АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Серик Малеев. Куда исчезло традиционное казахское гостеприимство?[:]

[:ru]

В прежние времена странник в казахской степи мог не запасаться на дорогу провиантом. В любом доме, в любом ауле его были обязаны (В соответствии с законами Ясы Шынгысхана), приветить, накормить и дать ночлег. В противном случае нарушителю Ясы грозила суровая кара.

И хотя со временем Яса уступила место законоположениям вначале царской, а затем и советской администрации, но сам обычай сохранился. И связан он был во многом с ментальностью самих казахов, и их гостеприимством. Гость в доме всегда мог рассчитывать на покровительство и защиту хозяина.

И вот что пишет в XIX веке по этому поводу польский исследователь Адольф Янушкевич, безмерно удивленный казахским гостеприимством. В своих записях он говорит, что если бы казахов расселить вдоль экватора, то путешественнику, решившему обогнуть земной шар, не было бы нужды брать с собой продукты. Его бы везде с почетом встретили и накормили.

Адольф Янушкевич

 

Причем обычай этот сохранялся у казахов даже в суровое сталинское время, с его репрессиями и голодомором. Статистика показывает, что среди репрессированных народов, сосланных в Сибирь, в лучшем случае выжило лишь 10% ссыльнопоселенцев, в то время как показатель выживаемости среди депортированных этносов, сосланных в Казахстан, приближается к 90%.

По воспоминаниям писателя и переводчика Герольда Бельгера, его семью, немцев Поволжья, сослали в Казахстан в годы войны. Отец его, сельский фельшер, обслуживал казахские аулы Ыбырай, Көктерек, Мектеп, Жаңа-жол, Қаратал, и два русских села: Козловка и Карачок.

Так вот, когда отец писателя ехал в казахские села, он никогда не брал с собой еду, потому что знал, что законы казахского гостеприимства не оставят его голодным и без ночлега. И лишь когда ему предстояла поездка в русские села, фельшер брал с собой в дорогу хлеб, яйца, лук. Настолько разительной была ментальность местных казахов и русских.

Герольд Бельгер

Но что же мы видим сегодня? Казахи отходят от старых традиций, в том числе и традиций гостеприимства. И связано это с процессами урбанизации казахской нации. Казахи переходят жить в города, а здесь и ритм жизни и порядки другие. В городе принято работать с восьми утра и до шести — восьми часов вечера.

Причем, работа может находиться в одном конце города, а дом в другом. А если принять во внимание, что в городе работают и мужчины, и женщины, то гость, пришедший в дом, не оповестив хозяев, часто рискует оказаться у закрытых ворот.

Да и потом, времени на отдых у городских казахов оказывается не так много, чтобы ходить по гостям. В выходные дни надо закупить продукты на неделю, постираться, сходить в баню, привести себя и детей в порядок.

Так старый благородный казахский обычай гостеприимства, сохранивший себя даже в суровые сталинские времена, начинает сходить на нет в независимом Казахстане. И тому виной бешенный ритм жизни современного казахстанского общества потребления.

Алтынорда

 

[:]