Коммеморация исторической памяти является важным инструментом формирования национальной идентичности, сообщает Altyn-Orda.kz. Государства во все времена использовали её для закрепления определённых исторических нарративов и влияния на общественное сознание. Казахстан, имеющий сложную историю колониального прошлого, наглядно демонстрирует, как политика памяти меняется в зависимости от эпохи.
Российская и советская практика коммеморации в Казахстане
Российская империя, а затем и Советский Союз активно использовали топонимику и памятники как инструменты символического контроля. В период царского правления на территории Казахстана закреплялись названия, связанные с российскими государственными деятелями, военачальниками и политиками. Это способствовало интеграции региона в состав империи и формированию его как части единого пространства России.
Советская власть унаследовала эту практику, но внесла в неё свои коррективы. В ходе борьбы с царизмом и его наследием были демонтированы монархические символы, изменены названия улиц и городов, убраны памятники ненавистным царским наместникам и генералам. Однако вместо этого появились новые символы – в честь революционеров, советских партийных лидеров и идеологов. Таким образом, Казахстан оказался в пространстве, насыщенном именами, отражавшими советский нарратив.
При этом многие видные советские деятели и деятели царской эпохи оказались по сути преступниками, на чьих руках кровь миллионов казахов. Политика насильственной коллективизации, голодоморы, репрессии и уничтожение традиционной культуры привели к массовым человеческим жертвам. Эти трагические страницы истории являются одной из причин, по которым независимый Казахстан стремится избавиться от навязанных символов прошлого.
Постколониальная политика независимого Казахстана
С обретением независимости в 1991 году Казахстан начал процесс декоммунизации и переосмысления своей истории. Одним из ключевых направлений государственной политики стало возвращение исторической справедливости через переименование городов, улиц и площадей, а также демонтаж памятников, воздвигнутых в советский период. Этот процесс связан с осознанием необходимости подчеркнуть национальную идентичность и избавиться от символов, олицетворявших колониальную зависимость.
Так, город Целиноград был переименован в Акмолу, затем в Астану. Городов, улиц и площадей, названных в честь Ленина, Кирова, Калинина и других советских деятелей, стало значительно меньше. Одновременно страна начала возвращать исторические названия казахских регионов, что подчеркивает стремление к восстановлению собственной исторической памяти.
Следовательно, как уточняет казахстанская наука, коммеморация исторической памяти – это не просто сохранение прошлого, а динамический процесс, который меняется в зависимости от политической и социальной обстановки. Казахстанский опыт показывает, как переосмысление исторических символов способствует укреплению национальной идентичности и осмыслению собственного исторического пути. Смена топонимов и демонтаж памятников – это часть естественного процесса формирования суверенного государства, который позволяет Казахстану строить будущее, отметая все то, что мешает нам жить. Исходя при этом из своих собственных национальных интересов, а не из хотелок соседей.