АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Рухани жаңғыру» логически привел нас к Абаю[:]

[:ru]

12 апреля исполнилось три года с того памятного дня, когда началась реализация Государственной программы «Рухани жаңғыру» (Духовное возрождение). Как мы помним, она была инициирована Президентом РК Н.А. Назарбаевым в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (2017 г.).

В статье Елбасы поднял проблему национального сознания, озвучив такие приоритеты в его развитии, как конкурентоспособность, прагматизм, культ образования. При этом Лидер нации дал понять, что Казахстан в то же время не должен идти по пути бездуховного и этнически нейтрального общества «манкуртов», а обязательно должен чтить свое культурное прошлое, родной край, сохранять культурный код нации. Особняком стоит в программной статье вопрос о переходе казахского языка на латинский алфавит.

Сейчас сквозь призму времени и опыта есть возможность критически и взвешенно оценить эту госпрограмму и реализуемые в ее рамках национальные проекты (типа «100 новых лиц Казахстана», «Сакральная география», «Новое гуманитарное знание. 100 новых  учебников на казахском языке»). Дело в том, что жизнь и социальный опыт вносят свои неумолимые коррективы во все планы и проекты любого государства. За эти три года в стране произошло много судьбоносных событий, на новой волне демократизации и обострения социальных противоречий всплыли новые проблемы, обозначились другие важные задачи и приоритеты.

Также мы знаем, что есть критики программы «Рухани жангыру». Некоторые российские аналитики писали о «недопонятой» народом госпрограмме, когда Елбасы  задумал модернизацию национального сознания, а большинство казахов самовольно сделали акцент на национально-культурном возрождении. На местах некритически увлеклись архаикой и этничностью, что в принципе противоречило основным положениям выступления Президента.

И здесь нужно сказать, что в любом деле надо уметь отделять зерно от плевел и, выражаясь еще фигурально, вместе с водой не выбросить ребенка. Конечно, были перегибы и недопонимание, а порой случались и абсурдные вещи. В свое время даже сам Елбасы критиковал (в начале 2018 г.) то, что «есть акимы, которые свою ежедневную работу записывают как работу в рамках «Рухани жаңғыру». Постоянную работу – проведение фестивалей, спортивных состязаний акимы заявляют, что провели в рамках «Рухани жаңғыру». Но это же профанация?».  

Можно отчасти согласиться с мнением зарубежных экспертов относительно того, что Елбасы озадачил тогда нацию «модернизацией сознания»     (т.е. в духе Абая и деятелей «Алаш-Орды»), именно это и определило мейнстрим его нового обращения к народу. Хотя при этом на казахском языке лозунг духовной модернизации прозвучал более мягко и неопределенно как «рухани жаңғыру», т.е. «духовное возрождение» (должно быть: «ұлттық сананы модернизациялау»). А ведь именно это ключевое слово – «духовное обновление» – надо было всем нам взять за руководство. Не зря в программной статье  вопрос латинизации алфавита был едва ли не первостепенным, хотя изложен был этот пункт осторожно в конце обращения.  В статье Н.А. Назарбаев также призвал к борьбе с пережитками народного сознания вроде племенного сепаратизма (трайбализма).

Однако в силу разных причин, прежде всего из-за примитивности чиновничьего мышления и формализма в работе координаторов и акимов в ходе реализации (или попыток претворения в жизнь) госпрограммы возник перекос,  а порой под шумок «Рухани жангыру»  творили вещи, которые по сути противоречили главной идее статьи Елбасы.  Было и перебарщивание с археологией и «сакральной географией», особенно всевозможными громкими, но пустыми мероприятиями. Например, сейчас чиновники отчитываются о проведении  93 тысяч  мероприятий в стране, в которой участвовали 12 млн. человек. Но стали ли от этого наши люди более духовными, сознательными и продвинутыми? – Это спорный вопрос…

И все же хочется быть оптимистичным. Что ценного в этой программе? Главное – это то, что Лидером нации было обращено внимание на сферу сознания и духовности, исторической памяти и культурного кода нации. Такого приоритета прежде не было обозначено, если не считать  давнюю программу «Культурное наследие». Уже то, что культура, наш родной язык и алфавит, историко-культурное наследие  не должны больше считаться «бедными родственниками» в нашей государственной системе, что они достойны уважения, заботы и подержки, имеет  исключительное значение. Также был брошен актуальный лозунг очищения «авгиевых конюшен» общественного сознания.

В реализации программы за эти годы было, на наш взгляд, тоже немало  положительного. Особенно важен перевод 100 лучших учебников на казахский язык. Переведены на настоящий момент 77 учебников гуманитарного направления, из которых 47 изданы в вузах. Подготовлены свыше 156 видеоуроков, к которым имеет доступ молодежь.

Стоит заметить, что профессорско-преподавательский состав КазНУ им. аль-Фараби принимали самое активное участие в реализации этого и других мегапроектов. В университете был разработан и апробирован новый курс лекций «Духовное возрождение и формирование исторического сознания», который читается студентам на казахском, русском и английском языках. Апробация показала, что наша молодежь неравнодушна к проблемам исторической памяти, вопросу перехода на латинский алфавит, формированию рационального сознания.  

И, наконец, мы бы заметили следующее. Очень удачно и своевременно на  помощь нашей долгосрочной программе «Рухани жангыру» «подключился» сам великий Абай. Мы имеем в виду задачи, которые поставил в начале 2020 г. новый Президент РК К.К. Токаев в связи с празднованием 175-летия Абая Кунанбайулы. Дело в том, что идеи Абая прямо перекликаются с задачей Елбасы о модернизации национального сознания. Абай – эта та «осевая» личность, в которой пересекается и гармонирует как национальный код, так и модернизация сознания (общечеловеческие ценности и модели).

В начале 2020 г. в Казахстане был принят новый план по дальнейшей реализации программы «Духовное возрождение». В ней, как бы исправляя допущенные стихийные ошибки и недочеты, наши министры и эксперты сформулировали такие ключевые направления, как 1)развитие личности в плане прагматизма, открытости сознания, конкурентоспособности (мы бы добавили от себя еще и «стрессоустойчивость»  и «психологическое здоровье» – с высоты опыта пандемии и карантина, новых вызовов времени);  2) развитие нации и национальной идентичности, международное позиционирование страны 3) путь эволюции, а не революций.

 

 

Н.Д. Нуртазина,

доктор исторических наук,

профессор кафедры истории Казахстана

КазНУ им. аль-Фараби

 

 

 

[:]