АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Подлинная история Сотрясателя Вселенной! Без цензуры и кюпюр. Так почему создателя казахской империи, величайшего правителя и полководца Шынгысхана казахи считают не до конца своим. [:]

[:ru]

Ответ на этот, и другие вопросы редакции «Алтынорды» дает руководитель Республиканского научно-исследовательского центра по изучению традиционных цивилизаций Центральной Азии, профессор Талас Омарбеков.

-Талас Омарбекович. У меня к вам, как известному в нашей стране, историку, вот такой вопрос. Из первоисточников мы знаем, что отец Шынгысхана был из рода кият. Кияты – один из родов, присутствующих в казахском шежире. Есть даже казахи с фамилией Киятов. Я лично общался с казахами из рода кият.

К тому же мы знаем, что легендарный казахский батыр Кобланды, с войском в пятьдесят тысяч казахских джигитов из рода кият, предпринял в свое время успешную вылазку в Крым. Киятом, кстати, был и темник Мамай, тоже легендарная личность в казахской истории.

Что же касается матери Шынгысхана, то она была из рода конрат, так же представленного в казахской родовой книге — Шежире. Конратом был кстати и Алпамыс — батыр, знаковая фигура в казахском эпосе.

И вот такой у меня вопрос: — Если отец Шынгысхана происходит из казахского рода кият, если мать Шынгысхана из казахского рода конрат, то не следует ли по логике вещей считать и Шынгысхана казахом?

И здесь более чем уместна следующая аналогия. Допустим, мать зовут Марией, отца – Федором, не следует ли из этого, что сын от такого брака родиться русским?

— Все верно, но вы рассуждаете с точки зрения современного человека. Тогда как у наших предков отношение к родословной – Шежире, было куда как строже. Во-первых, что касается киятов, то у казахов насчитывается более восьмидесяти подродов. И порядка сорока семи крупных родов. Все они составляют современную казахскую нацию. И кияты среди них есть.

Однако среди казахов есть пять обособленных родов, или как казахи говорят: тайпа, которые не входят ни в один из трех известных казахских жузов. И тут мы сталкиваемся с негласным правилом — для того чтобы считаться чистокровным казахом, эти тайпы должны входить в какой-либо казахский жуз: Старший, Средний или Младший. Тот же род конрат матери Шынгысхана входит в Средний жуз. Тогда почему не входят в казахские жузы торе, кожа и толенгуты? С родом кожа все ясно. Их предками были арабские миссионеры, принесшие в Степь Коран. И поэтому они не могут считаться чисто тюркским родом, и на этом основании не входят в казахские жузы. С толенгутами тоже все предельно ясно. Толенгуты входили в ханскую обслугу, набираемую зачастую из пленных, и по этой причине тоже не могут претендовать на чистоту тюркской крови.

И теперь давайте рассмотрим ситуацию с тайпом торе, к которому имеет самое непосредственное отношение Шынгысхан. Этот род, как и род толенгут,  изначально входил в племенное объединение жалаиров. У жалаиров длинная и славная история. Но для нас важно шежире Шынгысхана. Существуют несколько шежире – родословных великого полководца. В том числе и казахское. Но все они свидетельствуют об одном. В четырнадцатом, а по некоторым сведениям, в тринадцатом колене, после смерти прапрапрапредка Шынгысхана Догу-Мергена, его жена, оставшаяся на тот момент вдовой, рожает после смерти мужа троих детей. А на вопросы любопытных степняков, своих соседей по аулу, отвечает, что к ней по лунному лучу спускался некий длиннобородый старец, от которого она и забеременела.  Но мы же с вами понимаем, что такого быть не может. И скорей всего к ней на ночь захаживал ее же собственный телохранитель. Тем более, что в степи нравы всегда были либеральными.

Но как бы там не было, эти дети признаются рожденными от чужого отца. Не тюрка. Что и приводит к нынешнему историческому казусу, по которому сам Шынгысхан, выстроивший для казахов мощную империю, не может считаться чистокровным казахом. Только потому, что его прапрапрабабка несколько столетий тому назад согрешила с чужим мужчиной. И дети от того чужака признаются не чистыми тюрками.

Вот такая вот степная юриспруденция, не признающая никаких компромиссов в вопросах чистоты родословной. Даже если это родословная самого Шынгысхана и его многочисленных потомков, сделавших немало для укрепления и сохранения казахской государственности.

