Основные причины, из-за которых наш государственный язык до сих пор не может полноценно функционировать в соответствии со своим статусом, заключаются в следующем:
1)По закону, граждане страны не обязаны знать государственный язык
2.Согласно пункту 2 статьи 7 Конституции РК, русский язык используется наравне с государственным языком.
3.Тот факт, что единственной родиной казахского народа является Казахстан. Казахи-титульная национальность, образующая государство. Каждая диаспора в Казахстане имеет свою историческую родину, совершенно не учитывается в законе.
4.Отсутствие в Казахстане государственной идеологии, присущей единой унитарной стране. Причина- отсутствие фундаментального исследования народного языка и мировоззрения казахского народа в контексте науки , а также отсутствие государственного уровня обучения.
5.Незаконное, насильственное внедрение в систему образования практики политики «трехъязычия».
- То, что в старших классах школ многие уроки преподаются на русском и английском языках.
7.русификация большей части наших кровных граждан, находящихся у власти.
- Не обязательность сдачи экзаменов по казахскому языку для выпускников русскоязычных школ, которые поступают в высшие учебные заведения страны.
9.невостребованность знания государственного языка при вступлении граждан на государственную службу. «Казтест» это лишь пускание пыли в глаза.
10.имперские амбиции части граждан Казахстана, которые никак не успокоятся.
- Отношение русскоязычных граждан нашей страны к казахскому языку, как к чему-то отсталому, непригодному для науки, образования, государственной, международной жизни, языку кочевников, отсталых от цивилизации.
- Ложная политика, гласящая, что «Казахстан-многонациональное государство». Появление ненужной организации «Ассамблея народа Казахстана«; выделение средств предприятиям и компаниям, которые не ведут делопроизводство на государственном языке; в результате чего каждая диаспора чувствует себя отдельной нацией. Нет ощущения гражданской принадлежности. А национальная психология казахского народа, живущего на своей земле, падает до уровня рядовой диаспорной психологии.
13.отсутствие в нашем государстве возможности противостоять российской и иной зарубежной экспансии по таким многолюдным отраслям, как коммуникации, средства массовой информации, печатная продукция.
14.игнорирование властями и специальными органами существования в стране подпольных религиозных течений, не признающих казахский язык, наши национальные ценности, а, наоборот, жаждущих создания арабского халифата.
15.все экономические механизмы находятся в руках русскоязычных.
И, наконец, из-за вышеперечисленных дискриминационных факторов по отношению к государствообразующему казахскому народу, его государственному языку, в связи с коренной утратой желания, мотивации овладеть казахским языком. Отсутствием гражданской ответственности русских и русскоязычных братьев в Казахстане, мы, в целом, являемся беспринципным, несправедливым, тираническим обществом, внутренняя и внешняя жизнь которого зависит только от русского языка.
Если не ошибаюсь, то почти 15 лет назад сам Елбасы говорил: «За 15 лет даже медведь может выучить казахский язык». С тех пор прошло еще около 15 лет. Были разработаны различные программы развития государственного языка, были большие финансовые вложения. Ничего почти не изменилось. То есть почти 30 лет ( Представьте себе, 30 лет настойчивости!) прошло, результат ничтожный. Если в ближайшие 15 лет, ситуация останется на прежнем уровне, наше будущее окажется под большим вопросом.
Что делать?
Если в ближайшем будущем будет принят Закон о Государственном языке, это будет справедливо. Необходимо сделать обязательным знание казахского языка. Нужно дать три года на то, чтобы тот иной гражданин им овладел. Любой язык можно выучить даже за полгода. А за три года, выучит даже медведь.
Тіркібек Абдикәкімұлы
Abai.kz