АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовости Казахстана

Пшеница больше не будет доставляться в страну автотранспортом

Портал forbes.kz пишет о том, что убытки из-за контрабандного ввоза зерна оцениваются в $500 млн.

Министерство сельского хозяйства с 10 апреля 2023 года ввело запрет на ввоз пшеницы на территорию Казахстана автомобильным транспортом сроком на 6 месяцев, за исключением семенной пшеницы, сообщила пресс-служба ведомства.  

Вице-министр сельского хозяйства Ербол Тасжуреков пояснил, что последние несколько лет отечественный рынок зерна терпит убытки из-за контрабандного ввоза пшеницы из приграничных стран: объемы «серого» импорта достигают 1,5-2 млн тонн в год, а общий ущерб государству ежегодно оценивается в размере $500 млн.

Как заявил представитель Минсельхоза, на внутреннем рынке наблюдается падение цен. «С начала июля 2022 года стоимость пшеницы снизилась со 170-185 тыс. тенге до 80-85 тыс. тенге за тонну», — поделился цифрами вице-министр.

Как акцентировал внимание представитель министерства, антилидерами по приему и транзиту нелегального зерна являются Павлодарская , Актюбинская и Западно-Казахстанская области.

«Завезенная пшеница без уплаты НДС оформляется на крестьянские хозяйства и в виде скрытого реэкспорта без уплаты транзитного тарифа направляется в Афганистан и страны Центральной Азии», — пояснил чиновник.

Ербол Тасжуреков привел несколько фактов контрабанды пшеницы:

«Департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Павлодарской области установлено, что одно из ТОО в период 2021-2022 годы экспортировало в Узбекистан, Афганистан и Таджикистан контрабандное российское зерно в объеме 8,3 тыс. тонн на сумму более 1 млрд тенге. При этом для получения льготного экспортного тарифа казахстанская компания использовала фиктивные счета-фактуры отечественных крестьянских хозяйств, якобы подтверждающие отечественное происхождение, что позволило уклонится от транзитного тарифа и причинить ущерб ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» в сумме почти 150 млн тенге», — рассказал вице-министр.