АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Отчёт по практике: ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА ЗАТРАТ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Алматинский колледж экономики и статистики

                                                                  

                                                                

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ  

По производственной практики

Студент 310 гр. По профессии финансы Нурдаулетов Багдаулет

                                                                          

 

 

 

 

 

Руководитель практики: Кузембаева Э.Р.

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2008г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I.       ОРГАНИЗАЦИЯ  АУДИТА  ЗАТРАТ ОСНОВНОГО                  ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Понятие, цели, задачи аудиторской деятельности

1.2. Планирование и программы аудита.

 

II. АУДИТ  ЗАТРАТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ

2.1. Аудит материальных затрат

2.2. Аудит затрат на оплату труда

2.3. Аудит накладных расходов

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.             ОРГАНИЗАЦИЯ  АУДИТА  ЗАТРАТ ОСНОВНОГО                  ПРОИЗВОДСТВА

1.2.   Понятие, цели, задачи аудиторской деятельности

 

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РК не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности:

Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.

Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита. Понятие аудита Угольников в статье «История аудита»:

 «Аудит – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости».

«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям».

«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах».

В стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение:

«Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству , полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения».

Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:

  • независимость;
  • платность;
  • конфиденциальность.

Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях крайне широко, отождествляя с любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании аудита связан еще и с тем, что это понятие принято из западной литературы.

В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.

Джек Робертон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:

  1. свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;
  2. договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
  3. возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
  4. невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
  5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

  • подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
  • проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
  • контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по элементам. В книге «Аудит» – «смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств».

Цели аудита:

  1. степень общеприемлемости;
  2. правильное включение сумм;
  3. завершенность;
  4. право собственности (по включенным суммам);
  5. оценка;
  6. правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;
  7. разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);
  8. арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);
  9. раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задача аудитора состоит:

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и судах.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

  1. общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);
  2. обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
  3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
  4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);
  5. классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);
  6. разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);
  7. аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);
  8. раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

  1. самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом и содержание поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
  2. проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию по финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм и ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
  3. получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
  4. привлекать на договорной основе к участию в аудиторской деятельности аудиторов, работающих самостоятельно или в других организациях, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных во Временных правилах;
  5. отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим пунктом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:

  1. неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства РФ;
  2. немедленно сообщать заказчику, государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие наличия родственных, должностных или экономических связей, отсутствия лицензии, позволяющей провести аудиторскую проверку данного экономического субъекта; о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
  3. квалифицированно проводить аудиторские проверки, оказывать иные аудиторские услуги;
  4. обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных в ходе аудиторской проверки и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда, могут быть преданы огласке до вступления в силу договора (решения) арбитражного суда только с разрешения органов в том объеме, в котором они признают это возможным.

Аудитор (аудиторская фирма) обязана предоставить экономическому субъекту по его запросам исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением – о нормативных актах, на которых основываются его замечания и выводы. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (фирмы) могут быть взысканы на основании решения арбитражного суда по иску, предъявленному органом, выдавшим лицензию понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки, штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета РК с аудиторской фирмы. Кроме того, деятельность, при которой аудитор (фирма) осуществляют аудиторские услуги в установленном порядке без получения лицензий, влечет за собой взыскание на основании решения  суда по искам, предъявляемым прокурором государственной налоговой службой и органами налоговой полиции. Полученные в результате незаконной деятельности доходы изымаются в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размере понесенных ими расходов. Минфин РК в праве обратиться в  суд с иском о ликвидации данного юридического лица.

Каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказании аудиторских услуг обязан соблюдать правила этики поведения. В ряде зарубежных стран разработаны и действуют кодексы и положения, правила аудиторской этики. Профессиональная организация аудиторов Швеции приняла следующие правила этики:

