АЛТЫНОРДА
Интервью

Русский марш в Москве и Алматы….

Политолог Азимбай ГАЛИ: Запугать нас и вновь превратить нашу республику в колонию у них не получится….

Вопросы задавал Серик МАЛЕЕВ:

— Азеке.  О нашумевшем русском марше в Москве. Мы с вами видели, как российские власти  задержали человек двадцать, облаченных в фашистские одеяния, со свастиками, и прочей запрещенной атрибутикой.  Но у российской власти не оказалось повода  для задержания других  лиц, шедших под стилизованными фашистскими стягами.  Были флаги, где свастика многократно налагалась одна на другую, напоминая многоножку, были кресты внутри круга. Но ведь мы понимаем, что это те же самые нацистские символы.  Но за них не  ловили, и не задерживали.

Стоит также отметить, что русский марш собрал очень большое количество демонстрантов. Как вы считаете,  что такие марши  несут для самой  России? На  последнем, кстати говоря, были озвучены крайние  антипутинские лозунги.

— Оценка неоднозначная, требующая осмысления. Обнаружился раскол между националистами и имперцами.  Выяснилось, что сам Путин не столько националист, сколько имперец.  Это было замечено в несовпадении лозунгов. Русские националисты выступают за прекращение иммиграции, за отделение от Кавказа,  за ограничение прав евреев в России. Эти требования не выполняются, и игнорируются имперской элитой, в которую входят, в свою очередь,  представители не русских национальностей.  Имперская идеология требует отказа от части национальных идей, и смирения с локальным диктатором Кадыровым.   Приходится в ущерб социальным интересам русских, перекармливать  военно-промышленный комплекс.  Несколько раз националисты получили жёсткий отпор, за которым последовали преследования. Власть дала понять, что она не совсем поддерживает их, а только пользуется.

— Но, марш получился довольно масштабным. Власть пыталась нацистов загнать на задворки города. У нее это не вышло.  Марширующие направились туда, где в свое время собиралось ополчение Минина и Пожарского.   То есть, демонстранты проявили непокорность, и власть ничего с этим не смогла поделать. Даже несмотря на то, что заявлялись  крайние антипутинские лозунги.    Проведение русского марша замалчивалось на государственных каналах, но в ютубе все было отчетливо  видно.

-И более того, неизвестны цифры участников шествия. Сначала говорили, что пришло  6 тысяч человек, потом прошла информация о 20 тысячах.  Долгое время данное мероприятие не разрешалось.  Националисты не ожидали, что им позволят провести марш, и не смогли скоординироваться. Они  раздроблены.  Но главное – ясно. Раскол между  властью и националистами означает десакрализацию имперской идеи.

— Я думаю, что не только мы наблюдали за  шествием. Представители национальных республик, входящих в Российскую Федерацию, так же могли  лицезреть  по ютубу это фашистское, по своей сути, мероприятие. Это не совсем национализм. Когда озвучиваются лозунги «Россия для русских!», это отдает шовинизмом, нацизмом. Полагаю, в национальных республиках тоже по-своему восприняли данный факт. Если завтра те же татары заявят о необходимости проведения татарского марша, им нельзя будет отказать.  Те же башкиры могут заявить о необходимости проведения башкирского марша. Ведь опасный прецедент уже создан.  Все по справедливости. Как будет поступать федеральная власть в этом случае? Элементарная логика подсказывает, что в таком случае придется разрешить в последующем   татарские, чеченские и другие марши.

— В РФ существуют  национальные субъекты, имеющие характер  государственных образований. У них есть свои флаги, гимны, государственные языки, и некое право на государственное существование. В свое время национальные республики  настолько русифицировались, что складывалось впечатление умерщвления национальной жизни.  Это, в первую очередь, касается Осетии. Сейчас наблюдается консолидация адыгских народов, идет тихий рост национализма в Якутии, Бурятии. Эти процессы происходят не только  по причине провокаций со стороны русских националистов, это последовательное развитие национальной жизни в России, которая при  следующем ослаблении центральной власти, может привести к повторному массовому фронтальному разлому в жизни страны.  Последние события в Татарстане показывают, что наблюдается система сращивания местного национализма и религиозного радикализма.  С такими элементами бороться можно только силой оружия.  В Чечне кадыровцы  являются сторонниками суфизма. У них в качестве государственного заявлен суфистский ислам на чеченской почве. Следовательно, у этого государства есть своя национальная  религия. А ведь чеченский  пример заразителен для Ингушетии, где менее популярен первый руководитель, ибо он не Кадыров.  Осетия  так же берет пример с Чечни.  По северному Кавказу фактически продолжается гражданская война. Путин не смог остановить данную  войну,  несущую уже атакующий характер. Когда повстанцы не прячутся в лесах, а сами нападают на представителей власти. Ситуация там намного сложнее, чем мы предполагаем.

