Как фильмы Альфреда Хичкока влияют на мозг и зрение.
Фильмы «короля саспенса» сэра Альфреда Хичкока затуманивают сознание зрителя в прямом смысле этого слова. Ученые выяснили: просмотр работ режиссера, полных тревожной неопределенности и ожидания, мешает человеку замечать, что происходит вокруг него, и заставляет головной мозг фокусировать все внимание на экране.
За свою жизнь Хичкок снял 55 полнометражных фильмов, которые стали классикой мирового кино. Несмотря на то что большая их часть, включая и самые знаменитые, такие как «Головокружение», «Психо», «Птицы», была создана более полувека назад, они до сих пор пользуются огромной популярностью.
Если «ужастики» середины ХХ века чаще всего вызывают у современного искушенного зрителя снисходительную улыбку, то произведения Хичкока до сих пор прекрасно справляются со своей задачей, сохраняя напряженную обстановку на протяжении всего просмотра и взвинчивая нервы зрителей до предела.
Группа американских ученых под руководством Мэтта Беждека из Технологического института Джорджии решила выяснить, в чем заключается секрет знаменитого режиссера. Исследователям удалось определить, как именно фильмы Хичкока влияют на работу головного мозга зрителя и почему человек не в состоянии оторваться от экрана во время просмотра его работ. Психологи опубликовали свою статью в научном журнале Neuroscience.
Во время демонстрации отрывков из фильмов психологи фиксировали работу различных отделов головного мозга зрителей.
Особенность эксперимента заключалась в том, что экран, на котором демонстрировались видеозаписи, был окружен постоянно мелькающими черно-белыми квадратиками, которые должны были отвлекать испытуемых от просмотра. В результате работы выяснилось, что фильмы в жанре саспенс влияли на активность работы особого района головного мозга, который называется шпорная (или зрительная) борозда. Этот отдел мозга располагается в затылочной доле большого мозга и принимает информацию, поступающую непосредственно от зрительных органов.
В моменты наибольшего напряжения активность отвечающей за периферическое зрение части зрительной борозды существенно снижалась. Это значит, что
мозг человека отключался от всего, что происходит за пределами экрана, — до такой степени, что зрители не замечали кружения черно-белых квадратиков вокруг них.
В то же время активность работы ответственной за центральное зрение части шпорной борозды резко возрастала, в результате чего человек замечал только то, что происходило на экране.
Особенно ярко эта зависимость функционирования шпорной борозды от сюжета фильма проявлялась во время просмотра работы сэра Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад», а именно — той сцены, где аэроплан преследует находящего на открытой местности рекламного агента Роджера Торнхилла, которого сыграл актер Кэри Грант.
Шпорная борозда была не единственной областью мозга, которая испытывала на себе влияние фильмов Хичкока: затронуто было и функционирование районов, которые отвечают за восприятие нескольких движущихся объектов и группировку предметов в зависимости от их цвета или формы.
Один из авторов исследования, Эрик Шумахер, комментирует полученные выводы следующим образом: «Нейроны головного мозга продемонстрировали такую же работу, как и при туннельном зрении (заболевание, при котором человек теряет способность к периферическому обзору и видит только то изображение, которое попадает на центральную часть сетчатки глаза. — «Газета.Ru»). Во время самых напряженных моментов участники эксперимента концентрировались на фильме и подсознательно игнорировали черно-белые мелькающие квадраты.
Мозг как бы затуманивал внимание зрителей, заставляя их смотреть только в центр экрана и погружаться в фильм».
Ученые также пояснили, что при выборе отвлекающего фактора они не случайно остановились на черно-белых мелькающих квадратиках: именно на такое движение нейроны зрительной борозды реагируют лучше всего. Это значит, что полученные результаты однозначно доказывают: активность нейронов действительно подавляется во время просмотра кинофильмов в жанре саспенс.
Мэтт Беждек и его коллеги стали первыми, кто доказал, что на периферическое зрение может влиять эмоциональное и психологическое состояние человека, вызванное такими факторами, как просмотр кинофильма. А все почитатели творчества сэра Альфреда Хичкока могут быть уверены, что популярность его фильмов со временем не угаснет, — для этого нужно как минимум то, чтобы человеческий мозг кардинально изменил принципы своей работы.
http://www.gazeta.ru/science/2015/07/27_a_7658881.shtml