АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Первая любовь в школе: От побега из дома до самоубийства

Первая любовь в школе: От побега из дома до самоубийстваКогда вас настигла первая любовь? В 6, в 8 лет? Или в 14? Сбегали ли вы со своим возлюбленным куда глаза глядят? Мучились от страха, приглашая на танец ту самую девочку из параллельного класса? Наблюдали с грустью, как вместо вас выбирают другого? 8 октября на российские экраны выходит картина «14+», которая заставляет зрителей — вне зависимости от возраста — вновь окунуться в то волшебное состояние, когда от одних взглядов становится трудно дышать.

Несмотря на обвинения современных блюстителей нравственности, на основе одного только трейлера сделавших выводы и призывающих едва ли не казнить создателей фильма, «14+» — целомудренное произведение в лучших традициях мирового кино о первой любви. Нет, там нет сцен секса между подростками. Это к Ларри Кларку. А во время просмотра «14+» зал — а КиноПоиск побывал на трех показах — взрывается аплодисментами, когда Леша наконец-то решает пригласить Вику на танец на школьной дискотеке. Потому что это, в каком-то смысле, страшнее, чем первый секс, и точно требует не меньше мужества. К тому же, это невероятно смешное кино, в котором узнают себя и родители, и дети.

Вместе с создателями фильма «14+» КиноПоиск решил вспомнить другие фильмы о влюбленных подростках и еще раз убедиться, что в чувствах, возникающих между школьниками, нет ничего криминального. Символическое ограничение — 14 лент, хотя, конечно, их гораздо больше.

«А если это любовь?», 1962

Дискуссии, которые сейчас вызывает фильм «14+», были куда актуальнее в строгую эпоху советских 1960-х. Именно в условиях тоталитарного контроля над частной жизнью отношения двух десятиклассников, Ксении и Бориса, оказываются невозможными. Родители и учителя порицают их даже не любовь — за еще не оформившееся чувство привязанности и интереса друг к другу. Отдел культуры ЦК КПСС называл фильм «идейно ошибочным», создающим «искаженное представление о нашей действительности», тогда как сценарий был основан на реальном случае: молодые влюбленные, доведенные до отчаяния подозрениями и непониманием со стороны взрослых, решились на самоубийство.

«Ромео и Джульетта», 1968

Ныне классическая экранизация шекспировской истории о юных влюбленных в конце 60-х вызывала бурные споры и считалась новаторской: Дзеффирелли не только выбрал актеров 16 и 17 лет на главные роли, максимально приблизив их к персонажам пьесы, но и показал Ромео и Джульетту обнаженными после первой брачной ночи. Фильм итальянского режиссера стал одной из самых титулованных (два «Оскара», три «Золотых Глобуса», премия Давида Донателло, награды Британской Академии Кино- и Телеискусства и множество других призов) экранизаций и до сих пор находит отклик у зрителей.

«Шведская история любви», 1970

Именно дебютный фильм Роя Андерссона (кстати, совсем непохожий на его последующие работы) вдохновил Андрея Зайцева на создание «14+». Герои Андерссона живут в свободное и раскрепощенное время: короткие юбки, сигареты и алкоголь едва ли смущают экранных родителей юных влюбленных, те слишком заняты своими проблемами. А предоставленные сами себе подростки робко изучают друг друга. Смотря «Шведскую историю любви» сейчас, удивляешься, как мало изменилось: современные подростки легко узнают себя, да и в моде как раз 70-е.

«Сто дней после детства», 1975

Поэтическая лента Сергея Соловьева о последнем лете детства, которое главный герой проводит в пионерском лагере — тонкое кино о взрослении, которое невозможно без первой любви, часто невзаимной и трагической. Любовный четырехугольник, в котором нет победителей, похож на лабиринт, выход из которого оказывается выходом во взрослую жизнь.

«Когда я стану великаном» , 1979

Невысокий, но харизматичный Петя Копейкин безответно влюблен в Машу Горошкину, а та считает его лучшим другом и признается в симпатии к новенькому Коле. Благородный Петя передает Коле стихи, посвященные Маше, чтобы тот выдал их за свои. Пронзительная история о рыцаре-восьмикласснике насыщена деталями, которые и сейчас легко возвращают зрителя в советское школьное детство, а обаяние Михаила Ефремова, сыгравшего Копейкина, не оставляет шансов не влюбиться.

