«В ближайшие два-три года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования. (Из Послания Президента страны народу Казахстана)
На площадке палаты предпринимателей Мангистауской области состоялось заседание круглого стола на тему «Пути внедрения дуальной системы образования в ТиПО – германский опыт». На встрече предприниматели региона и директора колледжей обратились с просьбой оказать содействие в разработке программы, которая могла бы обеспечить надежную кадровую основу.
С приветственным словом к участникам заседания круглого стола обратился директор региональной палаты предпринимателей Жанбырбай Доспаев, который отметил, что вопрос развития дуальной системы профессионально-технического образования в регионе один самых актуальных, и здесь востребован опыт таких передовых стран как Германия.
Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?
Оказывается, можно. Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.
Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров». У немцев не грех поучиться и традиционно уважительному отношению к той разновидности труда, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая, научиться что-то делать своими руками.
Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время — на предприятии. В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию). А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке. Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.
Участникам был показан видеоролик о дуальной системе обучения в Германии. Как известно, под «дуальностью» понимают схему, когда образование молодых людей по выбранной профессии происходит в колледже и на предприятиях.
Возникает вопрос: почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. А наша молодежь хочет получить все и сразу (менталитет такой!), поэтому каждый сразу видит себя менеджером с большой зарплатой. В Германии же созданы отличные условия для работы, в том числе по рабочим специальностям плюс имеются отличные условия для обучения (по той же дульной системе). Немецкие компании не ждут милостей от природы, а активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды.
По словам Жанбырбая Доспаева, региональная палата предпринимателей поддерживает предложение учебных заведений и выражает свою готовность найти партнеров из Германии.
– Мы уже имеем опыт работы в этом вопросе. Мангистаускую палату предпринимателей по нашей инициативе недавно посетил эксперт из Германии Гвидо Гербердинг, который ознакомил представителей коллежей нашего региона с дуальной системой обучения, существующей в Германии. Дуальная система (по немецкой модели) могла бы быть хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствовало бы развитию промышленности и экономики. На мой взгляд, к этому нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается несколько проблем. Во-первых, стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала, – отметил он.
По словам члена регионального совета предпринимателей Мангистауской области Зареты Фаталиевой, давно пора перенимать германский опыт, так как на многих предприятиях внедряют зарубежную технологию.
– Сегодня остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов, умеющих работать на иностранном оборудовании, с новыми технологиями. Обучать персонал за пределами страны не по карману многим компаниям. Именно поэтому нужно внедрять данную систему. Лично мне и моим работникам данный опыт необходим, и я уверена в том, что эти вопросы по силу региональной палате предпринимателей. И не далек тот день, когда не только крупный и средний бизнес получат от этого пользу, но и малый, – отметила предприниматель.
Генеральный директор ТОО «Oi lField Inspection Consultants» Наказат Хуссаин, также выразил готовность к сотрудничеству с колледжами и поддержал инициативу по совместной подготовке профессионально-технических кадров в регионе на основе широко распространенной в Германии дуальной системы.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.
Итогом данной встречи является то, что многие предприниматели области выразили готовность сотрудничать с колледжами в данном направлении.
Александр ПОКАТИЛОВ