АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Серик Малеев. Алкоголизация казахов. Пить «Боярышник», или не пить, вот в чем вопрос???[:]

[:ru]

imagesТема «Боярышника» в России, и отравлений с ним связанных, неизменно нас приводит к вопросу: — А как обстоит дело с пьянством и алкоголизмом в Казахстане? Ведь все мы вышли из одной советской шинели.

Если кто помнит, вначале девяностых, пьянство в Казахстане носило, если и не повальный, то достаточно массовый характер. Но потом пришли другие времена. Кого-то от алкоголя отвадил рынок, с его жесткими правилами конкуренции, кто-то нашел свою правду в исламе.

А как сегодня обстоят дела на казахстанском ликеро-водочном фронте? Вопрос, конечно, интересный.

Картинка с натуры. На пересечении улиц Рыскулова и Момышулы, в лагманхане бригада слесарей, человек пятнадцать, отмечают день рождения своего коллеги. На столе лагман, торт, лепешки, конфеты, чай, и ни грамма спиртного. Бригада слесарей! Ты слышишь, Карл!  

images (1)

Политолог Азимбай Гали: — В целом в Казахстане отмечается устойчивый тренд на уменьшение потребления алкоголя. Но тренд этот не абсолютный. Движение в позитивном направлении есть, как есть и отклонения от этого движения. Так, только вчера я видел двух пьяных казахов. Поэтому я бы не стал предаваться радужным настроениям. Приведу такие данные. В Казахстане в мечети в подавляющем большинстве, до восьмидесяти процентов, ходит казахская молодежь. Но и в ресторанах, в преобладающем большинстве, сидят тоже казахи.

Что же касается факторов, влияющих на снижение алкоголизма в Казахстане, то в качестве основных я бы выделил три причины. Первая, связана с постепенной утерей питейных традиций. Потребление алкоголя – уже не рассматривается обществом в качестве признака настоящего мужчины.

Во-вторых, на снижение потребления алкоголя влияет страх потерять свою работу. Что в нынешних условиях весьма чревато.

И в-третьих, идет постепенное превращение казахов в азиатскую нацию, со всеми сопутствующими азиатским нациям традициями и обычаями, среди которых места алкоголю нет. 

 

Без названия (3)Главный редактор медиа-портала «Диалог. кз» Джанибек Сулеев: — Вначале девяностых годов мне на глаза попалась статья Ахаса Тажутова «Алкоголизация казахов», опубликованная в журнале «Арай». Там на цифрах и исторических документах показывалось, как наши сородичи вовлекались в пьянство. Особый размах пьянство среди казахов приняло во время и после освоения целины. И связаны эти перемены были с изменившимся менталитетом степняков. Когда праздничный дастархан без бутылки водки выглядел сиротливо. Отсюда пошла традиция встречать и провожать гостей спиртными напитками.

А потом, давайте вспомним, ведь одно время водка стала служить аналогом жидкой валюты. Когда любые расчеты за любые оказанные услуги производились в поллитрах.

Однако сегодня мы видим перемены. И хотя в сравнении с теми же нашими братьями узбеками, или туркменами, мы выглядим не столь уж убедительно, но нация в последние годы потребляет намного меньше горячительных напитков, чем раньше.

И на то есть ряд причин. В обществе меняется сама культура потребления алкоголя. Появился прекрасный выбор. Вы сегодня можете позволить поставить на стол французские, испанские или грузинские вина. А под них требуются и другие изысканные закуски. Люди за таким столом не напиваются, а лишь поднимают себе настроение.

С другой стороны, казахи начинают ценить свой труд. И если вы тому же слесарю, ремонтирующему ваш автомобиль, предложите бутылку водки, то он скорей всего вас не поймет, и попросит деньги за свою работу.

А еще я заметил, в казахских аулах стали гораздо меньше пить. Некоторые главы крестьянских хозяйств и вовсе не держат дома алкоголь.

Поэтому водка и дешевые вина – это сегодня продукты, которые по большей части находят своего потребителя в маргинальной, социально уязвимой среде.

И конечно, немалую роль в этом играет общественное мнение, сегодня весьма критично относящееся к пьяницам и алкоголикам. Даже умеренно пьющий человек – и тот себя начинает чувствовать неуютно под недремлющим оком общественного мнения.

Хотя, повторюсь, на фоне тех же узбеков и туркмен мы, наверное, все еще продолжаем выглядеть сильно закладывающей за воротник нацией.

 

images (2)Каймунар Табеев, писатель:– За праздничным казахским дастарханом, на свадьбах и тоях вы уже не увидите того количества алкоголя, что было раньше. Не сказать, что казахи не пьют, но пьют куда меньше, в сравнении с восьмидесятыми — девяностыми годами. Интерес к алкоголю пропал. Особенно это заметно среди городской казахской молодежи, отыскивающей себе более увлекательные занятия, чем потребление алкоголя.

Одна из причин алкоголизации казахов в прошлом, на мой взгляд, заключалась в том, что общество было бедным, в том числе и бедным на досуг.

А сегодня этот рыночный сегмент осваивается в полной мере. Открываются спортивные и фитнесс-залы, можно заняться плаванием, изучением языков, сходить в тот же интернет-клуб, занять свой досуг хорошей музыкой, кинофильмами. Словом, в сфере индустрии развлечений у казахстанцев появился неограниченный выбор, и алкоголь отходит тут на третий, а то и на четвертый план.

А что касается «Боярышника», или ему подобных спиртосодержащих гадостей, то разумеется, казахстанцы подобную отраву не пьют. Ведь и водка у нас совсем недорогая. Так зачем себя травить каким-то левым «Боярышником»?

Алтынорда

 

[:]