В Казахстане ужесточают ПДД. Новый законопроект «О дорожном движении» представил на минувшей неделе глава МВД Калмуханбет Касымов, мажилис парламента одобрил его в первом чтении. В документе говорится, что водители, трижды уличенные в разговорах по мобильному телефону при управлении автотранспортом, будут лишаться прав на полгода. Напомним, действующий закон о дорожном движении был принят еще в 1996 году.
Еще один запрет предложил ввести депутат Мажилиса Омархан Оксикбаев.
«Курение при вождении. Я предлагал запретить, эта норма не поддерживается, почему?» – спросил он у руководителя МВД Касымова.
Министр ответил, что в новом законопроекте усилена ответственность практически по всем статьям, и заявил, что готов рассмотреть предложение Оксикбаева, потому что «во многих странах запрещено курить за рулем. Действительно, это отвлекает, есть вопросы».
При этом главный полицейский страны отметил, что доказать, что ДТП произошло при курении, очень трудно.
Между тем запрет на использование телефона во время управления транспортным средством введен более чем в 50 странах мира. Самое суровое наказание предусмотрено в Нидерландах, где за нарушение указанного правила предусмотрена ответственность в виде тюремного заключения до двух недель или штрафа в размере 2000 евро. В Испании штраф за данное правонарушение составляет 300 евро. В Великобритании использование мобильных телефонов и прочих отвлекающих электронных устройств за рулем расценивается как опасное вождение с серьезными отягчающими обстоятельствами и может привести к тюремному заключению до двух лет. Если же произошло ДТП, приведшее к летальному исходу, и доказано, что одной из причин стал мобильный телефон, виновный будет приговорен к 14 годам лишения свободы. В среднем же в странах Европы размер штрафа за пользование водителем во время движения телефоном, не оборудованным специальной гарнитурой, составляет 50-100 евро.
Такие жесткие меры опираются на исследования: для любителей отправлять SMS-сообщения за рулем риск попасть в дорожно-транспортное происшествие увеличивается в 6 раз. Риск попасть в аварию во время разговоров по телефону за рулем увеличивается в 4 раза. К такому выводу пришли специалисты из Университета штата Юта, сообщает Associated Press. Для изучения реакции водителей, не выпускающих из рук телефонов, ученые провели эксперимент с использованием автомобильного симулятора.
С вопросом «Как изменят ситуацию на дорогах и изменят ли вводимые ограничения?» редакция Total.kz обратилась к депутатам, юристам, общественникам.
Владислав Косарев, депутат Мажилиса Парламента РК
Это не перегиб. Когда человек за рулем, он должен нести ответственность не только за себя, но и за всех окружающих. И он не должен позволять себе вещей, несовместимых с управлением автотранспорта. Лишение прав – оптимальная мера. Человек должен чувствовать, что его ждет. Уже не получится халявно отмазываться каждый раз. Если уж прямо большая необходимость в телефонном разговоре, повесь наушники и болтай сколько надо. Гарнитура Bluetooth не подпадает под запрет. Я сам ею пользуюсь. Включаю наушник и еду. Если же говорить о запрете на курение, то я не вижу такой необходимости. Хочется курить – курите, но с согласия пассажиров. В ресторанах же у нас нельзя курить, почему тогда в машине можно травить некурящих? Но вот если обе стороны согласны или водитель едет один – на здоровье.
Камал Бурханов, депутат Мажилиса Парламента РК
За прошлый год в Казахстане произошло 14 тысяч ДТП, в которых погибло более трех тысяч человек и 17 тысяч получили ранения. Это все наши граждане, наши соотечественники. Да, у нас дороги плохие, дисциплина хромает. Но если благодаря нашей поправке сохранится хоть одна жизнь, то я буду считать, что она сделана не зря. Жизнь человека несоизмерима со всякими ограничениями. Многие говорят, что вынуждены стоять в пробках и в это время по телефону решают деловые вопросы. Пусть тогда останавливаются и решают свои дела. Автотранспортное средство является достаточно опасной техникой для окружающих. Жизнь одного гражданина выше каких-то деловых бесед. Сейчас еще из-за рубежа пригоняют машины, в которых встроены микрофоны для громкой связи. Техника достаточно продуманная. Если человек деловой, решающий мировые проблемы в машине, пусть покупает такое авто! Я сам за рулем не пью и по телефону не разговариваю. Я строго выполняю правила дорожного движения. Насчет курения за рулем я тоже против. Статистики по количеству аварий из-за курения водителей у нас, конечно, нет, но в любом случае у шофера одна рука занята, что дает предпосылки для создания ДТП.
