Снятие экономических санкций с Ирана способно вывести мировую экономику на новый этап развития. Все-таки, это третий по величине экспортер нефти. Для Ирана теперь открываются новые возможности сотрудничества с многими странами. В том числе и с Казахстаном.
После того, как на прошлой неделе в Вене были успешно завершены переговоры по иранской ядерной программе, Иран одним махом из разряда изгоев превратился в страну, с которой все хотят договариваться и иметь дело. На тегеранской бирже — взрыв котировок. В Иран буквально наперегонки устремились представители известных европейских компаний для заключения выгодных контрактов. Сегодня все ждут ратификации соглашения, после которого Иран возобновит полноценную внешнеэкономическую деятельность.
Между тем, еще задолго до этого между руководителями Казахстана, Туркменистана и Ирана была достигнута договоренность о строительстве железной дороги, связывающей три наших государства. А с появлением тренда на оздоровление отношений между Ираном и Западом многообещающие совместные экономические проекты с участием Ирана и стран Центральной Азии заметно оживились. Сегодня железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран не только построена, но и обрела геоэкономическое значение, а также предоставила нам уникальную возможность развивать стратегическое партнерство с Ираном и Туркменистаном, экономические связи со странами Ближнего Востока и Персидского залива.
От казахстанского Жанаозена до иранского Горгана вдоль восточного побережья Каспия теперь проходит одна из наиболее перспективных торговых коммуникаций. Еще на стадии проектирования экспертами было просчитано, что транспортировка грузов по новой магистрали значительно снизит стоимость перевозок и сэкономит время на их осуществление. Введенный в строй маршрут на 600 километров короче, чем действующий путь Бейнеу – Дашогуз – Туркменабат – Теджен – Серахс – Мешхед. Это, не говоря о том, что новый железнодорожный проект в обратном направлении предусматривает выход на европейский рынок через территорию Казахстана.
По оценкам специалистов, грузопоток по новой железной дороге должен составить около 10 миллионов тонн ежегодного товарооборота. С учетом специфики перевозок грузов по железной дороге, приоритет отдается транспортировке продуктов переработки. В первую очередь, это казахстанское зерно, которое уже поставляется в Иран, и дальше в страны Ближнего Востока. При этом стоит иметь ввиду, что Иран является одним из крупнейших покупателей казахстанского зерна. В иранском порту Амирабад расположен зерновой терминал компании «КазАгро». И теперь есть все возможности для доведения объема ежегодных поставок зерна на иранский рынок до 2 — 2,5 миллионов тонн. По прогнозам казахстанских экспертов, потенциал агропромышленного комплекса нашей республики вызывает большой интерес и у Объединенных Арабских Эмиратов. А новая железная дорога обеспечивает выход казахстанского зерна на арабские страны Персидского залива.
Разумеется, нельзя не сказать и о транспортировке нефти и нефтепродуктов. Очевидно, что поставки иранской нефти в северном направлении теперь обретают новую привлекательность для партнеров. 500 тысяч баррелей в день – это предполагаемый средний показатель поставок иранской нефти в Россию и дальше в Европу через территорию Казахстана. Нефтяная прибавка к общему грузопотоку по новой магистрали позволяет увеличить объем перевозок, тем самым делая транспортировку по нашей территории сверх привлекательной.
Связка Ирана с внешним миром через территорию Казахстана представляет значительный геополитический интерес. Новый маршрут, проложенный вдоль восточного побережья Каспия, может создать предпосылки для сближения Ирана со странами всего континента, а также обеспечить страны Центральной Азии, в том числе, разумеется, и Казахстан дополнительными выходами на внешние рынки. Центральноазиатские республики крайне заинтересованы в новой региональной транспортной системе, которая предоставляет Астане и Ашхабаду возможность преодолеть изолированность от торговых морских путей. А геополитическая вертикаль «Север-Юг» будет способствовать укреплению связей между государствами и поддержанию стабильности в регионе.
Что касается непосредственного казахстанско-иранского экономического сотрудничества, то иранские государственные деятели и бизнесмены теперь частые гости в Казахстане. Сегодня Иран готов поставлять в нашу страну промышленное оборудование и технику, стройматериалы, легковые автомобили и автобусы, свежие фрукты и овощи, электроприборы и бытовую технику, бытовую химию. Буквально вчера зашла речь о возможных поставках иранского бензина в Казахстан. Об этом сообщил заместитель министра науки Исламской Республики Иран Вахид Ахмади.
— У Ирана есть готовность сотрудничать в различных сферах нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей отрасли. Если рынок позволит, то почему бы и нет, — сказал он, отвечая на вопросы журналистов о том, готов ли Иран экспортировать нефтепродукты, в частности бензин, в Казахстан.
— В «шоу-руме» казахстанско-иранского бизнес форума в Алматы, есть компания, работающая в сфере складирования газа в подземные хранилища, — продолжил министр. — Таких компаний у нас очень много в Иране, и мы заявляем о своей готовности к сотрудничеству. Сам Иран очень большой потребитель своих ресурсов. Насколько вы знаете, мы в регионе являемся одним из крупнейших производителей топлива и одним из крупных производителей нефтедобывающей отрасли, мы всегда стараемся повысить объем своего производства и переработки.
Вахид Ахмади отметил, что представительство иранского научно-технологического парка «Хорасан» откроется в свободной экономической зоне «Алатау».
— Создание центра по обмену инновационными технологиями, которые мы открываем в парке «Алатау» — это стартовая точка для нашей работы, — сказал он по этому поводу. — Иран может помочь Казахстану в поиске новых рынков для сбыта своей продукции.