А с другой стороны русские марши провоцируют сегодня ту часть представителей национальных меньшинств, которая была настроена нейтрально, примиренчески к русским, полагаясь на межэлитное сотрудничество в создании и сохранении единой России. Примерно такая ситуация была  накануне распада Австро-Венгрии.  Венгры постоянно выражали недовольство. Они теряли язык, государственность, не получая никакой пользы от империи.  Сыграло роль не только недовольство масс,  а так же и раскол  национальных элит.

—  В  годы развала Советского Союза, многие русские вышли под либеральными лозунгами, требуя отделения России  от  национальных республик, в том числе и от Казахстана, который они называли то мягким подбрюшьем, а то и вовсе захребетником.  Поэтому в развале Союза, по большому счету, виноваты сами русские.

— Конечно. Без их участия невозможно было бы развалить такую страну.

— Сегодня мы видим повторение пройденного урока, но уже под другими лозунгами.  Лозунги обрели более крайний, радикальный характер.

— В  момент распада Союза были либеральные лозунги, замененные сегодня на националистические.  Однако, на русском марше присутствовали и  известные либералы, такие как Навальный.  Были три группы, шедшие разными колоннами: левые, либералы, и националисты. Их всех объединяет антипутинский контекст.

—  Мы видели на марше огромное количество тех россиян, кто выступает под лозунгами: «Хватит кормить Кавказ», «Хватит кормить национальные республики!»  Как не мало и тех, кто выступает против путинского союза с Казахстаном.

-Каждая из национальных республик в составе России имеет свой ОМОН, играющий функцию национальной армии. Чечня может послать свою армию в Ингушетию, Осетию, или принять участие в грузинском конфликте, и.т.д.  Вот до чего дошло. Уровень суверенизации Чечни намного выше, чем мы предполагаем.

Наблюдается эскалация военного сепаратизма в ряде мест.  А в Татарии мы отмечаем культурно-языковой сепаратизм, выходящий за все  дозволенные рамки. И все эти национальные движения осуществляют попытки выйти за рубеж, с просьбой о поддержке их дела. А насколько Запад готов помогать национально – освободительному движению в России? Если учесть крайнюю непопулярность Путина за рубежом, то ответ напрашивается сам собою.

В том же мусульманском мире очень многое знают о чеченцах, и об их борьбе.

Другой пример. В Татарии отмечается культурно-языковое противостояние.  Это движение другого порядка, отличающееся от чеченского, но имеет один и тот же антиимперский контекст. Так же  мы отмечаем сильные консолидационные процессы в среде адыгов и черкесов. Национальная идея в ряде регионов России перерастает в исламистскую идею.  Национализм, следовательно, растет не только в русской среде, но и в среде не русской.  Мы так же наглядно видим проявления недовольства еврейской части населения, выраженные среди работников культуры,  представителей управленческой элиты, журналистики, и. т. д.  Они будут выражать свое недовольство через трансляции за рубеж, реализовывая себя в контексте нарушений прав человека,  через митинги и протесты социально-демократического характера. Словом, сегодня четко отслеживается комплекс составляющих, которые  могут привести Россию к новому политическому кризису. И все это на фоне персонально-личностного кризиса Путина.   Была опора  на РПЦ, которая до сегодняшнего этапа не особо лезла в политику. После сращивания церкви с государственным аппаратом,   мы наблюдаем  снижение доверия населения к русской православной церкви, по крайней мере, к ее руководству.  Идет созревание нарыва. Когда и где он прорвет,  невозможно предположить, но, скорее всего,  это случится.

— Я  бы хотел сказать об идеологической модели построения государственности, которую выбрал сегодня Путин.  Она совсем неудачная.  Это нечто, предполагающее мракобесие, построенное на запретах. Формат нового сталинизма.  Даже Медведев старается дистанцироваться от подобной идеологии. Ведь когда он заявляет, что Сталин преступник, руководствовавшийся недопустимыми методами, мы понимаем, что он завуалировано критикует сегодняшнюю российскую внутреннюю и внешнюю политику.