  1. безупречное профессиональное поведение: аудитор должен постоянно доказывать, что он заслуживает доверия как профессионал. В пояснение – в тех случаях, которые не предусмотрены этими правилами, должен вести себя так, чтобы не дискредитировать себя и профессию; свои обязанности должен выполнять корректно и проявлять предусмотрительность в вопросах оплаты;
  2. независимость, т.е. аудитор должен непредвзято и объективно выполнять обязанности и поэтому он всегда должен быть независим, когда получает приглашение (назначение) на проверку. В пояснение – не должен приступать к выполнению обязанностей, если он или его фирма находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки;
  3. недопущение несовместимой с аудиторством деятельности – аудитор не должен осуществлять те виды деятельности, которые несовместимы с его профессиональным долгом – быть независимым аудитором. В пояснение – аудитор может действовать в пределах своей компетенции или компетенции своей фирмы;
  4. безукоризненное исполнение профессиональных обязанностей – аудиторы должны скурпуллезно соблюдать требования законодательства правительственных органов с тем, чтобы получить убедительное подтверждение своим выводам. Аудитор обязан учитывать и защищать законные интересы акционеров, кредиторов и других заинтересованных сторон;
  5. конфиденциальность – аудитор не должен раскрывать фактов или информации, которые стали ему известны в ходе аудиторской проверки, если только клиент не дает на это своего разрешения, не должен использовать эту информацию для своей собственной выгоды;
  6. поддержание добрых отношений с коллегами по профессии: прежде чем высказать критическое замечание в адрес коллеги, совершившего ошибку в работе, аудитор обязан взвесить все обстоятельства, при которых это случилось. Замечание должно быть высказано в корректной форме;

не рекламировать чрезмерно себя и не навязывать свои услуги. Несоблюдение этого правила – дискредитация профессии.

 

1.2. Планирование и программы аудита.

 

Порядок планирования аудита определяется правилами (стандартами) регламентирующими ауди­торскую деятельность.

Целью планирования является установление норм, применя­емых аудиторской фирмой или ауди­тором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринима­теля при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами правила (стандарта) аудиторской деятельности являются:

       а) описание предварительного этапа планирования аудита;

       б) формулирование принципов под­готовки общего плана и программы аудита;

 в) описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматрива­ющего подготовку официального ауди­торского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный ха­рактер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкрет­ного задания от обязательных требова­ний данного правила (стандарта) ауди­торская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете   руководству   экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Аудиторская организация дол­жна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование, являясь началь­ным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожи­даемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разра­ботке аудиторской программы, опреде­ляющей объем, виды и последователь­ность осуществления аудиторских про­цедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответ­ствии со следующими частными прин­ципами:

а) комплексности планирования;

б) непрерывности планирования;

в) оптимальности планирования.

Принцип комплексности пла­нирования аудита предполагает обеспе­чение взаимоувязанности и согласован­ности всех этапов планирования — от предварительного планирования до со­ставления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности пла­нирования аудита выражается в уста­новлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирова­ния по срокам и по смежным хозяй­ствующим субъектам (структурным под­разделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При плани­ровании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопро­вождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хо­зяйственной деятельности экономиче­ского субъекта и результатов проме­жуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности пла­нирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудитор­ской организации следует обеспечить вариантность планирования для возмож­ности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных са­мой аудиторской организацией.

При планировании аудита аудиторской организации следует выде­лить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана. аудита;

в) подготовка и составление про­граммы аудита.

Содержание предварительного планирования аудита:

Для эффективного планирова­ния аудита до написания письма-обя­зательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская ор­ганизация должна согласовать с руко­водством экономического субъекта ос­новные организационные вопросы, свя­занные с проведением аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознако­миться с финансово-хозяйственной де­ятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность эконо­мического субъекта, отражающих эко­номическую ситуацию в стране (реги­оне) в целом и ее отраслевые особен­ности;

б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность эконо­мического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует ознако­миться с:

а) организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

б) видами производственной дея­тельности и номенклатурой выпускае­мой продукции;

в) структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономи­ческого субъекта подлежат котировке);

г) технологическими особенностями производства продукции;

д) уровнем рентабельности;

е) основными покупателями и по­ставщиками экономического субъекта;

ж) порядком распределения при­были, остающейся в распоряжении ор­ганизации;

з) существованием дочерних и за­висимых организаций;

и) организованной экономическим субъектом системой внутреннего конт­роля;

к) принципами формирования оп­латы труда персонала.

