АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Покупай наше, отечественное. Казахский автопром в условиях ценового давления извне….

images (2)Патриотизм нынче невыгоден. Примерно такой вывод напрашивается после опубликованных недавно данных по реализации легковых автомобилей за четыре месяца этого года. Лидирует, как и прежде российская Лада.

Печально осознавать, что население предпочитает современному отечественному «проходимцу» — Nomad, российский, зарубежный автопром и бэушные машины. Статистика, как говориться вещь упрямая и с ней не поспоришь. «Жигули» в лидерах продаж и это, как не печально — факт. Но здесь не стоит забывать, что цена и патриотизм, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поддерживая россавтопром, приобретая Вазовскую продукцию, лучше себе мы не делаем.

Тем более, что относительно высокая стоимость казахстанских машин в процессе эксплуатации обойдется в разы дешевле передвижения на «жигулях».

К слову государство готово помочь казахстанцам в приобретении отечественного авто программой льготного кредитования и запретом к ввозу российского «автохлама».

Так, по программе кредитования Банка развития Казахстана (БРК), которая стартовала в апреле, самыми популярными авто, по информации Народного банка стали Hyundai Elantra, Skoda Rapid, Hyundai Tucson, KIA Sportage и KIA Rio HB. Среди фаворитов по версии Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) – Hyundai Elantra, Toyota Fortuner, на третьем месте SsangYong Nomad, далее следуют Skoda Rapid, Iveco 682 Tipper, Peugeot 301. При этом в АКАБ отмечают, что в целом, благодаря льготному кредитованию продажи отечественных автомобилей выросли на 31,1 процента по сравнению с мартовскими показателями.

Тенденция «пригнать» машину из Европы, США и прочих стран дальнего зарубежья, популярная в былые времена на сегодня упала до минимума. Встретить эти авто можно, пожалуй, лишь в автосалонах. Со вторичным рынком дела обстоят еще хуже. Этот рынок в основном занимают автомобили из России, Беларуси, а также Кыргызстана. Если с первыми двумя государствами дела автомобильные идут давно, и эти машины практически без проблем регистрируют в гаи то транспорту с кыргызстанской пропиской с гражданством РК отказывают (в основном из-за расположения руля). Однако соседи с юга понадеялись на вступление в ЕАЭС и заранее «побеспокоились» о казахстанском потребителе. Так по некоторым данным в страну завезли порядка 100 тысяч бэушных машин именно для того, чтобы впарить их своим казахским братьям. Однако, кыргызы поспешили с «заботой». По новым требованиям без дополнительных пошлин купить машину, завезенную в Кыргастан позднее 1 января 2014 года с левым рулем будет невозможно. Ко всему прочему повысились и требования к экологическому и техническому классам.

Напомним, в январе 2015 года в Казахстане были сняты ограничения по годам выпуска и соответствию экологическим нормам Евро-4 для прибывших с территории стран ЕАЭС. В результате подержанные машины хлынули в Казахстан, попортив статистику продаж отечественных авто.

Теперь же согласно Приказу «Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам РК», который вступил в силу с 26 мая, среди прочих параметров вошли требования по соответствию автотранспортных средств нормативам выбросов по четвертому экологическому классу. Также по наличию дополнительных систем безопасности: подушки безопасности водителя, крепления детских сидений, дневные ходовые огни и антиблокировочная система тормозов.

Таким образом, нельзя будет поставить на учет в Казахстане транспортные средства, ввезенные из стран Евразийского экономического союза, не соответствующие заявленным требованиям. Это довольно печально для серых дилеров, однако позитивно скажется на всей отрасли отечественного автопрома. А любителям кыргызов, коих в Казахстане, особенно в южных регионах много, и вовсе придется не сладко, поскольку зарегистрировать своих коней в большинстве случаев они не смогут. Тем более, что отнюдь не патриотичен тот факт, что платить налоги, штрафы и прочие, связанные с этим делом средства в Казахстане не будет ни один из владельцев этих машин.

Борис ПАШКОВ, Алматы