«В моей смерти прошу винить Клаву К.», 1979

Отношения Сережи и Клавы начались еще в садике, однако это тот случай, когда детская влюбленность перерастает в болезненную привязанность, причем невзаимную. Клаве Сережа не нужен, она влюблена в другого, и герою непросто смириться с этой мыслью. В мелодраме Николая Лебедева и Эрнеста Ясана речь не о любви, а о ее финале, о горечи первого разрыва и о том, как тяжело с ним справиться подростку.

«Вам и не снилось...», 1980

Советские Ромео и Джульетта, то есть Рома и Катя, вынуждены отстаивать свое право любить, как шекспировские герои. Им противостоят родители Ромы, а вот одноклассники и учительница — на стороне юных влюбленных. Однако это история со счастливым концом, в отличие от одноименной повести Галины Щербаковой.

«Бум», 1980

Все то же самое: тринадцатилетние подружки, первые вечеринки, первая влюбленность в одноклассника, непонимание родителей и их распадающийся брак — только на фоне романтичного Парижа и с очаровательной Софи Марсо в главной роли. Благодаря легкой интонации и тонкому юмору «Бум» мгновенно полюбился зрителям — и подросткам, и взрослым.

«Ромео + Джульетта», 1996

Баз Лурман перенес действие классической истории в современность, оставив героям шекспировский текст. Пушки, мафиози, современная музыка — у Лурманна получилась одна из самых спорных экранизаций. Впрочем, поколение MTV ее приняло на ура — фильм стал первым по итогам уикенда после премьеры, получил немало наград — как на церемонии MTV, так и на престижном Берлинском кинофестивале.

«Покажи мне любовь», 1998

Застенчивая Агнес влюблена в школьную красавицу Элин. Та сначала вместе с подругами издевается над «чертовой лесбиянкой», а потом постепенно находит в себе силы признаться, что тоже испытывает к девушке чувства. Подростковая драма с хорошим концом, картина Лукаса Мудиссона — один из самых важных фильмов 90-х в своем жанре и во многих странах вошел в списки рекомендованных картин для использования в школьной программе.

«Джуно», 2007

Да, подростки иногда занимаются сексом. И порой это приводит к незапланированной беременности, как произошло с Джуно и Поли. Их отношения сильно пострадали: независимая Джуно не в восторге от безынициативного бойфренда. Однако именно беременность поможет героине разобраться в своих чувствах и принять верное решение.

«Не сдавайся», 2011

Аннабель любит птиц и Чарльза Дарвина, Инок — трудный подросток, не оправившийся от потери родителей. Они встречаются на похоронах и на них же простятся. Их отношениям не суждено продлиться долго, но они успеют побыть счастливыми, несмотря на близкое дыхание смерти. Миа Васиковска и Генри Хоппер создали на экране одну из самых красивых юных пар последних лет, а Гас Ван Сент ушел от слезливых интонаций, которыми грешат большинство фильмов о больных раком подростках.

«Королевство полной луны», 2012

Побег двенадцатилетних Сьюзи и Сэма ставит на уши весь городок в Новой Англии. Двое аутсайдеров, родственные души — они ведут себя куда более серьезно, чем окружающие их взрослые. Картина Уэса Андерсона только на первый взгляд шутлива и декоративна, на самом деле ее можно бесконечно разглядывать на предмет цитат и аллюзий. А сама история, конечно, не о любви двух подростков — о любви вообще как главной опоре в жизни.

«Сегодня я пойду домой один», 2014

Даниэлу Рибейру удалось создать нежное и тонкое кино с потрясающе естественными юными актерами, за которых переживаешь на протяжении всего фильма. Неудивительно, что картина получила приз критиков в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля и была кандидатом на «Оскар» от Бразилии в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В центре сюжета — любовный треугольник: Джованна с детства влюблена в незрячего Леонардо, а тот пытается разобраться в чувствах к появившемуся в их классе новенькому — Габриэлю. За короткий срок подросткам придется столкнуться с ревностью, обидой, страхом, но в конце концов победит любовь.

http://www.kinopoisk.ru/article/2661836/