[:ru]
В нашей стране снимают проекты не только об идеализированном мифическом Казахстане, в котором добро побеждает зло. Но, и о реальном Казахстане, погрязшем в коррупции и вседозволенности со стороны чиновников. Некоторые авторы не боятся препарировать проблемные вопросы, раскрывая зрителю трагизм государственного устройства страны. Сериалы и фильмы должны отображать реальность. Учить нас с этой реальностью взаимодействовать.
Лента «ГОК» с этой задачей справляется. Продюсерский проект Михара Сажле отсылает нас к реальной истории. К истории, в которой человеческая драма, вопросы патриотизма и нравственности тесно переплетаются с аспектами жестокости, цинизма, и равнодушия. Недаром говорят «Бойся равнодушных». С их молчаливого согласия в мире творятся страшные вещи.
Одной из страшных вещей является коррупция. Она отравляет все в Казахстане. Коррупция — это синоним деградации. Чем больше общество погрязает в ней, тем более оно бедное. Бедность приводит население к одичанию. Варваризации. Растет уровень социальной агрессии. Внутри социальных групп начинаются стычки и конфликты. Казахстан, к сожалению, никак не может преодолеть эту болезнь. Некоторые наши регионы пришли к одичанию из-за коррупции.
Северный Казахстан входит в число антилидеров в коррупционных списках. СКО фигурирует в прессе, как место где упадок достиг критического уровня.
Отрывок из фильма
Этот декаданс региона хорошо отразил творческий состав сериала «ГОК». Сериал рассказывает реальную историю, за которой наблюдает весь Казахстан. Это описание борьбы предпринимателя Виктора Долгалева (в сериале его фамилия Добронравов). Он сражается за родное предприятие с продажными чиновниками.
Движут им ценности свободы и патриотизма. По сюжету предприятие «ГОК» хотят захватить рейдеры. Российские олигархи, китайские бизнесмены, вороватые чиновники и судьи рассуждают о «ГОКе» лишь в контексте прибыли. Для самого Добронравова и его коллег «ГОК» — смысл жизни. Родная обитель.
При просмотре ленты не покидает ощущение безысходности. Рыщущие в поисках власти и денег чиновники, никак не поймут, почему работники «ГОКа» страстно борются за родной комбинат. Авторы использовали аспекты реализма для отражения ситуации. Актеры играют убедительно, качественно. Нет фальши. В сериале звучит брань и мат. Проект не пытается сгладить острые углы казахстанской действительности.
В одной из сцен нам показывают будни судей СКО. Роль судьи исполнила народная артистка РК Данагуль Темирсултанова. Чиновники, вызывающую женщину на ковер, обращаются с ней как со слугой. Грубо. По-хамски. Грозя увольнением, если она не выполнит приказ. Смотреть на это грустно. Проводить параллели с теми же штатами, где профессия судьи одна из престижных и уважаемых, еще грустней. Наши подневольные судьи теряются на фоне американских уверенных в себе юристов.
Зрителю демонстрируются и будни полицейских. На них кричит начальство. Не считается с их мнением и правами. Зарплаты у них низкие. Сами ничего не решают.
На контрасте любопытно исследовать отношение руководителя ГОКа к своим подчиненным. Отношение доброе и уважительное. Добронравов пытается войти в положение сотрудников. Оценивает людей исключительно по заслугам, а не с точки зрения личных симпатий или блата. Уважительное и отцовское отношение рождает такую же отдачу со стороны коллег. ГОКовцы готовы биться за родное предприятие до последнего.
Продюсер Михар Сажле гордится своим детищем. Считает «ГОК» достойным примером сериала, олицетворяющим битву добра со злом. Сажле отмечает, что творящийся в СКО беспредел трогает до глубины души жителей нашей страны. На вопиющую несправедливость смотреть невыносимо. Хочется внести хоть какой-то вклад, чтобы ситуация изменилась.
Сериал демонстрирует, как работают коррупционные схемы. Сами коррупционеры напоминают пауков, затягивающих в свою паутину все больше жертв. Руководителю предприятия ГОК Добронравову противостоит сотрудник департамента налоговой службы Арман Кибраев. Кибраев готов на все ради денег и карьерного продвижения. Он прикрывает чудовищные схемы отмывания денег. Сотрудничает с преступными группировками.
На одной стороне чаши весов — преступники. Коррумпированная элита. Продажные компрадоры, для которых слова Отчизна, Патриотизм и Родина – пустой звук. Люди, выполняющие функцию винтиков в системе. Отравленные ядом коррупции индивиды задействованы везде. В налоговой инспекции. В финансовых структурах. В правоохранительных органах. В полиции. Среди региональных властей.
На другой стороне — героический батальон из работников ГОКа. Простые люди, желающие работать. Они рискуют жизнью, чтобы сохранить свой завод. Лозунги сериала звучат как «Прорвемся» и «Сколько стоит Родина?»
Увлекательный проект «ГОК» понравился казахстанцам. Под сериями набралось больше тысяч комментариев и сотни тысяч просмотров. Хочется, чтобы наши авторы и дальше снимали такие качественные проекты, основанные на реальных историях.
Айнур Абаева.
[:]