его фильме, подобно его матери олицетворяет нечто разрушающее, деструктивное и страшное. Кстати, о матери.
Брошенный мамой в детстве Ларс, всю жизнь испытывал необходимость доказывать ей, что он был достоин любви. Фактически, его карьера была выстроена из обиды на мать. Поэтому, главных героев мужчин в его картинах нет. Это всегда женщины, это всегда посвящение маме. В «Догвилле», женщина олицетворяет добродетель, в «Антихристе», он их ненавидит, в «Нимфоманке» вызывает к ним жалость, отвращение и сопереживание, в «Меланхолии» любит и поддерживает.
Когда картина Триера более или менее понятна окружающим, и в ней мало ноток скандальности, Ларсу приходится пускать в игру шутки на провокационную тематику. На самом деле, это сложно загнать зрителя на арт-хаусное творение. Но, Триер это умеет как никто другой. И его киношный эпатаж это не эпатаж какой-нибудь звезды-однодневки, которой хочется побыть недельку в центре внимания. Его эпатаж остается в рамках высокого искусства, которому будут обучать в кинематографических школах. Он эпатирует гениально.
Картины по-особенному красивы, естественны, и переполнены натурализмом. Если «Антихрист» шокирует обилием насилия, жестокости, то «Нимфоманка» «уничтожает» зрителя обилием сексуальных сцен. Сделаны они агрессивно, натуралистично, и непривлекательно. В общем, каждый раз, режиссер заходит все дальше и дальше в степени скандальности и нигилизма. А еще у Триера сильные актерские работы на грани возможностей. Как он добивается такого потрясающего результата, остается загадкой. Видать, неплохо владеет психологией.
Больше всего Ларсу интересна женская психология, а еще депрессия. Хроническая депрессия, появившаяся буквально с детства в большей степени помогает режиссеру, нежели мешает. Тяжело работать, когда тебя постоянно посещают мысли о суициде. Но, еще это помогает режиссеру каждый день проживать как последний. Поэтому и работы получаются совершенными.
Никогда не предугадаешь, что Ларс готовит для тебя. Всегда приходится открывать его по-новому и офигевать. Это не шок ради шока. Это шок, чтобы заставить зрителя задуматься о чем-то очень важном. И глубинном. Возможно, Ларса и можно сравнить в чем-то с Тарковским, но от Тарковского тут лишь склонность к красивой и берущей за душу картинке.
Новый фильм Ларса «Дом, который построил Джек» выйдет в 2018ом. Первые кадры уже появились. Фильм будет повествовать историю серийного убийцы, что говорит о том, что Ларсу не страшно идти дальше в плане провокации.
Дом, который построил Джек
«Танцующая в темноте»
Нимфоманка
Меланхолия
Догвилль
Антихрист
[:]