Источниками получения ин­формации об организации для аудитора должны являться:

а) устав экономического субъекта;

б) документы о регистрации эко­номического субъекта;

в) протоколы заседаний совета ди­ректоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

г) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъ­екта и внесение изменений в нее;

д) бухгалтерская отчетность;

е) статистическая отчетность;

ж) документы планирования дея­тельности   экономического   субъекта (планы, сметы, проекты);

з) контракты, договоры, соглаше­ния экономического субъекта;

и) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

к) внутрифирменные инструкции;

л) материалы налоговых проверок;

м) материалы судебных  исков;

н) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

о) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным пер­соналом экономического субъекта;

п) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает   возможность   проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным прове­дение аудита, она переходит к форми­рованию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обя­зана учитывать:

а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовитель­ного, основного и заключительного;

б) предполагаемые сроки работы группы;

в) количественный состав группы;

г) должностной уровень членов группы;

д) преемственность персонала группы;

е) квалификационный уровень чле­нов группы.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита:

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономи­ческом субъекте, а также на резуль­татах проведенных аналитических про­цедур.

С помощью проведения ана­литических процедур аудиторская ор­ганизация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических про­цедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской от­четности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, дейст­вующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внут­реннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она сво­евременно предупреждает о возникно­вении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную инфор­мацию. Оценивая эффективность сис­темы внутреннего контроля, аудитор­ская организация должна собрать до­статочное количество аудиторских до­казательств. Если аудиторская органи­зация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бух­галтерского учета для получения до­статочной степени уверенности в до­стоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской ор­ганизации следует установить прием­лемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие счи­тать бухгалтерскую отчетность досто­верной. Планируя аудиторский риск, аудиторская  организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтер­ской отчетности и риск контроля, ко­торые присущи этой отчетности неза­висимо от аудита экономического субъ­екта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходи­мые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельст­ва, влияющие на изменение аудитор­ского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и про­грамму аудита, аудиторской организа­ции следует учитывать степень авто­матизации обработки учетной инфор­мации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может со­гласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные по­ложения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская органи­зация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых ауди­торской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. АУДИТ  ЗАТРАТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ

2.1. Аудит материальных затрат

 

Экономически обоснованная классификация производственных затрат является основой организации учета производственной деятельности.

Для планирования, учета и аудита производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, видам продукции (работ, услуг) и видам расходов

По видам расходов

Группировка по видам расходов общепринята в экономике и включает в себя две классификации:

  • а) по экономическим элементам затрат (или по экономическому содержанию);
  • б) по калькуляционным статьям (или по целевому назначению) расходов.

Мы рассмотрим группу затрат по экономическим элементам. Она применяется при формировании себестоимости по предприятию в целом и включает три основные группы расходов:

  1. материальные затраты;
  2. затраты на оплату труда;
  3. накладные расходы.

Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить структуру себестоимости. Для этого исчисляют удельные веса каждого вида затрат в процентах ко всей себестоимости. Отрасли промышленности существенно отличаются по структуре себестоимости продукции (работ, услуг). В одних преобладают затраты на заработную плату (трудоемкие отрасли), в других — материальные затраты (материалоемкие отрасли), в третьих — расходы на электроэнергию (энергоемкие отрасли), в четвертых — амортизация (фондоемкие отрасли), в пятых — затраты на топливо (топливоемкие отрасли) и т.д.

Для того, чтобы проверить правильность движения материалов, нужно знать как они учитываются и используются.

Сырье и материалы — затраты на сырье и основные материалы, которые образуют основу изготовляемой продукции или являются необходимы­ми компонентами при ее изготовлении.

Основанием для списания на производство израсходованных сырья и основ­ных материалов служат лимитно-заборные карты и накладные-требования (внут­реннее перемещение) материалов. Данные этих документов группируют в таб­лице «Распределение расхода материалов», а затем записывают в ведомость «Зат­раты по цехам» и в регистры аналитического учета (ведомости, карточки, маши­нограммы).

Вспомогательные материалы — затраты на вспомогательные материалы, используемые в процессе изготовления продукции для обеспечения нормального техно­логического процесса (вспомогательные материалы на технологические цели).

В статье  «Материалы» отражается стоимость:

  • приобретаемых со стороны сырья, основных материалов с учетом транспортно-заготовительных расходов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимыми компонентами при изготовлении продукции (проведение работ, оказании услуг);
  • покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведения испытаний, контроля, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам;
  • природного сырья (попенная плата, плата за воду, забираемую субъектами из водохозяйственных систем, и другие платежи, возмещающие затраты специализированных организаций на поиск, разведку, охрану, организацию использования и возобновление ресурсов природного сырья), на рекультивацию земель, оплату работ по рекультивации земель, осуществляемых специализированными организациями; 
  • покупных изделий, полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке на данном субъекте, монтажу;
  • работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними субъектами: выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов и контролю за соблюдением установленных технологических процессов; 
  • услуги стороннего транспорта по доставке запасов до центральных складов. Расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-загрузочные) сырья, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов транспортом самого субъекта и его персоналом, включаются в соответствующие элементы затрат на производство (заработная плата, материалы, топливо и т. д.).

