АЛТЫНОРДА
Блог Назиры НуртазинойНовости Казахстана

[:ru]О том, как при строительстве мечети Айя-София (тогда — храм в Константинополе) христиане принесли в жертву тысячи животных. И как относился к «курбан шалу» Иисус Христос? [:]

[:ru]

«В честь освящения собора Святой Софии в Константинополе 22 декабря 537 года   возле него состоялось жертвенное заклание 1 000 волов, 6 000 овец, 600 оленей, 1 000 свиней, 10 000 кур и 10 000 петухов, а также раздача бедным 30 000 мер зерна

«…Затем, воодушевляемый Святым Духом, игумен посетил все близлежащие церкви и, возблагодарив Бога, принес в жертву шестнадцать быков» // Барабанов Н. Д. Благочестивые заклания. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии// https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/bar_blag.php

 

Вообще, поражаешься тому, как человечество пришло в итоге к тому, что Ислам и Христианство воспринимаются сегодня не как монотеистические религии-братья, а как антиподы и даже враги? Все началось с интерпретации и инноваций греков и римлян, конечно. И далее – перипетии церковной истории, становления европейской цивилизации; последняя на определенном этапе усиленно лепила «образ врага» из «магометан». Не оставался в долгу и мусульманский мир, озлобленный от военно-технического отставания и поражения от христиан и накрученный пропагандой о «кафирах».

Но при чем тут, казалось бы, древние пророки и духовидцы?! Даже с точки зрения географии и культуры, языка и антропологии Иешуа Машиах (Иса Масих), его сподвижники-апостолы были темноглазыми, кучерявыми, горбоносыми семитами из Палестины (а Дева Мария, Мариям-ана носила хиджаб). Первоначально их, как «чурок», сектантов, «бородачей», несущих, как думали, некую националистическую, радикальную религиозную идеологию, жестоко преследовали белокурые, голубоглазые, гладко выбритые, цивилизованные римляне-колонизаторы.

А в известном фильме «Страсти Христовы» (2004) Мэла Гибсона можно  слышать, как диалект арамейского языка, на котором говорил Иисус, по звучанию весьма похож на арабский. Кстати, слово «жертвоприношение», называемое у казахов, как и всех мусульман «курбан» (араб. корень, означающий «приближение», «близость» (к Богу) у  евреев-иудаистов тоже «курбан/корбана».

Да и множество других общих  сакральных слов известно, как рух (дух), маляк (ангел), наби (посланник), иман (вера), тауба (покаяние), дин (религия), Бог, Аллах (древнеевр.«Элоах, Элохим), шайтан (сатан) и пр. В конце концов даже мусульманское приветствие «Салам алейкум» у евреев звучит почти также — «Шалом алейхем» (и ответ: Алейхем шалом»).  Но, к великому сожаленью, злую шутку с арабами и евреями сыграл сам Сатана, внушив и тем, и другим гордыню, невежество, дух соперничества.

Мы знаем, что по мере превращения раннего Христианства в мировую религию и идеологию многих держав, прежде всего самой Римской империи, в содержании религии происходили изменения, закреплялись не существовавшие  изначально нормы и догматы со стороны церковных авторитетов, либо, наоборот, забывались и запрещались многие «ветхозаветные» обычаи и установления, идущие от Моисея. В конце концов Христианство в лице церковных идеологов закрепило догмат о том, что Иисус Христос своей смертью на кресте принес искупительную жертву, стал «Агнцем Божьим», принесенным на алтарь Богу ради спасения всего человечества, и теперь все другие кровавые жертвы, всесожжения животных и пр. не нужны.

Конечно, все это – чрезвычайно сложные вопросы теологии, догматики. И тем не менее мы  хотим напомнить, что сам Иисус (Иса бен Мариям) открыто не отменял обряд жертвоприношения, который совершали его предки, родители и все евреи-монотеисты, более того, однажды ясно сказал людям: «Не думайте, что я пришел нарушить закон и пророков».

В то же время, бесспорно, Христос выступил против формализма,  бездушного отправления обрядов, деморализации, двойной морали и ханжества священников, против «власти субботы», перегруженности религии обрядами и церемониями. Иисус выступил как великий моралист, как проповедник духовной свободы, любви к своему Творцу и ближнему. Это, конечно, потрясает. Не только к иудеям и римлянам, но и всему человечеству был послан Величайший Духовный Учитель.

И все же, даже апостолы, особенно поздние толкователи и последователи Христианства,  могли переборщить с понятием «свобода», противопоставляя  Ветхий и Новый завет, уходя в другую крайность. В итоге мы имеем то, что имеем:  постхристианский мир XXI века, скрытую суть которого великий мыслитель, философ истории А.Тойнби определил как неоязычество, как реставрацию на новом витке истории греко-римского язычества…Такова природа человека: уж очень хочется ему всегда получить «поблажки» от Бога, отыскать способы оправдать свои слабости и грехи, уйти от ответственности, от религиозной дисциплины. Отсюда тезис о якобы «проклятии закона», от которого своей кровью искупил Христос. 

