Недавнее выступление госсекретаря Марата Тажина по вопросам истории – очень важный шаг национального развития, который требует отдельной чуть ли не герменевтики для широкой публики.
Пережив «детские» болезни материального становления и неожиданного самостоятельного взросления, страна завершает транзитный период. Таким образом закрепляется точка перехода и обозначается новый временной рывок – до 2050 года. Налицо зрелость мышления руководства республики и демонстрация стратегического мышления и планирования.
Государство не может существовать без идеологии, она – его главный стержень бытия, скрепляющий разные страты и обеспечивающий мост из прошлого и настоящего в будущее. История – это одна из ее первых составляющих.
Свободный рынок, выполнив свою функцию и удовлетворив общий постсоветский голод на товары потребления, не способен выступить фундаментом нацстроительства, тем более что сама модель «чистого» капитализма существует только на страницах учебников по либеральной экономике. Тем временем национальный и социальный состав населения РК продолжает видоизменяться, естественным образом «доедая» советский запас прочности.
Казахстанское общество – дитя СССР, идеология которого строилась на победе в величайшей войне в человеческой истории, и, соответственно, вакуум после крушения такого объема идейного пространства начинает втягивать в себя внешние идеи, начиная от радикального исламизма и вплоть, конечно, до глобализации, по существу являющейся идеологией победившей сверхдержавы. Отсюда полный спектр верований населения, который грозит в перспективе перерасти в чуть ли не гражданскую войну и в котором уже даже находится место для самых причудливых мистических культов и псевдоисторических воззрений. Бороться с чужими идеями и начинающимся собственным мракобесием можно только созданием своей идеологии в качестве первого и наиважнейшего шага. Это обещает стать самым лучшим оружием и… успешным экспортным продуктом, ведь наступление и есть лучший способ защиты.
Для появления успешной идеологии нужны время и исторические основания, она не рождается сама по себе усилиями отдельных личностей. Как и писалось ранее вашим покорным слугой, история пишется победителями, и историческими исключениями из этого правила являются лишь степные империи Евразии, чьи вклад и достижения описаны побежденными ими или вообще сторонними народами. Впервые поставлена задача исправить это историческое недоразумение.
Представляется, что новая идея должна органично отображать все этническое многообразие огромной Евразии, ее сила кроется в охвате и экспансии, и она не может никак стать историей народа-жертвы, который сетует на обиды прошлого и свою угнетенность. Она должна предложить что-то новое и привлекательное другим народам и, по сути, имеет потенциал (и прецеденты!) для огромного географического охвата.
Чокан ЛАУМУЛИН, «Литер», 13 июня