К транспортно-заготовительным расходам относятся следующие виды затрат:

1) наценки, уплаченные снабженческо-сбытовым организациям;

2) провозная плата со всеми дополнительными сборами;

3) расходы на разгрузку и доставку материалов на склады субъекта;

4) расходы на содержание специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовок;

5) расходы на командировки, связанные с непосредственной заготовкой материалов и доставкой их на склады субъекта с мест заготовок (командировочные расходы шоферов и грузчиков данного субъекта при доставке грузов от поставщиков и др.);

Из затрат на материалы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов или полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе превращения исходного материала в готовую продукцию, утратившие полностью или частично потребительные качества исходного материала (химические или физические свойства, в том числе полномерность, конфигурацию и т. п.) или вовсе не используемые по прямому назначению.

Не относятся к отходам остатки материалов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха субъекта в качестве полномерного материала для изготовления других деталей или изделий основного производства. Не относится к отходам также попутная (сопряженная) продукция (шкуры, кишечное сырье, жир-сырец, субпродукты и т. п.) в мясо-жировом производстве, глицерин и другие, перечень которой устанавливается учетной политикой субъекта.

Возвратные отходы оцениваются (безвозвратные отходы оценке не подлежат) в следующем порядке:

1) по пониженной цене исходного сырья и материалов (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), или используются для нужд вспомогательного производства или изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

2) по установленным ценам на отходы за вычетом расходов на их сбор и обработку, когда отходы, обрезки, стружка и другое идут в переработку внутри субъекта или сдаются на сторону;

3) по полной цене исходного сырья или материалов, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве кондиционного сырья или полномерного (полноценного) материала.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу “Материальные затраты”, формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организация, стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Для учета материальных затрат используется счет 901 «Материалы», который предназначен для обобщения информации о материальных затратах предприятия за отчетный период.

Расход в производстве сырья, основных материалов и комплектующих изделий определяется на основании первичных документов (лимитно-заборных карт, материальных требований и т.д.), в которых указывается наименование (номер) цеха, изделия или заказа.Расход основных материалов отражается в калькуляциях двумя показателями: без вычета отходов и за их вычетом. Данные ведомостей распределения расхода материалов служат основанием для соответствующих записей по учету затрат на счете 900 «основное производство» и по счету 821 «общие административные расходы». В ведомости № 12 отражается расход материалов на нужды основного пр-ва, при этом кредитуются счета 20 подраздела (на стоимость израсходованных материалов, покупных п/ф и комплектующих изделий). Материалы, списанные в течение месяца на затраты производства по учетным ценам, в конце месяца корректируются до фактической себестоимости их приобретения (путем списания соответствующей суммы отклонения между фактической их себестоимостью и стоимостью по учетным ценам).

       Изучая систему бухгалтерского учета операций производственного цикла аудитор в первую очередь интересуется процедурами, которые должны гарантировать, что понесенные производственные затраты разрешены, точно зафиксированы и суммированы. Ошибки в данных о производстве и запасах могут повлечь за собой принятие неправильных решений. Например, неточные сведения о запасах могут привести к ошибочным решениям в отношении закупок или выполнения производственной программы. Излишне большие запасы увеличивают текущие расходы по хранению и повышают риск устаревания. Недостаточные запасы могут привести к их дефициту, простоям производства и потере сбыта. Эффективные процедуры контроля уровня запасов сокращают возможность появления ошибок в учетной и другой информации, которой пользуется администрация при управлении бизнесом , и тем самым способствуют эффективности управления.

Аудитор, который понимает роль планирования и составления графиков в производственном процессе, сможет более эффективно оценить неотъемлемый и контрольный риски, связанные с запасами и себестоимостью продукции.

При проверке списания на себестоимость продукции материальных затрат аудитор должен обратить внимание на:

  • наличие утвержденных норм расхода материалов, и как фактически производится их списание на производство;
  • не было ли списания на производство материалов, не относящихся к производству конкретного вида продукции;
  • ведется ли учет брака в производстве, и куда списаны суммы потерь от брака;
  • правильно ли производится оценка и списание возвратных отходов производства;
  • правильно ли производится списание на производство отклонений в стоимости материалов, учтенных на счете 16;
  • правильно ли производилось отнесение на производство стоимости недостач и потерь ценностей в пределах норм естественной убыли.

