АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Почему на билеты «Эйр Астаны» заоблачные цены

vkepgreopsh8agvpna546Журналист Геннадий Бендицкий продолжает расследование «Хроника пикирующей авиации» на сайте ratel.kz
Вот, к примеру: возьмем авиакомпанию, именуемую национальным авиаперевозчиком. Казахстанского содержания в «Эйр Астане» — половина. Вторая половина — вроде как английская. Руководят англичане. Самолеты зарегистрированы на острове Аруба в Карибском море, субъекте Королевства Нидерланды.

Цены на авиабилеты такие, что «Эйр Астана» заслуженно считается одной из самых высокодоходных авиакомпаний в мире – ежегодно она декларирует от 60 до 100 миллионов долларов чистой прибыли.

Между тем, финансово-хозяйственная деятельность национального перевозчика порождает массу вопросов.

К примеру, за каждый взятый в лизинг самолет ежемесячно выплачивается в среднем полтора миллиона долларов США. То есть 18 миллионов в год!

Мало кто знает, что есть менее затратный путь — за 50 миллионов долларов можно приобрести новый самолет класса А-320 с незамедлительной его поставкой. Даже если взять кредит на 10 лет под 10 процентов годовых, придется выплачивать банку чуть больше 600 тысяч долларов каждый месяц. А через 10 лет самим можно сдавать такой самолет в лизинг.

Сплошная выгода для правительства, которое тоже является собственником авиакомпании. Для тех, кто скажет, что все это сказки, поясню: все эти цифры проверены и подбиты еще пару лет назад Счетным комитетом РК.

К слову сказать, английский вклад в уставной капитал нашего «национального перевозчика» составляет 8,5 миллиона долларов США – это всего лишь шестая часть стоимости нового авиалайнера А-320.

Зато ежегодные дивиденды, многократно превышающие инвестиции, гарантированы особым отношением местных властей.

Поясню: в Казахстане зарегистрировано почти сорок авиакомпаний. Из них действующих — всего пять. Три – обслуживают частные промышленные корпорации. И только две осуществляют регулярные пассажирские перевозки. Авиакомпания «Скат», по сути, работает у «Эйр Астаны» в подмастерьях.

Обкатывает для «национального перевозчика» новые маршруты, да еще перебивается чартерами в Юго-Восточную Азию и Россию, когда у главной авиакомпании страны крыльев не хватает.

Оттого, что приходится довольствоваться «объедками с барского стола», у «Ската» постоянные проблемы: подуставший авиапарк и измотанные переработками экипажи

Оттого, что приходится довольствоваться «объедками с барского стола», у «Ската» постоянные проблемы: подуставший авиапарк и измотанные переработками экипажи.

С пресловутым «черным списком», закрывшим для казахстанских авиакомпаний европейское небо, и вовсе занятная история получается.

Функционеры от авиации рассказывают обывателям байки про происки коварных европейцев, закрывших для казахстанских авиакомпаний свое небо.

В действительности же дела обстоят совсем иначе: в выигрыше все та же «Эйр Астана». Как раз на нее полный запрет и не распространяется: поскольку авиакомпания наполовину английская, а ее самолеты приписаны к Нидерландам, ей позволили летать по нескольким, ранее освоенным маршрутам – в Лондон, Франкфурт, Амстердам.

А большего национальному перевозчику и не надо — и так деньги рекой текут. Зато «черный список» дал прекрасный повод казахстанским авиационным властям прикрыть свои ворота для иностранных авиакомпаний.

Благодаря этому «Эйр Астана» избежала конкурентной борьбы – шансов выиграть у иностранцев не было бы никаких.

Теперь национальная авиакомпания может строить свою уникальную ценовую политику. При таком раскладе неудивительно, что в нашей стране есть немало могущественных и влиятельных государственных мужей, сильно заинтересованных в том, чтобы Казахстан продержали в «черном списке» как можно дольше. А нам, простым гражданам, остается только возмущаться, что цены на авиабилеты все время растут…

Кстати, открою еще одну большую тайну наших авиационных властей, напрямую связанную с «черным списком».

Оказывается, в некоторых случаях иностранные авиакомпании к нам все же допускаются. Но тогда им приходится предоставлять некоторое количество пассажирских мест по символическому тарифу – 50 долларов.

Подтверждающие документы имеются, поскольку наши авиационные власти вели на этот счет весьма активную переписку. Граждане, вы знаете хоть кого-нибудь, кому удалось приобрести билеты по такой цене? Лично я – не знаю.

Но и на этом «чудеса на виражах» в отечественной авиации не заканчиваются. Нынешним летом разорвали на части годами отлаженную систему «Казаэронавигации».

Кому-то шибко могучему приглянулась это курочка, несущая золотые яйца. Про то, что эта госструктура не только деньги зарабатывает, но еще и безопасность полетов обеспечивает

Знающие люди объясняют: кому-то шибко могучему приглянулась это курочка, несущая золотые яйца. Про то, что эта госструктура не только деньги зарабатывает, но еще и безопасность полетов обеспечивает, в суматохе раздела имущества, видать, позабыли.

И не надо быть ясновидцем, чтобы знать, как могут аукнуться эксперименты с безопасностью. Но это тема отдельного разговора…

Уже год как в Казахстане закупают новые самолеты. «Боинги», «Эмбраеры», «Бомбардье-Челенджеры». Радость от обновок быстро сменилась чередой авиационных происшествий с только что купленными новыми самолетами. Не удивительно, что никто не хочет рассказывать наиболее пикантные подробности этих сделок.

Ситуация порой доходит до невероятного: еще не обнародовали результаты расследования причин аварии разбившегося под Алматы CRJ-200, еще свежа память о погибших 16 пассажирах и 5 членах экипажа, а для президента страны приобретают точно такой же самолет.

Разница лишь в том, что вместо 50-ти пассажирских мест там оборудован VIP-салон на 15 персон, а в хвосте установлены два дополнительных топливных бака, из-за чего он проходит под индексом CRJ-850.

Очень к месту было бы назвать тех, кто имеет некоторый процент акций в казахстанской доле «национального перевозчика». Ведь известно, что в таких случаях всегда есть пара-тройка неких «физических лиц», получающих очень приличные дивиденды. Знающие люди в числе таких называют отпрысков одной очень известной фамилии…

И с авиакомпанией «Скат» — тоже все очень непросто. Иначе не простили бы катастрофу. Но тогда пришлось бы разбираться с тем, кто сосватал им негодный для наших климатических условий самолет.

А этот человек занимал большой пост сначала в комитете гражданской авиации, а потом в администрации президента. А еще человек этот вроде как из команды одного из родственников, сами догадываетесь кого…

И кредит под это приобретение авиакомпании «Скат» выдавал не абы какой банк, а самый что ни на есть афилированный.

Надо думать, и новенький президентский самолет CRJ-850 на днях появился в Казахстане неспроста.

Считается, что подноготная этой сделки — большая государственная тайна. Как и имена тех, кто реально из-за кулис управляет нашей авиацией.

Источник: Ratel.kz