[:ru]
Ваххабитов в Казахстане еще можно встретить, но уже не в том количестве, что год или два назад. Ваххабизм еще называют в Казахстане русским исламом, за приверженность его адептов к русскому языку, и за его распространенность в основном в среде русскоязычных граждан Казахстана. Что довольно странно. Ведь если вы проповедуете идеи арабов, то будьте добры разговаривать на арабском языке.
Так что же способствовало закату ваххабизма в Казахстане? Разумеется, можно говорить об эффективной работе силовых структур Казахстана, довольно успешно (без крови) нейтрализовавших наиболее радикальных адептов салафии в Казахстане. И может быть по этой причине президент Нурсултан Назарбаев не хочет отправлять в отставку министра Внутренних дел Касымова.
Но главная причина кроется в другом. Салафиты проиграли свой идеологический бой в нашей стране представителям традиционного, казахского, ислама.
За годы Независимости выросло целое поколение грамотных казахских имамов, с высшим религиозным образованием, умеющих вести теологическую дискуссию в любой религиозной среде. И в идеологическом противостоянии с ними мало подкованные в вопросах ислама казахстанские ваххабиты терпели и терпят сокрушительные теологические поражения, не находя весомые аргументы в защиту собственных догм.
А во-вторых, национальная ось казахов оказалась достаточно сильной, не принимающей ни под каким соусом религиозные установки сектантов «русского ислама». Казахи с негодованием относятся к идее отказа от своего национального языка, традиций и культуры в угоду ваххабитским постулатам. Традиционное казахское общество отторгло «русский ислам».
А еще, как полагает казахстанский политолог Азимбай Гали, на ваххабизм в среде казахской молодежи «прошла мода». Казахи все чаще стали задаваться вопросом: — А какая нам польза от такого радикального ваххабизма? И что вообще, нового и передового несет в себе арабский мир, раздираемый сегодня на куски тысячами противоречий, народу Казахстана?
И ответ здесь напрашивается отрицательный.
Новости Казахстана. Алтынорда.
[:]