АЛТЫНОРДА
Блог Назиры НуртазинойНовости Казахстана

[:ru]Пуштуны-талибы – потомки потерянных «десяти колен Израиля», принявших Ислам в 7 веке? [:]

[:ru]

«Старейшина деревни Гутлибгах, 90-летний пуштун Мир Алам, после многочисленных отговорок согласился поведать директору Института археологии Кашмира профессору Фида Хассанану генеалогию своего рода. «Мы – наследники Яакова, чей отец был Исаак, а дед – Авраам, – сказал он. – У Яакова было 12 сыновей. Каждый из них стоял во главе племени. Эти племена рассеялись среди других народов. До прихода мусульман мы были буддистами, а еще раньше – Бней-Исраэль»

(«Пуштуны – потерянное колено Израиля? //https://jew-observer.com/puti-i-sudby/pushtuny-poteryannoe-koleno-izrailya-2/.

 

 

Зная известную в науке гипотезу о том, что пуштуны Афганистана являются потомками «десяти потерянных колен Израиля», угнанных в древности ассирийцами на восток, и рефлексируя над феноменом «Талибан», невольно думаешь: не от догматичности ли Моисеевых законов, отпечатанных в подсознании этого народа, отчасти исходит неслыханный радикализм и жестокость талибов?  Все таки Ислам гуманнее суровых законов древних израильтян… Тем более если несчастному народу за многие века в изгнании в глубине Азии приходилось изолироваться и консервировать свои обычаи?  Но давайте все по-порядку.   

Итак, вновь захватившее власть в Кабуле радикальное исламистское движение «Талибан» – детище воинственных пуштунов (по-другому «патан», «пахтан»), издревле населявших  горные области Афганистана, Пакистана, части Индии. Для казахов (и не только казахов),  живущих по сей день совковыми («шурави») представлениями о всемирной истории, теперь понадобится этнокультурный «ликбез» по зарубежной Азии, в частности истории Афганистана.

И здесь самым интригующим  фактом должен считаться тот факт, что непобедимые и суровые горцы-пуштуны, в плане этнического происхождения,  расового облика и менталитета загадочно  отличающиеся от окружающего их арийского, индо-иранского мира (хотя говорят на восточноиранском языке), идентифицируются учеными как  единственная крупная семитская общность в самом  сердце Азии.

Более того, исследователи, востоковеды  во все времена доказывали, что пуштуны – это  потомки (по крайней мере, часть) тех самых десяти колен Израиля, потерянных когда-то в  VIII в. до Р.Х., т.е. «рассеянных» по злой воле ассирийского царя Навуходоносора, тайну исчезновения которых историки всегда пытались разгадать и раскрыть до конца.  

Удивительно, что  до недавнего времени сами пуштуны не скрывали от мира, что они являются «Бани Исраиль» (об этом с гордостью говорили и афганские шахи). В расово-антропологическом плане это племя  резко выделяется от своего окружения (иранцев, индусов, тюрок и др.) более светлой кожей, удлиненной формой лица, более длинным носом, более высоким ростом, среди них встречаются и голубоглазые. Бытующие среди пуштунов имена и названия племен и кланов могут считаться производными от еврейских, как, например, Рабани – от Реувена, Ашури – от Ашера, Левани – от Леви, Нафтахни — от Нафтали, Африди – от Эфраима, Йусуф-зай – от Йосефа, Джаджи – от  Гад и т.д.

Конечно, к предполагаемым «потерянным  коленам Израиля»  ученые относят и другие небольшие этнические группы в Индии и др. регионах, причем все они были в  той или иной степени ассимилированы соседними народами.  Кроме того, в Центральной и Южной Азии издревле и вплоть до ХХ в.  жили и другие диаспоры евреев-иудаистов, в том числе в самом Афганистане (позже они перебрались в США и Израиль).  

Однако в случае с пуштунами это становится уникальным и впечатляющим фактом. Поистине, факт этот всегда будоражит общественное мнение. Потому что, во-первых, это весьма многочисленный этнос (около 50 млн., в Афганистане живет около 14 млн.). Во-вторых, пуштуны являются набожными и даже фанатичными мусульманами-суннитами, сохранившими ясную память как о своем «исраэлитском» прошлом, так и о своей добровольной исламизации в далеком VII веке. В-третьих, пуштуны активно проявляют себя на мировой арене и регионе, создавая эмираты, государства    («Афган» – это имя внука царя Саула), религиозно-политические движения («Талибан», прежде всего). 