— Признаюсь откровенно, меня подобная степная юриспруденция, подкрепленная, как вы говорите, авторитетом таких степных биев, как Айтеке-би, Казыбек-би, Толе-би, совершенно не устраивает. Мне больше импонирует отношение к своей истории наших соседей, считающих Пушкина великим русским поэтом, несмотря на то, что тот наполовину эфиоп. То есть, мне импонирует, когда о человеке судят не только по родословной, но и по его заслугам перед отечеством.

— Ну а кто вам мешает считать Шынгысхана казахом? Я вам просто рассказываю, как все обстоит на самом деле с его шежире – родословной.

И теперь мы перейдем к главному вопросу. Почему Шынгызхан, выросший в тюркской среде не назвал свое государство Тюркским каганатом. Ведь до него уже существовал Тюркский каганат, Западно-Тюркский каганат, Восточно-Тюркский каганат. И память о них еще была жива.

И здесь есть свои обстоятельства. В шежире тюркских народов говориться, что от родоначальника этих народов Тюрка родился сын Тютюк, от Тютюка родился Алаш, от Алаша родятся сыновья Татар и Монгол. 

Но ко времени правления Шынгысхана от первоначальной тюркской династии не осталось и следа. Нету такого рода сегодня среди казахов. Тюрки в свое время спасаясь от гнева правителей Уйгурского каганата бежали на Сырдарью, откуда спустя время были вытеснены кипчаками. То есть ко времени рождения Шынгысхана вообще в степи не осталось никого, кто мог бы называть себя тюрком. Такого рода уже не существовало. Но нынешние монголы, как и казахи, признают своим общим предком Алаша. Внука Тюрка. И за этим всем стояли и стоят живые люди, многие из которых знали свою родословную до сорокового колена. Вспомним хотя бы тех же алашординцев, назвавших свое государство Алаш Ордой. Это ведь тоже было не спроста.

Но ведь и Шынгысхан был реалистом, а не каким-то фантазером. Он слушался советов старейшин племен, объединившихся под его началом. Поэтому он и стал Шынгысханом. А Шынгысхан родословную своего народа знает прекрасно. Как, впрочем, и все степняки того времени знали свое шежире – родословную. Все мы, и татары и монголы, и казахи, внуки легендарного Тюрка и дети Алаша.

Но поскольку в степи уже не сохранилась правящая династия тюрков, то давайте свою династию будет считать от сына Алаша Монгола, — вероятно к такому единому решению пришли старейшины на расширенном курултае тюркских племен, объединившихся под началом Великого полководца. И поэтому империя получила свое название Монгол. Вы знаете, что до четырнадцатого века большая часть территории Казахстана так и называлась – Моголистаном.

Ошибка наших современных историографов в том и заключается, что мы не понимаем, откуда берутся названия средневековых государств. А они образуются от имен настоящих людей, живших когда-то в далекое время. То же государство Ильханов, или государство Караханидов, все они образованы от имен когда-то живших людей.

Что же касается Шынгысхана, то он свое имя, под которым его знает весь мир, получил только в 1227 году, когда обширная империя, простиравшаяся от гор Гиндукуша, до пустынь Средней Азии уже была создана. Ставка его была в Шынгыстау, на родине Абая. Именно здесь бии пятнадцати тюркских племен избирают его ханом, и нарекают именем Шынгысхан. И это имя переводиться, как Недостижимая Вершина. Хотя раньше казахи своего правителя звали именем, данным ему при рождении, Темир (Железо).

И вот здесь, в завершение я хочу высказать главную мысль. В те времена, о которых мы говорим, не существовало ни казахов, ни монгол. Но были племена: жалаир, кият, конрат, керей, меркит, уйсунь, найман, кипчак, аргын, из которых и сегодня состоит казахская нация. Поэтому Шынгысхана можно назвать легендарной личностью, имеющей самое прямое отношение к казахам, но следует только помнить одно. Мать Шынгысхана и его жену из рода конрат казахи принимают в свой Средний жуз, но род отца Шынгысхана, из-за той некрасивой истории с его прапрапрабабкой, согрешившей когда-то с молодым нукером, чисто тюркским не считается. Поэтому род Шынгысхана торе, наравне с родами кожа и толенгут, не входит ни в один казахских жуз. Несмотря на огромные заслуги Шынгысхана перед казахами, которым он собственно и создал великую империю.

Беседовал Серик МАЛЕЕВ

[:]