Многие родители приглашают домой репетитора. Эксперты считают, что широкая практика репетиторства – это признак некачественного обучения в школе. «ВЫНУЖДЕНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО»
Жомарт Османов – житель одного из близлежащих к Алматы сел. Его дочь Бота учится в пятом классе. Отец в течение двух лет водит своего ребенка на дополнительные занятия по русскому и английскому языкам. Он говорит, что не доволен знаниями, которые ребенок получает в школе.
– Мы слышали, что в городе дети учат английский язык с первого класса. Моей же дочери английский язык стали преподавать только в четвертом классе. Всего лишь два часа в неделю. Мы спросили, по какой причине, и нам объяснили, что учителей английского языка не хватает. Когда в школе появилась новая учительница, думали, что вот теперь все наладится, но оказалось, что она не специалист английского языка, получила заочное образование по специальности преподавателя немецкого языка, – говорит Жомарт Османов.
По его словам, русский язык у дочери в классе преподается тоже не на достаточном уровне.
??– Учитель русского языка — директор школы. Соответственно, у директора школы есть своя основная работа. Несмотря на то, что русский язык проводится по два часа в неделю, уроки проходят без учителя или заменяются другим предметом. Поэтому моя дочь не получает нормальных знаний по русскому языку, — говорит Жомарт Османов.
Поэтому он вынужден за 12 тысяч тенге в месяц водить ребенка на дополнительные занятия по этим предметам.
«РЕПЕТИТОРСТВО – ИСТОЧНИК ДОХОДА УЧИТЕЛЯ»
Основной источник дохода Елены Василенко, учителя английского языка с 40-летним стажем, — это репетиторство. Она работает в алматинской школе-гимназии №46.
Пожилая учительница ходит по домам учеников и за 90 минут занятий получает по три-четыре тысячи тенге.
По ее словам, сейчас хорошие специалисты не идут в школы, уходят на высокие должности, а основной источник дохода для оставшихся учителей – это дополнительные уроки.
– В нашей гимназии дети английский язык изучают углубленно. У нас есть отдельная кафедра, которой я руковожу. Под моим руководством работают шесть молодых учителей. Только двое из них обладают хорошими знаниями, умеют работать с детьми. Уровень профессионализма остальных – очень низкий, — сказала педагог.
По словам Елены Василенко, несколько лет назад она подумывала бросить школу и заняться только репетиторством.
– В день я проводила занятия по 12-14 часов, и хорошо зарабатывала. Я успевала на двух работах, поэтому не было необходимости что-то выбирать. Сейчас мне много не звонят. Потому что сегодня основной источник дохода школьных учителей – это не зарплата, а доход с дополнительных уроков. Поэтому большинство учителей теперь занимаются репетиторством. Простой пример, учитель английского языка получает ежемесячную зарплату в 28-30 тысяч тенге. На что хватит этих денег? — говорит Елена Василенко.
Она также рассказала о том, что вся ее пенсия – около 50 тысяч тенге — уходит на оплату услуг репетиторов, которые занимаются с ее внучкой, обучающейся в седьмом классе. Внучка посещает дополнительные занятия по математике и английскому языку.
– Пенсию трачу на внучку, зарплату и доходы от репетиторства – на себя, — рассказывает Елена Василенко.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ
По мнению Ерсайына Ергожи, руководителя общественного движения «Урпак тагдыры – билим», широкое распространение практики репетиторства – это показатель того, что средние школы дают некачественное образование.
– Учителя современной средней школы имеют не то что низкие знания, а вообще их не имеют. Если раньше педагогов готовили во всех 16 областях, то в 1997 году все эти учебные заведения были сокращены, остались только в одном-двух городах. Позднее в 2000 году в 10 областях обучение по педагогическим специальностям восстановили. За этот период в стране ежегодно готовилось по 2 тысячи педагогов, при общем количестве школ свыше 8 тысяч 400. Получается, по одному учителю на четыре школы, а по какой специализации их готовили – одному богу известно, — говорит Ерсайын Ергожа.
По его словам, 80 процентов учителей выходят из стен учебных заведений неподготовленными, социальное положение учителей низкое.
Он выражает обеспокоенность судьбой школьников, которых в стране около трех миллионов.
АТТЕСТАЦИЯ КАЖДЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ
Согласно данным, предоставленным управлением образования Алматы, в городе работают свыше 12 тысяч педагогов. Около 30 процентов из них имеют высшую квалификационную категорию, 23 процента – специалисты первой категории.
Как говорят в управлении образования, сейчас система повышения квалификации учителей претерпевает кардинальную реформу. Педагоги проходят обучение по новым технологиям, учитывающим передовой педагогический опыт. При Назарбаев интеллектуальной школе работает Центр педагогического мастерства.
В Центре педагоги проходят переподготовку в рамках Кембриджской программы, для них организуются трехмесячные курсы.
142 учителя, которые окончили эти курсы, получают 30-процентую надбавку к зарплате.
По информации городского управления образования, учителя должны проходить аттестацию каждые пять лет.
Вопросы корреспондента Азаттыка о средней заработной плате учителей, их обеспеченности жильем и других предоставляемых льготах, направленные управлению образования города Алматы, остались без ответа.
Источник: Радио Азаттык