И тогда в этом деле неизбежно вступают между собой в противоречие  наука  и преходящая идеология.  Историческая наука своей разгадкой этногенеза  афганцев-пуштунов, быть может, уже приоткрыла завесу  великой тайны, Божьего замысла. Мы имеем в виду то, что если бы люди и все народы по-настоящему вникли в духовную суть научного открытия, что афганцы-мусульмане – это бывшие израильтяне, то это стимулировало бы  духовный диалог мировых конфессий, прежде всего авраамитских религий; начал бы хоть как-то распутываться мертвый узел Арабо-Израильского конфликта…

Но, к сожаленью, именно по эгоистическим религиозно-идеологическим соображениям наших лицемерных государств и владык конфессий,  не желающих такого цивилизационного  «конфуза» (слишком озадачивает это людей, привыкших мыслить стадно-конфессионально, шаблонами и трафаретами) важная для расширения границ гуманистического сознания научная точка зрения об еврейском происхождении мусульман-пуштунов не получает пока всеобщего признания.  Скажем так, это всегда – щекотливый и «неудобный» вопрос  как для  христианско-иудаистского сообщества, так и  мусульманского мира, в том числе и самих афганских исламистов.

В проблеме этногенеза всегда важна самоидентификация и этническая память. Так вот, в самих генеалогических преданиях пуштунских племен, как свидетельствуют эксперты по этой проблеме (были и международные проекты о «потерянных коленах»), есть прямое и ясное указание о происхождении их от угнанных в рабство израильтян, потомков Йакова–Исраила.  Далее нужно понять, какую метаморфозу пережил мусульманский мир с эпохи средневековья и вплоть до XXI века в «еврейском» вопросе. В рамках традиционного ислама вплоть до нач. ХХ века на этничность не обращали особого внимания, а главным считались ценности «иман» (вера), «таухид» (единобожие), следование этике и религиозным запретам. Что касается древних пророков Израиля, то их вообще безмерно почитали.

Следуя положению Корана о множественности пророков, наши предки даже боялись проводить различия между Божьими посланниками. Моя, не так давно ушедшая в мир иной мама Нурзия (да упокоится ее душа в Раю), как истинно набожная женщина своего народа, всегда с любовью говорила не только о Мухамед-пайгамбаре, но и Жакып-пайгамбаре, Жусуп-пайгамбаре и других (т.е. древних пророков Израиля).

У казахов вплоть до Советской власти были весьма популярны личные имена коранических пророков, как Жакуб (Йахкуб, Йаков), Жусуп (Йусуф, Йосиф), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), также Иса (Иисус). А вот почему сегодня наши «практикующие мусульмане»  никогда не дают подобные имена своим детям, ведь они из Священного Корана? Ясное дело, что все это называется политизацией и излишней арабизацией Ислама,  навязыванием не присущей ему этнической вражды к евреям и христианам.

Антисемитизм в отношении евреев был чужд особенно мусульманам Центральной Азии. Даже в X-XVIII вв. в наших городах и селениях спокойно жили еврейские общины, исповедовавшие иудаизм.  Очень уважали врачей-евреев, ученых. Среди них было немало евреев, принявших Ислам (для примера, великий Авиценна/Ибн Сина/бен Синай/, персидский историк и врач Рашид-ад-дин).

 И лишь позже, особенно в пик арабо-израильских войн в середине ХХ в. молодые поколения пуштунов начали замалчивать тему этногенеза своего народа, предпочитая называться ветвью иранцев.  То есть  это именно позднее явление, когда из-за обострившейся на Ближнем Востоке ситуации с палестинцами и эскалации межконфессиональной напряженности афганцы-пуштуны стали мягко открещиваться от еврейского происхождения своих предков, обходить тему «Бани Исраил».

Далее уже пошла радикализация местного Ислама под влиянием талибов, которые тоже скорее всего запрещают обсуждать этногенетические корни (хотя кто знает, может по милости Аллаха, через Его «хидаят»/руководство, эти люди перебесятся и отрекутся от радикализма и невежества?).  

Итак, вплоть до середины ХХ века  во всей в Центральной Азии, Индии  и на Ближнем Востоке еврейское происхождение пуштунов воспринималось нормально.       С VII по XX вв. афганцы гордились тем, что они «исраили»,  по крайней мере, не скрывали этот факт. И тогда европейские ученые, путешественники, британские чиновники успели зафиксировать нужные сведения.  Ведущие племена этого народа свидетельствовали, что их кланы ведут свое происхождение от царя Саула,  что они «Ибн Йакуб», а  Йакуб/Йаков – это «Исраиль». Так ответил,  например, современному антропологу Ш. Вейль старейшина племени Юсуфзай в Кашмире.

О том, что пуштуны – это исчезнувшие колена Израиля, всегда писали и до сих пор пишут и доказывают серьезные исследователи из США, Израиля, Индии, Великобритании. А еще раньше об этом сообщали  историки и летописцы из Афганской империи Дуррани, также Империи Великих Моголов. 