Конечно, религиозная жизнь угнетенного и нищего тогда еврейского населения Римской империи действительно представляется ужасной и безрадостной, окостеневшей в книжных догматах и обрядах. Кстати, тогдашним и современным иудеям-ортодоксам, хранителям ветхозаветных законов наш исламский шариат показался бы неслыханным  либерализмом. К примеру, евреям было заповедано ежедневно (!!!) приносить во всесожжение двух однолетних баранов — одного утром, а другого вечером; каждый шаг свой надо было сопровождать разными молитвами, ритуалами, омовениями и пр. Сами обряды, молитвы, ритуалы жертвоприношений были сложными и изощренными (как в индуизме). В этом плане мусульманская молитва-намаз, пост, «курбан», требования к гигиене, трапезе, похоронные обряд и  др. – это просто образцы гуманизма, «протестантского» рационализма и практичности!

Итак, в данном случае мы хотим просто обратить внимание на то, что в запрет на кровные жертвы, на ритуальные заклания животных в Христианстве возник не сразу. И в первые века Христианства, в той же Византии священнослужители и сами императоры участвовали при совершении «курбана». При этом строго оговаривалось, что жертва должна быть посвящена Единому Богу, а не богам, идолам, духам предков (то же — и в современном Исламе).

Самым впечатляющим фактом, пожалуй, является то, что в честь освящения собора Святой Софии в Константинополе 22 декабря 537 года   (ныне – мечеть Айя-София в Турции) 22 декабря 537 года возле него состоялось жертвенное заклание 1 000 волов, 6 000 овец, 600 оленей, 1 000 свиней, 10 000 кур и 10 000 петухов, а также раздача бедным 30 000 мер зерна.

Об этом и других фактах пишет в своих научных публикациях  российский историк, доцент Н.Барабанов, специалист по истории Византии, в частности, изучавший религиозную историю средневековых христианских общин.  И даже позже, среди греческого населения остался такой реликт, как праздник жертвоприношения «курбани», который связан с прецедентами религиозной традиции на окраинах Византийской империи, в частности, с жертвоприношениями св. Николая Сионского (VI в.), которому приходили откровения о необходимости заклания жертвенных животных во время эпидемии чумы (в житии святого сообщается, что он сам «заклал пять быков, и созвал весь народ, и ели, и насытились, и был восславлен Бог через раба его Николая» (Р. 86. 54.7-12)… Затем, воодушевляемый Святым Духом, игумен посетил все близлежащие церкви и, возблагодарив Бога, принес в жертву шестнадцать быков (Р. 86. 54.13-16)».

Как отмечает Н. Барабанов, «Новый Завет не содержит формулировок, принципиально отвергающих кровавые жертвы. Их осуждения нет ни в словах Христа, ни в посланиях апостола Павла, которого живо интересовала эта тема. Иначе вряд ли могло быть в религиозной ситуации того времени: ритуальное заклание животных являлось важным элементом не только языческих культов, но также иудаизма, радикальный разрыв с которым был пока невозможен. Ветхий Завет, особенно книга Левит, содержит описание выработанной при Моисее подробной обрядовой регламентации жертвоприношений различных типов. Вместе с тем ветхозаветная монотеистическая традиция глубоко отличалась от культового плюрализма греко-римского мира в вопросе о дестинаторах жертвоприношений. Именно этот аспект нашел отражение в проповедях апостола Павла, выступившего не против кровавых церемоний как таковых, но против их посвящения идолам».

«Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения», – писал он в первом Послании к коринфянам (1 Кор. 10:14), отмечая далее, что «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу, но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:20-21). Апостол считал невозможным, чтобы «кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10.:), подчеркивая, что истинная жертва, принесенная за грехи многих – это жертва Иисуса Христа (Евр. 9:14, 28)»

Однако вскоре негативное отношение к обрядам жертвоприношения из ветхозаветной традиции  обрело каноническую форму, невольно ассоциируясь с «язычеством». Речь идет о памятнике известном как «Каноны святых апостолов». Время его возникновения остается неясным. Имеются мнения о появлении этого свода правил в конце II – начале III в. или на рубеже III-IV вв. Единственной заповеданной Иисусом Христом стала считаться бескровная жертва – принесение хлеба и вина (Матф. 26:26-28, Лук. 22:17-20). Другие виды жертв исключались из религиозного обихода христиан // https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/bar_blag.php

Назира Нуртазина,

 религиовед

Altyn-Orda.kz

[:]