Условия списания на издержки сумм по недостачам ценностей:

  • акт инвентаризации ценностей, где обоснована недостача;
  • недостача в пределах норм естественной убыли;
  • приказ руководителя организации о списании стоимости недостающих ценностей на затраты производства.

Методы оценки НЗП (незавершенного производства) определяются учетной политикой организации. В ходе аудиторской проверки следует проверить состояние учета НЗП, своевременность и правильность его инвентаризации, безошибочности отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и правильность оценки НЗП.

Большое значение для проверки сохранности полуфабрикатов, деталей, узлов, обнаружения неучтенного брака имеет инвентаризация. Проверки показывают, что на отдельных предприятиях инвентаризация НЗП проводится некачественно и нерегулярно, инвентаризации подвергается не весь состав НЗП, а лишь его часть, результаты инвентаризации не отражаются в учете. Ослабленное внимание работников бухгалтерии к инвентаризации НЗП приводит к безответственности должностных лиц в расходовании материальных ценностей в производстве, поэтому постановка учета НЗП и соблюдение сроков инвентаризации должны быть тщательно проверены.

Аудитор должен проверить, правильно ли отражены в учете выявленные в ходе инвентаризации недостатки и излишки НЗП.

Для того, чтобы обоснованно оценить состояние учета затрат на производство, целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанные ведомости, где должны быть предусмотрены специальные показатели:

  • содержание операций;
  • наименование документа;
  • дата составления и № документа;
  • сумма;
  • корреспонденция счетов;
  • примечания.

В примечании аудитор записывает выводы и предложения по устранению недостач.

2.2. Аудит затрат на оплату труда

 

       В процессе проверки аудитор определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие и др.), разные временные периоды (обычно один месяц квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной заработной платы должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги  начислений или по данным расчетных ведомостей  подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.

Как известно, различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты  в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

При проверке начисления заработной платы аудитору необходимо знать, что основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые две формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. В этом случае заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. При использовании повременно премиальной системы оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или другому измерителю.

Первичными документами по учету  труда работников при повременной оплате труда являются табели.

При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.). При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы. При косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

Аккордная форма оплаты труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

Организации, кроме бюджетных, могут устанавливать всем или отдельным категориям работников расчетный период в двенадцать календарных месяцев, предшествующих уходу в отпуск. При этом из расчетного периода исключается время, а также начисленные сумы, когда:

  • работник получил пособие по временной нетрудоспособности;
  • работник был в отпуске без сохранения средней заработной платы (по семейным обстоятельствам);
  • работник не работал в связи с простоем не по вине работника, в том числе из-за приостановки деятельности организации;
  • работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не имел возможности выполнять свою работу;
  • по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Кроме того, при расчете средней заработной платы из расчетного периода исключаются праздничные дни, установленные законодательством.

Аудитору необходимо помнить, что если в расчетном периоде или в том месяце, когда работник уходит в отпуск, произошло повышение тарифных ставок или окладов по отрасли или на предприятии, то заработок работника должен корректироваться на коэффициент повышения. Эта корректировка не производится, если тарифная ставка или оклад повышены у конкретного работника.

Перерасчет производится по-разному в зависимости от того, когда произошло повышение тарифных ставок:

  • в пределах расчетного периода – повышению подлежат тарифные ставки и другие выплаты за предшествующий изменению отрезок времени;
  • после расчетного периода до начала отпуска – повышению подлежит средняя заработная плата, рассчитанная исходя из расчетного периода;
  • во время отпуска – повышению подлежит лишь та часть средней заработной платы, которая приходится на период с момента повышения тарифных ставок.

 

В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Как известно, синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 671 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи.            Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда  и совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные и удержания по инициативе организации. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; в погашение задолженности по подотчетным суммам; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за товары, купленные в кредит; подписная плата за периодические издания и т.п.

Проверка правильности удержаний из заработной платы осуществляется  аудитором выборочно. Причем размеры выборки определяются теми же методами, что и при проверке начислений. Затем по данным свода удержаний определяются виды удержаний из заработной платы, осуществляемые на конкретном экономическом субъекте.