Научный вывод о пуштунах как «исраили» основан на сведениях свыше 12 средневековых арабо-персидских источников, генеалогий и устной истории пуштунских племен, информации из уст афганских шахов и  великих духовных личностей, как, например, эрудит и гений Джамаладдин аль-Афгани (хотя сам он был из сайидов, т.е. потомков пророка Мухаммеда), археологических, этнографических, топонимических и даже генетических исследований.

Правда, полные результаты  ДНК-анализа в среде индийских пуштунов в 2002 г. так и остались не обнародованными (что позволяет предполагать о вмешательстве неких могущественных сил то ли «мирового правительства», то ли еще кого). О трудностях продвижения своих научных исследований по данной теме говорит  ученый Навраз Африди, сам этнический пуштун из Индии, которого мусульмане начали обвинять в участии в «глобальном сионистском заговоре».  

 Версия об афганских «евреях-мусульманах» вряд ли может быть  приемлемой также  и для государства и духовенства современного Израиля (хотя многие ученые этой страны ее признают). Современные светлые еврейские головы, конечно, не ожидали такого «сюрприза» от истории, вернее Бога. Нынешним ортодоксальным евреям  претит истина о том, что  потерянные в седой древности израильские колена, пройдя все мытарства, закалившись, сохранив единобожие, но без конца искушаемые в окружении народов-многобожников и оттого даже принявшие было «золотого тельца» (буддизм), были вовремя спасены духовно и осчастливлены принятием Ислама.

Евреям-сионистам и другим противникам Ислама хотелось как всегда обвинить мусульман в фанатизме и насильственном обращении в свою религию. Но сами генеалогии пуштунов честно говорят как об еврействе, так и об искренней исламизации. Если бы имел место конфликт, то прямодушные и честные горцы-пуштуны не умолчали бы и хотя бы вскользь упомянули об этом в своих преданиях. Нет сомнения в том, что как раз сердца древних монотеистов-израильтян были готовы первыми услышать зов таухида (монотеизма), и потому они радостно и добровольно приняли Ислам, ибо он показался им более современной и углубленной интерпретацией Авраамовой веры.

А было это в VII столетии, когда лидер доисламских пуштунов по имени Кеш (Кайс, после обращения в ислам — Абдурашид) встретился в Центральной Азии с прославленным полководцем мусульман, «рыцарем пустыни», одним из «сахаба» Пророка, Халидом ибн аль-Валидом. Покоренный харизмой и проповедью единобожия из уст Халида, не раздумывая, Кеш принял со своим народом Ислам. 

Кеш-Абдурашид тоже стал талантливым полководцем, за что удостоился чести во главе 70 своих соплеменников посетить самого пророка Мухаммеда (мир ему!) в Мекке и быть благословленным им. Афганцы-пуштуны очень гордятся данным ключевым фактом из своих генеалогических преданий. «Шеджере» гласит, что Пророк с любовью принял ставших мусульманами потомков царя Саула и дал Кешу почетное прозвище «рулевой».

Таким образом, благородные «исраили» стали ревностными мусульманами.     И в дальнейшем пуштуны всегда давали отпор иноземным захватчикам-иноверцам, будь это монголы, британцы, русские, американцы. Конечно, века неравной борьбы с внешними врагами, самоизоляции в суровых горах на фоне общего кризиса Ислама как цивилизации неизбежно вели к постепенному огрублению, моральному упадку афганцев.

Также вполне возможно, что из глубин коллективного подсознания стали прорываться те самые древние расовые инстинкты, то есть  суровые Моисеевские, ветхозаветные привычки прибегать к силовым методам, типа «око за око, зуб за зуб» (кстати, есть сведения о том, что даже в XVIII веке афганцы наряду с Кораном имели списки «Таурат шариф», то есть Тору; хотя в традиционном, неваххабитском Исламе все это не воспрещается).

И все же этот интересный народ исследователи до сих пор находят талантливым, обаятельным, гордым, смелым, прямодушным, законопослушным, следующим кодексу чести «пуштунвали», который напоминает синтез положений древней Торы, Священного Корана и суфийского рыцарского этикета.  

В целом, ясно, что такой «хэппи энд»  с исламизацией своих братьев не устраивает современное еврейское сообщество мира. Они бы, конечно,  хотели найти своих потерянных родичей без всякого Ислама, тем более ужасного «Талибана», хотя бы прозябавших в образе язычников, чтобы вновь их легко вернуть в Иудаизм;  торжественно переселить их на историческую родину и т.д. и т.п. В принципе,  их тоже можно понять…выражаем сочувствие, приносим извинения, sorry (ведь, по вашему убеждению, еврей не должен признавать ни Христа, ни тем более Магомета)… И все же, всем нам – и умным евреям, и не очень умным не-евреям – надо еще думать и размышлять над этой версией этногенеза пуштунов. Тем более, если они сейчас вновь стали властелинами «Сердца Азии», как иногда образно называют Афганистан.

 

Автор: Н. Нуртазина,

историк

(Казахстан)

[:]