Владимир Бородин, руководитель Школы экстремального вождения
Курильщики будут однозначно против. Они ведь себя успокаивают, когда курят, и управляют транспортным средством в спокойном, уравновешенном состоянии. Столько лет мы курили, и тут в один момент нам хотят запретить. То есть им, сам я вообще не курю. Кроме того, я думаю, что такой запрет может стать очередной кормушкой для сотрудников дорожной полиции. Это тоже, как и в случае с телефонами. Любой новый закон, который должен, по идее, навести порядок, увеличивает незаконный доход для определенных лиц. Например, штраф поднимают до 25 тысяч тенге, а инспектор говорит, что можно договориться за 5 тысяч. Конечно, водитель соглашается на второе. В случае с курением кто сможет уследить за нарушением? К примеру, камера наружного наблюдения этого не сможет. Это сделает полицейский, у которого есть семья и которому надо ее кормить. Были бы зарплаты большие – другое дело.
Даурен Кайсаров, старший рейдер НК «За Казахстан, свободный от табачного дыма!»
Конституция, конечно, гарантирует равные права всем гражданам Казахстана. Но демократия – понятие весьма растяжимое. И когда человек является водителем, он сконцентрирован на дороге и на всех процессах, происходящих в это время. Когда он достает сигарету, ищет спички или зажигалку, это все рассеивает внимание и может привести к ДТП, нередко с летальным исходом. И тут встает вопрос: имеет ли право курящий за рулем нарушать права того, кто тоже является участником движения, но не курит? Для второго могут быть созданы какие-то форс-мажорные условия. И в связи с этим мы поддерживаем новый законопроект. Но как проверяющий определит то, что нарушитель курил? Неужели по запаху? Видеокамера вряд ли зафиксирует факт нахождения сигареты во рту. Мне не совсем понятна процедура выявления данного административного нарушения. А вообще, нужен комплекс мер, направленных на улучшение ситуации на дорогах в целом. Ведь очень часто можно увидеть в автобусах, как водитель придерживает руль коленями, одной рукой достает сигарету и другой – зажигалку. Что может случиться, если ему нужно будет экстренно затормозить? ДТП. Но как будет формироваться общая статистика, это уже вопрос к МВД.
Сергей Уткин, правозащитник
Что касается запретов, они не будут работать. Автовладельцы захотят освободиться от ответственности, что повлечет усиление коррупции. В особенности это коснется запрета на разговоры по телефону за рулем. Во-первых, тяжело доказать сам факт беседы во время движения. То есть тут существует такой момент: либо человек, условно говоря, держит руку у виска, либо он на самом деле разговаривает. И, представьте себе, что за это – такое серьезное наказание, как лишение прав. Это огромная кормушка. Как юрист скажу: только 10% штрафов оформляется официально, все остальное разводится на месте. Если запрет курения направлен на сокращение отвлекающих моментов, тогда логично запретить любые факторы, которые могут отвлечь водителя от дороги. Давайте ему разговаривать запретим, головой поворачивать и вниз смотреть. Запреты можно довести до абсурда. А важно вот что: донести до водителя важность соблюдения ПДД. И еще: если бы в нашем обществе не было коррупции, тогда бы мы могли говорить об эффективности запретов.
Зауреш Батталова, Президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане
Политикам давно пора понять, что ограничениями нельзя добиться результатов. Существуют более действенные и в то же время гуманные процедуры. Вводимые сейчас меры только увеличат цену урегулирования вопроса. То есть в скором времени будет заметен рост коррупции. Автомобилисты, движимые страхом, готовы будут отдать любые суммы, чтобы не потерять права. Здесь же хотелось бы отметить еще одну инициативу чиновников – о платных дорогах в Казахстане. Пока их качество оставляет желать лучшего. К тому же многие трассы ремонтируются ежегодно на деньги налогоплательщиков. Прежде чем увеличивать штрафы и ужесточать законы стоит создать условия для отечественных водителей. И этот закон заставляет думать, что он преследует цели увеличения полномочий некоторых служащих.