-Да. Разные дискурсы и позиции в среде казалось бы  одной правящей группировки.  Наблюдается некая холодная война.

-Да. Но если Советский Союз вел холодную войну за границами своей территории, то сегодняшняя холодная война идет внутри российских границ.  Вот что страшно.

—  Все трудней становится бороться, и сохранять консолидацию  русской нации, когда одна часть националистична, а вторая  настроена проимперски.   Да к тому же, выяснятся, что уровень коррупции в стране слишком высок. Когда все продается и покупается.  Когда тем же министром обороны Сердюковым деньги тратились не на оборону, а на незаконный бизнес в военных структурах….

— Давайте теперь плавно от России перейдем к Казахстану. Некоторые наши граждане тоже провели свой, небольшой аналог русского марша.  Собрались возле какого-то трактира  человек 50, с плакатами  в поддержку российских фашистов.

Но больше всего меня поражает и удивляет, что это мероприятие организовали глава Русской общины Казахстана Бунаков и Верховный Атаман союза казачьих объединений Казахстана Захаров. Ведь суть в том, что  они оба известные личности. Захаров до недавнего времени был заместителем  председателя Ассамблеи народов Казахстана.  И Бунаков тоже член Ассамблеи. В этом-то вся и загвоздка. Эти люди, солидаризируясь с организаторами русского марша в России, фактически поддержали фашистские лозунги.  Как вы относитесь к такому виду «солидарности» наших граждан с Россией?

—  Полагаю, что те из наших граждан, кто солидарен с российскими фашистами, страдают ксенофобией и шовинизмом. Это порождает много проблем, но прежде всего, для самих вышеперечисленных господ, которые  становятся отныне не рукопожатными.  Не только на Западе, но и в первую очередь, у нас, здесь, в Казахстане. Представьте сами, как можно подавать руку антисемитам? Нацистам?  И прочим опасным элементам, крайней радикальных позиций?

-Думаю, Ассамблея народа Казахстана не должна оставаться в стороне, в такой ситуации.  Ведь Ассамблея озвучивает совершенно иные лозунги,  направленные на единство народов нашей страны. И понятно, что со стороны Бунакова и Захарова идет полная компроментация основных положений и доктрин АНК.

-Наши идеологи, и те, кто занимаются общественно-политической жизнью Казахстана, прозевали два важных события.  Не высказали никакой позиции относительно русского марша, и его поддержки здесь,  и не высказались по так называемому антифашистскому комитету, который образовался подпольно. Хотя это вещи одного порядка. Странно и удивительно, что нет никакой реакции на эти события со стороны Ак Орды.

-Реакция на сам факт проведения русского марша в Алматы должна быть самая жёсткая, и негативная.

— Разумеется. Подобные мероприятия рождают межнациональную рознь, и разрушают межнациональное единство. Это, по сути, фашистские собрания.  Настораживает, и удивляет «толерантность» Ак Орды. Ведь толерантность не подразумевает, что нужно проходить мимо зла.

— Согласен. Русский марш в Казахстане —  это чистейшей воды провокация. Это провокация казахов.

— Да. А так же попытка реанимировать некие радикальные течения, почившие благополучно в бозе еще в начале девяностых.

— И нам надо на нее реагировать. Не только потому, что это вызов общественности на сегодняшний день.  Реагировать надо, во имя  укрепления своей государственности. Во имя дня завтрашнего.  Если мы стремимся создать сильное государство, такие вещи у нас не должны проходить по определению.  Они разделяют этносы, порождают раздор.

-Это очень опасные симптомы. Людей там было мало, говорят нам. Но попытка уже была заявлена, и она настораживает. А  если учесть, что эти русские национал — радикалы  еще и спонсируются из-за рубежа, то становится и вовсе не по себе. Спонсоры русских маршев в Казахстане должны понимать, что подобные мероприятия работают не только против интересов Казахстана, но и против интересов самой России. Мы имеем дело с системной ошибкой со стороны российского истэблишмента. Если они действительно поощряют такое, то должны и просчитывать последствия подобных непродуманных шагов. Запугать нас и вновь превратить нашу республику в колонию у них не получиться. Единственное, чего они смогут добиться, так это отвратить Казахстан от России.