   Перед тем как приступить к проверке сводных расчетов по оплате труда, аудитору необходимо проверить сводную ведомость по заработной плате, которая представляет собой сводный расчет по начислению заработной платы и удержаний из нее. В сводной ведомости представлены коды (виды) начислений и удержаний  и относящиеся к ним суммы. Кроме того, здесь отражается сумма, которая должна быть выдана работникам предприятия.

При проверке расчетно-платежной ведомости аудитор построчно проверяет расписки в получении денег и суммирует выданную заработную плату. Против фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка в получении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано». Расчетно-платежная ведомость в этом случае должна закрываться двумя суммами – выданной наличными и депонированной.

Необходимо отметить, что проверка записей на счетах бухгалтерского учета является одним из ответственных вопросов при проведении аудита предприятия, ибо она служит делу обеспечения достоверности показателей форм бухгалтерской отчетности, с которой и снимается основная информация, характеризующая показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и дающая основу для принятия управленческих решений.

При сплошной или выборочной проверке аудитору следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания отраженных в указанных регистрах хозяйственных операций и выявить случайные арифметические ошибки и случайные неправильные бухгалтерские записи (проводки) – для их устранения в дальнейшем, а также сознательные ошибки, т.е. бухгалтерские записи, произведенные в целях вуалирования и фальсификации отчетных данных.

В заключение  аудита расчетов по оплате  труда необходимо сверить обороты по счету 671 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с данными журналов-ордеров корреспондирующих счетов.

2.3. Аудит накладных расходов

Деление расходов на основные и накладные служит основой для оценки деятельности подразделении и тесно связано с процессами планирования, учета, анализа, контроля и регулирования производственной деятельности.

К накладным относятся все расходы предприятия, кроме прямой заработной платы и прямых материальных затрат. Они вызваны подготовкой, организацией, обслуживанием и управлением.

Накладные расходы подразделяются на две группы, накладные общепроизводственные расходы и общехозяйственные. Производственные накладные расходы — это расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Они возникают в производственных подразделениях — участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством.

В состав производственных накладных расходов входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы на управление и содержание зданий, сооружений производственного назначения и др. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования по отношению к производству являются основными, так как без машин и оборудования невозможен процесс производства. Однако они не могут быть отнесены к прямым затратам на продукцию, производственный процесс, заказ. Например, расходы на профилактические осмотры оборудования, текущий ремонт оборудования. Между тем некоторые статьи этих расходов могут быть отнесены к прямым, если объектом учета является заказ, на выполнение которого полностью задействовано оборудование данного производственного подразделения или участка.

К расходам на содержание и эксплуатацию оборудования относят расходы на смазочные, обтирочные и другие виды материалов идя текущего ухода и ремонта оборудования; амортизацию оборудования и транспортных средств (внутризаводской транспорт); заработную плату с отчислениями на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование; расходы всех видов энергии, пара, вжатого воздуха, воды; услуги вспомогательных производств; готовой продукции; износ и расходы по восстановлению малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений; прочие расходы, связанные с работой оборудования.

Расходы на управление производством объединяют заработную плату и отчисления на социальные нужды производственно-диспетчерского аппарата и административно-управленческого аппарат цехов, производственных подразделений; затраты на подготовку и организацию производства; амортизацию, содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, используемых для производственных нужд и хранения полуфабрикатов собственного производства; затраты на обеспечение нормальных условий работы, на профориентацию и подготовку кадров; износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря и другие расходы на управление производственными подразделениями.

Общим для производственных накладных расходов является то, что обе группы состоят из комплексных статей, возникают в большей степени в производственных подразделениях, планируются и учитываются по местам их возникновения, контролируются бюджетно-сметным методом, распределяются косвенным путем между видами продукции и между готовой продукцией и незавершенным производством.

Накладные расходы — расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, которые имеют ряд общих характеристик:

  1. носят комплексный характер — в составе расходов отражаются все экономические элементы затрат;
  2. при выпуске двух и более изделий эти расходы не могут быть отнесены прямо на изделия и распределяются между готовой продукцией, с одной стороны, и незавершенным производством — с другой, а затем и между изделиями косвенным порядком.

