Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье.
Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билик», в котором получила отражение мусульманская идеология.
Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. Ислам не проник в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов женщины не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.
Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.
Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.
В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Одной из центральных задач модернистов было преподавание светских наук. Повсюду стали появляться новометодные школы – вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.
В годы Советской власти отношение к религии – и в т.ч. исламу – были сформированы в основном по принципам воинствующего атеизма, хотя очень большая часть жителей Казахстана исподволь и тайна соблюдала нормы шариата.
16 декабря 1991 года Казахстан обретает независимость. Главной задачей правительства РК являлось построение свободного общества. В связи с этим создана правовая база, соответствующая мировым практикам и стандартам, касающихся вопроса о свободе вероисповедания.
Если вернуться к истории возрождения ислама в Казахстане, то началом ее можно считать 1990 год, когда было образовано Духовное управление мусульман. До этого общины подчинялись Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. С этого времени началось возвращение верующим мечетей, их восстановление и строительство новых, открытие исламских духовных школ. В частности, в Алма-Ате в 1999 году открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше 3 тысяч человек — одна из крупнейших в СНГ (на то время — Прим. ред. Сунна-Пресс).
Ережепова С.М., Джумабаев Н.М.
Сунна-Пресс: Известно, что казахи-кочевники менее религиозны, чем, например, узбеки или татары-горожане. Приходиться часто слышать, что якобы это дело в самих казахах, якобы Ислам не прижился у казахов из-за мировоззрения и менталитета. Но даже среди арабов кочевники были менее религиозны, чем горожане.
Говорит Всевышний Аллах: «Бедуины оказываются самыми упорными в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему посланнику. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Св. Коран, сура «Покаяние»: 97).
Говорит шейх Ас-Саади: «Бедуины, кочевые жители пустыни, являются более упорными в неверии и лицемерии, чем горожане. Это объясняется несколькими причинами:
Во-первых, они не осведомлены о религиозных законах, праведных поступках и мудрых предписаниях. Они более кого бы то ни было не признают законов, повелений и запретов, которые Аллах ниспослал Своему посланнику (мир ему и благословение). В отличие от них, горожане лучше знакомы с предписаниями, которые Аллах ниспослал Посланнику (мир ему и благословение) и приобретенные знания создают у них правильные представления о происходящем, пробуждая в них желание творить добро, о котором им известно гораздо больше, чем бедуинам.
Во-вторых, горожане обладают более мягким нравом и соглашаются с проповедниками быстрее, чем жители пустыни. Горожане беседуют и встречаются с праведными людьми чаще, чем жители пустыни. И поэтому горожане больше подходили для добрых начинаний, нежели бедуины.» (Тафсир Ас-Саади)