Продвижение Казахстана в сообщество тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций республики в качестве его постоянного члена обязывает республику более активно реализовывать принятые на себя обязательства. В этой связи принятие национального плана действий «100 конкретных шагов» предусматривает разноуровневое решение вопросов, связанных с достижением заветной цели. Одним из шагов является шаг, направленный на привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры.
Востребованность данного шага продиктована временем и динамично меняющейся ситуацией в мировом сообществе. Если Казахстан хочет закрепить свою позицию в качестве ведущей центрально-азиатской республики, являющейся своеобразным мостом, связывающим Европу и Азию, то уже сегодня надо принимать необходимые меры по повышению качества отечественной транспортной инфраструктуры.
«Мы строим дороги, которые будут служить не одному поколению казахстанцев. Для этого необходимо не только качественное строительство, но и постоянная поддержка и обслуживание. Поэтому правительству необходимо подумать о создании единого оператора, который будет полностью отвечать за содержание и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры всей нашей страны», – отметил глава государства Нурсултан Назарбаев.
Вопрос об этом уже давно назрел, так как возросшая роль транспорта, усиливается в свете поставленных Главой государства задач по позиционированию республики в качестве моста между Европой и Азией. В связи с чем реализация транспортной стратегии на сегодня является первоочередной задачей для правительства страны.
Важной составляющей стратегии является положенный в ее основу принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль как регулятора рыночных взаимоотношений.
В свою очередь, предложенный Лидером Нации шаг, предусматривает создание для иностранных инвесторов благоприятных условий с последующей коммерциализацией использования дорожно-транспортной инфраструктуры с момента ее создания и последующей эксплуатации. Считается, что создание в стране единой транспортной сети под протекторатом единого оператора позволит ликвидировать существующие диспропорции в развитии транспортной системы между отдельными регионами республики.
Не последнюю роль в данном случае играет предусмотренное в данном случае делегирование отдельных функций от органов государственного управления транспортом к единому оператору, который, наряду с правами, будет нести ответственность за эффективную работу всей дорожно-транспортной инфраструктуры. Вполне вероятно, что делегирование функций не будет проходить одномоментно, а займет определенное время. Этот процесс будет во многом связан с постепенным совершенствованием национальной системы управления, а также с учетом развития национального рынка транспортных услуг.
Среди дивидендов, которые получит страна от реализации данного шага можно выделить следующие. Во-первых, будут предприняты меры по созданию благоприятного инвестиционного климата для зарубежных партнеров, что позволит привлечь в казахстанскую экономику финансы и перспективные проекты. Во-вторых, пересмотр действующих положений, позволит более активно внедрять инновации в транспортную сферу.
Кроме этого, участие зарубежных инвесторов в реализации совместных проектов в республике, равно как и проведение преобразований в транспортной сфере поможет решить ряд проблемных вопросов в транспортной инфраструктуре. Также нельзя забывать и о социальном эффекте. Речь идет о создании дополнительных рабочих мест, что в свою очередь снижает уровень безработных в стране, а с другой стороны – повышает благосостояние населения.
И самое главное, реализация прорывных проектов с участием зарубежных инвесторов позволит Казахстану более полно использовать свой транзитный потенциал, а значит — закрепить свои позиции в регионе в качестве евразийского моста.