В статью «Накладные расходы» включаются:

  • затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями, другими средствами и предметами труда;
  • затраты по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение среднего, текущего и капитального ремонтов);
  • оплата труда вспомогательного производственного персонала, премии рабочим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты;
  • отчисления по установленным нормам на социальное, медицинское страхование, в Государственный фонд содействия занятости от затрат на оплату труда работников, занятых в производстве;
  • затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических норм, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых субъектами медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории субъекта, на поддержание чистоты и порядка на производстве, обеспечение противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации субъекта, надзора и контроля за их деятельностью;
  • затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, связанные с особенностями производства и предусмотренные соответствующим законодательством;
  • плата за аренду производственных фондов;
  • командировочные расходы, связанные с производственной деятельностью; потери от простоев, а также другие производительные расходы и потери.

В перечень затрат, составляющих накладные расходы, могут быть внесены изменения с учетом особенностей техники, технологии и организации производства соответствующей отрасли и удельного веса в себестоимости продукции отдельных видов затрат. К примеру, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию новых организаций, производств, цехов и агрегатов. Величина этих расходов определяется сметой с необходимыми расчетами к ней, составляемой исходя из установленного режима, продолжительности и других условий, пробной эксплуатации и освоения вводимых в действие объектов. При составлении сметы следует иметь в виду, что стоимость продукции, полученной в период комплексного опробования и соответствующей установленным стандартам или техническим условиям, исключается из общей суммы пусковых расходов. При утверждении сметы пусковых расходов определяются конкретный порядок и сроки списания их на себестоимость продукции исходя из нормативных сроков освоения вводимых производственных мощностей.

В течение этого времени расходы на освоение включаются в себестоимость отдельных видов продукции по нормам погашения, устанавливаемым на единицу продукции исходя из общей суммы расходов, длительности периода их погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде. При изготовлении нескольких видов продукции расходы на освоение новых организаций, производств, цехов и агрегатов распределяются между ними пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих (без доплат по прогрессивно-премиальным системам) и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

При изготовлении изделий по индивидуальным заказам фактические затраты на подготовку производства относятся полностью на себестоимость соответствующего изделия или партии изделий.

Расходы на подготовку и освоение производства включают затраты на подготовительные работы в промышленности.

Конкретный перечень подготовительных работ и порядок включения в себестоимость затрат, связанных с их проведением, устанавливаются учетной политикой субъекта.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственного и подъемно-транспортного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, а также амортизацию и затраты на восстановление инструментов и приспособлений.

В тех случаях, когда расходы на содержание цехового транспорта составляют значительный удельный вес в себестоимости продукции, эти расходы целесообразно выделять в отдельную позицию «Внутризаводское перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов и продукции», где обобщается информация по расходам на содержание и эксплуатацию (включая текущий ремонт и амортизацию) авто- и электрокаров, тепловозов и других видов нетехнологического транспорта.

В состав расходов на содержание и эксплуатацию оборудования не должны включаться затраты, не связанные с работой оборудования (например, затраты на вспомогательные материалы, используемые на технологические цели и относящиеся к статье «Сырье и материалы», на заработную плату производственных рабочих, оплачиваемых повременно, которые относятся к статье «Оплата труда». Распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования между видами произведенной продукции должно производиться исходя из величины этих расходов в час работы оборудования и продолжительности его работы (с учетом стоимости, сложности, мощности и других характеристик оборудования) при изготовлении единицы соответствующего вида продукции. Для этого определяются сметные (нормативные) ставки, рассчитываемые на основе данных о количестве машино-часов. В целях уменьшения трудоемкости исчисления сметных ставок допускается применение единых коэффициентов затрат для групп оборудования однородных субъектов, которые могут разрабатываться экономическими лабораториями, отраслевыми институтами. Методика расчета сметных ставок расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и порядок распределения их приводятся в учетной политике субъекта.

В цехах вспомогательного производства, выпускающих однородную продукцию с примерно одинаковой степенью механизации ее производства, допускается распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования между отдельными заказами и видами работ пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

Для субъектов отдельных отраслей промышленности с учетом их особенностей в технике, технологии и организации производства могут устанавливаться и другие методы распределения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Накладные расходы каждого цеха включаются только в себестоимость продукции, которая изготовляется данным цехом. При определении доли накладных расходов, относящейся к работам (услугам), выполняемым для своих вспомогательных подразделений, из их состава исключаются расходы, которые не связаны с производством этих работ (услуг).

В составе накладных расходов также планируются и учитываются:

1) затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции;

2) другие расходы, не относящиеся ни к одной из указанных выше статей затрат.

