[:ru]
В Казахстане при экспертизе мясных и колбасных изделий с маркировкой «Халяль» регулярно обнаруживаются следы ДНК свиньи. Об этом заявила эксперт общественного объединения «Национальное общество по защите прав потребителей «САПА» Римма Гахова на круглом столе, посвященном развитию Халяль-индустрии в СНГ, передает BNews.kz.
«В октябре прошлого года в «Черный список» нашей организации попали колбасы «Мусульманская» (ТОО МПЗ «Бижан»), «Дастархан» с надписью «без содержания свинины» (ТОО «Рубиком»), «Астана» с логотипом «Халаль» (ТОО Апрель»). На наш взгляд, это не только вопиющие случаи нарушения прав потребителей, но и оскорбление чувств верующих», — сказала Р.Гахова.
Эксперт уверенна, что халяльная продукция должна изготавливаться отдельно от других продуктов.
«Главная «родовая травма» казахстанского халяля в том, что крупным предприятиям, выпускающим нехаляльную колбасную продукцию, разрешили выпускать «халяль» в рамках отдельных рабочих смен, эдакий «воскресный «халяль». При этом все шариатские советники и технологи знают, что такой переход возможен только однократно. Если оборудование было загрязнено свининой, то должна применятся специальная шариатская очистка. Тот, кто был на колбасных производствах, даже не имея религиозного образования, поймет, что загрязнение там неизбежно. После этого переход снова на нехаляльную продукцию недопустим. Одним словом, выпуск халяля должен быть на отдельной линии, которая не используется для производства других продуктов», — отметила она.
Р. Гахова сообщила, что на данный момент широко используются экспресс-тесты, которые подтверждают наличие свинины в халяльном продукте.
«Под подозрение стали попадать даже те производители, у которых есть халяльные цеха. В случае срочного заказа и перегруженности собственного цеха, они заказывают производство колбас под своей маркой в смешанных производствах, где между сменами делают «халяль». Понятно, что результаты экспресс-экспертиз подрывают репутацию производителей, и они нашли способ безнаказанно производить «полухаляльную» продукцию», — поделилась она.
Спикер добавила, что глобальный мусульманский рынок растет.
«Численность мусульман в мире к 2030 году достигнет 2,2 млрд человек (более четверти населения Земли). Продукция из Казахстана очень интересна представителям крупнейших исламских стран. Но никак не товары, в которых есть предельно-допустимые нормы «харам»», — заключила она.
[:]