К затратам на гарантийное обслуживание и ремонт относятся расходы субъектов, изготовляющих продукцию, на которую установлен гарантийный срок службы, связанные с содержанием персонала, обеспечивающего нормальную эксплуатацию изделий у потребителя в пределах установленного гарантийного срока (инструктаж, техническое обслуживание, наладка, проверка правильности использования изделия и др.).

В то же время каждая из рассматриваемых групп состоит из расходов разного экономического содержания. Различия должны определять выбор и обоснование баз распределения затрат и источников возмещения. И с этих позиций усиливается значение классификации производственных накладных расходов, принятой внутри предприятия.

Аудитор внимательно проверяет состав и порядок распределения накладных расходов. На основании первичных документов проверяется правильность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, рекламу, заработную плату управленческого персонала и другое.

Порядок распределения накладных расходов ( пропорционально производственным материальным затратам, заработной плате производственных рабочих, на основе нормативных ставок и.т.п.) должен быть утвержден учетной политикой предприятия. При этом аудитор должен обращать внимание на особенности учета накладных расходов. Также особое внимание нужно уделить корректировочным записям в целях установления правильности списания калькуляционных разниц. Здесь могут быть искусственные нарушения, увеличивающие или уменьшающие себестоимость продукции при ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Учет затрат на основное производство, и производство в целом, имеет самые неограниченные перспективы развития, т. к. современная рыночная экономика со своей, все нарастающей степенью конкуренции, обязывает предприятия задуматься над своими затратами на производство с целью более свободного маневрирования  своей продукции на рынке. Это является одной из наиболее важных причин, по которым предприниматели обращаются за помощью к аудиторским организациям.

Аудиторская проверка производственных затрат является довольно тру­доемким процессом, требующим от аудитора знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчис­ления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйствен­ной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать силь­ные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат.

При изучении затрат аудитору важно документально установить пра­вильность исчисления себестоимости продукции. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны быть правильно оформ­лены и содержать все обязательные реквизиты.

          Проверяя, обоснованно ли отнесены затраты на себестоимость продук­ции, аудитору необходимо знать, что они группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

          Аудитор должен выяснить:

  • правильность разграничения производствен­ных затрат по отчетным периодам;
  • соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты произ­водства;
  • правильность включения в себестоимость износа по основным средствам, и других видов расходов, в том числе связанных с уп­равлением производством;
  • обоснованность распределения общепроиз­водственных расходов по объектам калькуляции;
  • организацию учета воз­вратных отходов и брака;
  • правильность применяемой корреспонденции счетов и др.

В результате проведенной работы хотелось затронуть гораздо больше вопросов касающихся учета и аудита затрат на основное производство, а поэтому рассчитываю, что шире и в более полном объеме я постараюсь отразить данную тему в дипломной работе.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26.12.1995 г. №2732(с изменениями и дополнениями от 11.06.2004 г.)
  2. Стандарты бухгалтерского учёта. – Алматы: «Юрист»,2005.
  3. Типовой план счетов бухгалтерского учёта. Утверждён приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2002 г. №438. Методические рекомендации по применению типового плана счетов. Утверждены приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2003 г. №441.
  4. Приказ Министерства финансов Республики Казахстан от 11.03.2004 N 117 «Об утверждении регистров бухгалтерского учета»
  5. Радостовец В.К., Радостовец В.В., О.И.Шмидт «Бухгалтерский учет на предприятии» — Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002.
  6. Карпова Т.П. Управленческий учёт. — М.: Аудит, ЮНИТО, 2000 г.
  7. Назарова В.Л., Фурсов Д.А., Фурсова С.Д. «Управленческий учет». – Алматы: Экономика 2005г.
  8. И. Е. Глушков «Бухгалтерский учет на современном предприятии», -М., 2000.
  9. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М. 2000 г.
  10. Библиотека бухгалтера и предпринимателя № 4 (141), апрель 2002 г.
  11. «Управленческий учет I» Учебное пособие: Алматы «Раритет» 2005 г.
  • Ажибаева З.Н. Аудит: Учебник.  -Алматы: Экономика , 2004 г.

 

  1. Е.В. Линкина, Е.Д. Халевинская, «Аудит затрат на производство» // Аудит и финансовый анализ , 2001 г.
  • А.В.Газарян, «Аудиторская проверка финансовых результатов и их использования»//Бухгалтерский учет, №5, 2001 г.
  1. Шеремет А.Д. , Суйц В.П. Аудит. – М.:ИНФРА – М, 2001.- С. 262 — 265